Судья Акименко Н.Н. Дело №33-21001/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2019 г. г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.,
судей Качаевой Т.А., Мельник Н.И.,
при секретаре Иванкович В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1378/19 по исковым требованиям Азовского межрайонного прокурора к Администрации Елизаветинского сельского поселения о понуждении утвердить устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское» по апелляционной жалобе Администрации Елизаветинского сельского поселения на решение Азовского городского суда Ростовской области от 13 июня 2019 года. Заслушав доклад судьи Мельник Н.И., судебная коллегия
установила:
Азовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Елизаветинского сельского поселения о понуждении утвердить устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское». В обоснование указав, что 10 ноября 2013 в станице Елизаветинская состоялось учредительное собрание казачьего общества (круг), которым принято решение о создании хуторского казачьего общества «Елизаветинское», принят устав общества, выбран атаман, которому предоставлено право осуществить государственную регистрацию казачьего общества.
5 сентября 2018 года устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское» был передан для согласования и утверждения главе Администрации Елизаветинского сельского поселения. Письмом от 3 октября 2018 года №764 администрация Елизаветинского сельского поселения отказала в согласовании Устава хуторского казачьего общества.
На основании изложенного прокурор в интересах неопределенного круга лиц просил обязать Администрацию Елизаветинского сельского поселения утвердить Устав казачьего общества «Елизаветинское».
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 13 июня 2019 г., исковые требования Азовского межрайонного прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию Елизаветинского сельского поселения согласовать положения устава хуторского казачьего общества «Елизаветинское» об обязательствах по несению государственной и иной службы.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения
С указанным решением не согласился, глава Администрации Елизаветинского сельского поселения – Орлова И.С., которая в своей апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное. В обоснование приводит доводы о том, что суд проигнорировал то обстоятельство, что прокурором подано исковое заявление на основании проводимой проверки исполнения законодательства о некоммерческих организациях. Полагает, что прокуратурой незаконно была проведена проверка в ходе, которой получены документы незарегистрированной некоммерческой организации, в связи с чем данные документы не могут являться допустимым доказательством. Прокурор не вправе был обращаться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах некоммерческой организации и ее учредителей. Принимая решение, суд вышел за пределы заявленных требований. Они лишены возможности исполнить решение суда, так как Устав не зарегистрирован и не скреплен печатью. Устав, представленный на утверждение, не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе и численности учредителей.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав помощника Азовского межрайонного прокурора – Гаджиева Р.Р., Главу Администрации Елизаветинского сельского поселения – Орлову И.К., судебная коллегия приходит к следующему.
Постанавливая решение, суд, руководствуясь ст.ст. 132 Конституции РФ, ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» пришел к выводу о том, что с администрацией Елизаветинского сельского поселения подлежит согласование только включение в устав обязательств по несению государственной и иной службы.. В остальной части иска отказано.
Однако с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10 ноября 2013 в станице Елизаветинской Азовского района состоялось учредительное собрание казачьего общества.
На данном собрании жители станицы приняли решение о создании хуторского казачьего общества «Елизаветинское». Принят устав общества, а также атаманом общества избран Харченко А.Ф., который обратился в Администрацию Елизаветинского сельского поселения с заявлением об утверждении устава общества. Ответчик отказывает в согласовании и утверждении устава, полагая, что такая обязанность отсутствует.
Обязывая администрацию Елизаветинского сельского поселения согласовать положения устава хуторского казачьего общества «Елизаветинское» об обязательствах по несению государственной и иной службы, суд сослался на положения ст.6 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" ( в дальнейшем N 154-ФЗ).
Между тем в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 154-ФЗ внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Азовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Елизаветинского сельского поселения о понуждении утвердить устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское». Требований об обязании администрации Елизаветинского сельского поселения согласовать положения устава хуторского казачьего общества «Елизаветинское» об обязательствах по несению государственной и иной службы прокурором, не заявлялось.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как видно из протокола судебного заседания прокурор в судебном заседаний поддержал заявленные требования и просил обязать ответчика утвердить Устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское».
В силу пункта 4 части 1 статьи 2 Закона N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" ( здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Казачье общество согласно п. 2 ст. 6 ФЗ "О государственной службе российского казачества" для внесения в государственный реестр казачьих обществ в РФ представляет в государственный регистрирующий орган (Минюст), в частности, устав казачьего общества, принятый на общем собрании (конференции) казачьего общества, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований и утвержденный в установленном порядке;
Согласно пункту 3.2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" ( здесь и далее в редакции, действующей на момент предъявления иска, далее - Указ N 632) уставы хуторских, станичных, городских, районных (юртовых) казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, на территориях которых создаются и действуют соответствующие казачьи общества.
В связи с чем выводы суда о том, что устав хуторского казачьего общества не должен утверждаться главой муниципального образования, на территории которой создаются и действуют соответствующие казачьи общества, не соответствует требованиям приведенных выше норм права.
Кроме того, казачье общество согласно п. 2 ст. 6 ФЗ "О государственной службе российского казачества" для внесения в государственный реестр казачьих обществ в РФ представляет в государственный регистрирующий орган (Минюст), сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Положением о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2009 N 1124 обязательства по несению службы принимают члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, созданных в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
Члены хуторского, станичного, городского или районного (юртового) казачьего общества представляют в письменной форме заявления о принятии обязательств по несению службы на имя атамана соответствующего казачьего общества. Атаман казачьего общества представляет указанные заявления вместе с необходимыми документами на рассмотрение высшего представительного органа (общего собрания, круга, сбора, схода) хуторского, станичного, городского или районного (юртового) казачьего общества (далее - общее собрание казачьего общества).
Общее собрание казачьего общества на основании письменных заявлений членов казачьего общества принимает решение о принятии ими обязательств по несению службы.
Решение общего собрания казачьего общества оформляется в письменной форме и подписывается атаманом казачьего общества.
Численность членов казачьего общества, заявления которых о принятии обязательств по несению службы утверждены общим собранием казачьего общества, фиксируется в решении этого собрания по каждому виду службы отдельно. К решению прилагаются сведения о количестве членов казачьего общества, которые в установленном порядке заключили индивидуальные трудовые договоры о прохождении службы.
Таким образом, Устав принимается конкретными лицами, принявшими решение о создании хуторского казачьего общества.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 г. разъяснено, что под неопределенным кругом лиц следует понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
На основании абзаца 4 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поэтому заявленный прокурором иск не является иском в интересах неопределенного круга лиц и не может быть предъявлен прокурором в порядке гражданского судопроизводства. При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением определения об оставлении заявленного иска без рассмотрения.
Следует также отметить, что указом Президента РФ от 28.08.2019г. п.3.2. Указа изложен в новой редакции.
Уставы хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, согласовываются с атаманом районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества (если районное (юртовое) либо окружное (отдельское) казачье общество осуществляет деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на которой создаются (действуют) названные казачьи общества) и утверждаются главами городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Порядок участия в административном деле прокурора регламентирован статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии с частью 1 данной статьи прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поэтому действия (бездействия) глав муниципальных образований могут быть обжалованы лицами, которым такое право предоставлено законом в порядке Кодекса административного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 13 июня 2019 года отменить, исковые требования Азовского межрайонного прокурора к Администрации Елизаветинского сельского поселения о понуждении утвердить устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское» оставить без рассмотрения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текс определения изготовлен 18 декабря 2019г.