03RS0025-01-2021-000231-26
№ 2-109/2021 (33-15274/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 13 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Гафаровой Л.Ф.,
судей: Зиннатуллиной Г.Р., Сыртлановой О.В.,
при секретаре Латыповой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Насертдиновой Алсу Габдулбариевны на решение Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.03.2021 по гражданскому делу по исковому заявлению Давлетшиной Рашиды Радисовны к Администрации сельского поселения Акбулатовский сельсовет муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на имущество в порядке наследования.
Заслушав доклад судьи Сыртлановой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давлетшина Р.Р. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указывая на то, что после смерти её отца ФИО1, умершего дата, открылось наследство в виде земельного участка площадью 2651 кв. м. с кадастровым номером №..., расположенного по адресу адрес.
После смерти отца наследниками первой очереди являются она и родные брат Нуриев С.Р. и сестры Халимова А.Р., Бакирова Л.Р., которые на наследство не претендуют. Она после смерти матери фактически приняла наследство, открывшееся после смерти отца, поскольку пользуется и владеет данным земельным участком по фактическим границам, приняла меры по сохранению имущества, то есть фактически вступила в наследство. Оформить право собственности на данное имущество в досудебном порядке не представляется возможным. В декабре 2020 года она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано в связи с пропуском срока принятия наследства. Приводя данные обстоятельства, Давлетшина Р.Р. просила суд признать ее фактически принявшей наследство в виде земельного участка площадью 2651 кв. м. с кадастровым номером №..., расположенного по адресу адрес, открывшегося после смерти ФИО1, умершего 26.02.2005, признать за ней право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования после смерти отца ФИО1, умершего 26.02.2005.
Балтачевским межрайонным судом Республики Башкортостан 03.03.2021 принято решение, которым исковые требования Давлетшиной Рашиды Радисовны к Администрации сельского поселения Акбулатовский сельсовет муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на имущество в порядке наследования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Насертдинова А.Г. подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на то, что она состояла на иждивении у умершего мужа, поэтому имеет право на долю наследства. Наследство в виде земельного участка открылось после смерти ее гражданского мужа Нуриева Р.Ф., на момент смерти которого она проживала с ним и зарегистрирована по спорному адресу. Давлетшиной Р.Р. на тот момент исполнилось 14 лет, она находилась тогда в детском приюте и не могла принять наследство.
В материалы дела представлено возражение Давлетшиной Р.Р. на апелляционную жалобу с указанием на то, что на момент смерти ФИО1 брак между ними не был зарегистрирован, и она не состояла на его иждивении.
В судебном заседании Давлетшина Р.Р. указала на законность оспариваемого Насертдиновой А.Г. судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству с указанием времени и места судебного разбирательства размещена в открытом доступе на официальном сайте Верховного суда Республики Башкортостан (vs.bkr.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тесту ГПК РФ), рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
На основании ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тесту ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со статьей 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется, по общему правилу, подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также путем фактического принятия наследства. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно представленному государственному акту на право владения, постоянного пользования землей № 45-01-145 ФИО1 на основании решения № 83 от 19.06.1989 Администрацией Акбулатовского сельсовета в д. Чургулды предоставлено 0,22 га земель в пожизненное наследуемое владение, 0,22 га земель – в постоянное пользование. Из выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 16.12.2020 следует, что ФИО1 принадлежал на праве собственности земельный участок общей площадью 2651 кв. м., расположенный по адресу адрес.
ФИО1 умер 26.02.2005.
ФИО1 имел троих детей: Нуриева Салавата Радисовича, Нуриеву (Халимову) Айгуль Радисовну, Нуриеву (Бакирову) Лейсан Радисовну, Нуриеву (Давлетшину) Рашиду Радисовну.
Согласно справке № 352 от 16.12.2020, выданной администрацией сельского поселения Акбулатовский сельсовет муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан, ФИО1 на день смерти был зарегистрирован и проживал по адресу адрес.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО1 являются его дети Давлетшина Р.Р., Нуриев С.Р., Халимова А.Р. и Бакирова Л.Р. Согласно заявлений Нуриев С.Р., Халимова А.Р. и Бакирова Л.Р. от причитающейся доли наследства отказываются.
Согласно ответу нотариуса, наследственного дала к имуществу умершего ФИО1 не имеется.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что после смерти ФИО1 его дочь Давлетшина Р.Р. пользовалась и владела данным земельным участком по фактическим границам, приняла меры по сохранению имущества, пришел к выводу о том, что она фактически приняла наследство, оно подлежит признанию принадлежащим ей независимо от регистрации права собственности.
В силу ст. 1142 – 1143 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
В пункте 37 этого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации), представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Юридически значимым обстоятельством для установления факта принятия наследства является совершение наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства. При этом обязанность доказать обратное (при наличии сведений о фактическом принятии наследства) возлагается на наследника.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Насертдинова А.Г. как лицо, не привлеченное к участию в деле, указывает на то, что она состояла на иждивении у ФИО1, на момент смерти она проживала с ним и зарегистрирована по спорному адресу.
Как следует из разъяснений в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» круг наследников по закону установлен статьями 1142 - 1145, 1147, 1148 и 1151 ГК РФ. Отношения, влекущие призвание к наследованию по закону, подтверждаются документами, выданными в установленном порядке.
При разрешении вопросов об определении круга наследников первой очереди по закону судам надлежит учитывать, что в случае расторжения брака в судебном порядке бывший супруг наследодателя лишается права наследовать в указанном качестве, если соответствующее решение суда вступило в законную силу до дня открытия наследства.
Судебной коллегией было разъяснено Насертдиновой А.Г. право на представление доказательств, в подтверждение тех доводов, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ своим правом на предоставление доказательств заявитель жалобы не воспользовался.
Таким образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть гражданское дело по имеющимся материалам, из которых, между тем, не следует доказательств состояния Насертдиновой А.Г. в браке с наследодателем на момент его смерти, также не представлено доказательств нахождения у него иждивении.
Судебная коллегия полагает, что из материалов дела не усматривается, что принятым решением суда затрагиваются или могут быть затронуты права или обязанности заявителя жалобы, поскольку из обстоятельств дела не следует, что после смерти ФИО1 у Насертдиновой А.Г. возникли или могли возникнуть наследственные права, а также того, что она имеет право наследовать имущество, оставшееся после смерти наследодателя, не составившего при жизни завещания на ее имя, из которого усматривалась бы воля наследодателя оставить принадлежащее ему имущество на случай смерти Насертдиновой А.Г. Доказательств обратного Насертдиновой А.Г. не представлено.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 320 ГПК РФ право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Соответствующую жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
В абз. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.
В п. 4 ст. 328 ГПК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу.
Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что в случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление не отвечают требованиям части 3 статьи 322 ГПК РФ и в суде апелляционной инстанции отсутствует возможность устранения имеющихся недостатков, а также что апелляционная жалоба подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о его правах и обязанностях, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1, абзаца четвертого статьи 222 и пункта 4 статьи 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемым судебным актом какие-либо права и охраняемые законом интересы заявителя жалобы не затрагиваются. В оспариваемом судебном акте Насертдинова А.Г. не лишена и не ограничена в правах, не наделена правами, на нее не возложены какие-либо обязанности.
Несогласие Насертдиновой А.Г. с выводами суда со ссылкой на то, что на момент смерти она проживала с наследодателем и зарегистрирована по спорному адресу, не может служить основанием к отмене решения, постановленного в соответствии с нормами материального права. Право на наследство супруга не связывается ни с совместным проживанием, ни с ведением общего хозяйства. Право на наследование сохраняется лишь при наличии брака, который на момент смерти наследодателя не был расторгнут. Доказательств нахождения на иждивении ФИО1 Насертдиновой А.Г. не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Насертдинова А.Г. не может быть признана лицом, обладающим правом обжалования решения суда, таким образом, апелляционная жалоба подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Руководствуясь положениями статей 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Насертдиновой Алсу Габдулбариевны на решение Балтачевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03.03.2021 оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий: | Л.Ф. Гафарова |
Судьи: | Г.Р. Зиннатуллина |
О.В. Сыртланова |
Мотивированный судебный акт изготовлен 17.09.2021.