Дело № 12-13/2021
42RS0024-01-2020-001395-58
Р Е Ш Е Н И Е
г. Прокопьевск 08 февраля 2021 года
Судья Прокопьевского районного суда Кемеровской области Пальцев Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Романова Александра Васильевича на постановление старшего государственного инспектора БДД ГТН ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> А № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.4 ст.12.23 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора БДД ГТН ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> А № от ДД.ММ.ГГГГ Романов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.23 Ко АПРФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Романовым А.В. подана жалоба на постановление старшего государственного инспектора БДД ГТН ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> А № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.23 Ко АП РФ.
Жалоба Романова А.В. мотивирована следующим, как следует из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, в действиях Романова А.В. установлено два самостоятельных нарушения п.8 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №): - не прошел предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей, - не прошел предрейсовый медицинский осмотр, в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ. Из путевого листа №, водителя Романова А.В., автобус <данные изъяты> (г/№) следует, что длительность рейса составляет с «16» декабря 2020 г. по «18» декабря 2020 г., при этом предрейсовый инструктаж пройден Романовым А.В. «16» декабря 2020 <адрес> согласно этого же путевого листа предрейсовый медицинский осмотр пройден Романовым А.В. «16» декабря 2020 года в 08 час. 10 мин. Совокупность фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что должностным лицом событие описанного выше административного правонарушения виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены неверно и не доказаны.
В судебное заседание Романов А.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Ходатайство Романова А.В. об отложении судебного заседания, по жалобе на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено судом, вынесено определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку суду не представлено документов, подтверждающих занятость защитника в ином судебном процессе, не указан период отложения судебного заседания.
Старший государственный инспектор БДД ГТН ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> А в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.28.6 КоАП РФ в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке гл.29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (ст.29.10 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе: сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу, мотивированное решение по делу.
Исходя из положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить дело в полном объеме.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 №486-О).
Ч.4 ст.12.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно ч.4 ст.20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, возложена обязанность, в том числе, по соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечению наличия парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключения договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте; организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Во исполнение положений ст.20 Федерального закона №196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» Приказом Минтранса Российской Федерации от 15.01.2014 №7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В соответствии с п.16 данных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией, в том числе: о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности.
Согласно п.17 Правил информация, указанная в п. 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей. Предрейсовый инструктаж проводится: при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В силу п.11 названных Правил обеспечения безопасности перевозок субъект транспортной деятельности обязан в соответствии со ст.20 Федерального закона о безопасности дорожного движения организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей.
Согласно п.28 Правил обеспечения безопасности перевозок субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
В соответствии с п.4 Приказа Минздрава России №835н от 15.12.2014 «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п.5 Порядка проведения медицинских осмотров).
Согласно п.16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в п.п.2 п.12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 08.08.2018 №296.
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенного стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.
Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в п.п. 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, дать и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.
П.9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В соответствии с приказом Минтранса России от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время приведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Судом установлено, что постановлением старшего государственного инспектора БДД ГТН ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> А № от ДД.ММ.ГГГГ Романов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.23 КоАП РФ, а именно в том, что Романов А.В. управляя транспортным средством автобус <данные изъяты> государственный № осуществил организованную перевозку группы детей автобусом с нарушением требований Правил организованной перевозки группы детей автобусами (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), а именно нарушил п.8 Правил, как не прошедшим предрейсовый инструктаж перевозки организованной группы детей, и не прошедшим предрейсовый медицинский осмотр в порядке установленным Министерством здравоохранения РФ.
Как следует из материалов дела, а именно путевого листа № автобуса индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ,08:30 по ДД.ММ.ГГГГ,00:00, транспортного средства марки <данные изъяты> государственный №, водителя Романова А.В., длительность рейса составляет: выезд «16» декабря 2020 года возврат «18» декабря 2020 года, при этом предрейсовый инструктаж, медицинский осмотр пройден <данные изъяты> «16» декабря 2020 года в 08:10 часов.
Факт прохождения предрейсового медицинского осмотра подтверждается отметкой в штампе медработника в путевом листе. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед, первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов.
Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя до его возвращения из рейса на парковку законодательством РФ не установлена.
На момент выявления правонарушения предрейсовый медицинский осмотр был проведен, соответствующие отметки врача были проставлены, рейс носил длящийся характер, и возвращение на стоянку было определено ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.12.23 КоАПРФ, в отношении Романова А.В. были допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, имеющиеся в деле доказательства не подтверждают те обстоятельства, на основании которых вынесено постановление о назначении административного наказания.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Установленные выше судом обстоятельства исключают наличие в действиях Романова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.23 КоАП РФ.
При таких данных постановление старшего государственного инспектора БДД ГТН ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> А № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.4 ст.12.23 КоАП РФ, в отношении Романова А.В., подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Романова Александра Васильевича на постановление старшего государственного инспектора БДД ГТН ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> А № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.4 ст.12.23 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора БДД ГТН ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> А № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 12.23 КоАП РФ, в отношении Романова Александра Васильевича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.12.23 КоАП РФ, в отношении Романова Александра Васильевича, прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья /подпись/ Д.А.Пальцев
Подлинный документ находится в Прокопьевском районном суде Кемеровской области в деле № 12-13/2021