Решение по делу № 3а-43/2017 от 26.01.2017

Дело № 3а-43/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                        21 марта 2017 года

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ревякина А.В.,

с участием прокурора Кабановой А.А.,

при секретаре Грибановой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галкина С.В. о признании недействующим в части решения Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени»,

у с т а н о в и л:

    Галкин С.В. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением в котором с учетом уточнений просил признать недействующим Решение Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени» в части установления территориальной зоны ОД-2 для земельного участка с кадастровым номером <.......>, по адресу: <.......>, в редакции Решения Тюменской городской Думы № 1101 от 29.08.2013 года, исключающей для данной территориальной зоны вид условно-разрешенного использования земельного участка «для размещения индивидуальной жилой застройки в соответствии с характеристиками планируемого развития жилых функциональных зон согласно Генеральному плану города Тюмени». Требования мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок, отнесенный к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под индивидуальный жилой дом и хозяйственно-бытовые строения, площадью <.......> кв.м., а также жилой дом на данном земельном участке, назначение: жилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь <.......> кв.м., инв. № нет, лит. A, a, al, кадастровый номер: <.......>. Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. № 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени». В соответствии с указанными Правилами, 07 марта 2013 года утвержден градостроительный план земельного участка Галкина С.В. (кадастровый номер: <.......>), после получения которого выяснилось, что земельный участок отнесен к территориальной зоне ОД-2 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования соответствуют зоне ОД-2. Разрешенное использование «для размещения индивидуальной жилой застройки в соответствии с характеристиками планируемого развития жилых функциональных зон согласно Генеральному плану города Тюмени» отнесено только к условно разрешенным видам использования земельного участка. В 2013 году истец Галкин С.В. решил осуществить строительство еще одного дома на принадлежащем ему земельном участке, для чего обратился в Департамент градостроительства и земельных отношений за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Приказом <.......> от 28.09.2016 года Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени отменен приказ от 07.03.2013 года об утверждении градостроительного плана земельного участка кадастровый номер: <.......>, утвержден новый градостроительный план, где из условно-разрешенных видов разрешенного использования исключен вид «для размещения индивидуальной жилой застройки в соответствии с характеристиками планируемого развития жилых функциональных зон согласно Генеральному плану города Тюмени». Указанное решение принято на основании решения Тюменской городской Думы № 1101 от 29.08.2013 года, которым из территориальной зоны «ОД-2», где располагается земельный участок Административного истца, исключен условно-разрешенный вид использования земельного участка «для размещения индивидуальной жилой застройки в соответствии с характеристиками планируемого развития жилых функциональных зон согласно Генеральному плану города Тюмени». В связи с чем, в настоящее время истец Галкин С.В. лишен возможности осуществить строительство жилого дома, либо осуществить его реконструкцию, в связи с утверждением Тюменской городской думой Правил землепользования и застройки, с установлением территориальной зоны ОД-2, где располагается земельный участок истца. Указывает, что жилой дом на земельном участке построен в 1943 году и существует до настоящего времени. Таким образом, начиная с 1943 года земельный участок с кадастровым номером <.......> используется под жилой дом и хозяйственно-бытовые строения, т.е. как территориальная зона Ж-3 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. Обращает внимание на то, что 30 ноября 2009 года обращался в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка под жилым домом, который он приобрел на основании частей 1 и 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ и данное заявление было удовлетворено. Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 31.12.2009 года <.......> ему предоставлен земельный участок в собственность за плату под индивидуальный жилой дом и хозяйственно-бытовые строения по адресу: <.......>. То есть, административным ответчикам было достоверно известно о цели приобретения Галкиным С.В. земельного участка еще в 2009 году. Позднее, в связи с включением земельного участка Галкина С.В. в две территориальные зоны, при утверждении Правил землепользования и застройки города Тюмени, что прямо запрещено Градостроительным кодексом РФ (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ), административный истец Галкин С.В. обратился с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени (<.......> в протоколе заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени от 25.01.2012 года) с просьбой откорректировать карту градостроительного зонирования и увеличить зону ОД-2 за счет уменьшения зоны ИТ-1, куда частично входил его земельный участок, для целей получения разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома. Решением Тюменской городской Думы утверждены изменения Правил в указанной Галкиным С.В. части. В нарушение сложившегося в течение последних 70 лет землепользования, несмотря на то, что Тюменской городской Думе было достоверно известно о цели изменения территориальных зон по заявлению Галкина С.В. (для реконструкции существующего жилого дома 1943 года постройки), Тюменская городская дума утвердила Правила землепользования и застройки города Тюмени без учета интересов землепользователей в нарушение положений ст. 34 Градостроительного кодекса РФ.

Административный истец Галкин С.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд рассматривает настоящее дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Представитель административного истца Галкина С.В. – Кротких К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители административных ответчиков Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени - Дубровина Я.В., Тюменской городской Думы – Герасимова Н.Н. и администрации города Тюмени – Пакулова Л.Ю., действующие на основании доверенностей в судебном заседании с исковыми требованиями Галкина С.В. не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым административные исковые требования Галкина С.В. удовлетворить, объяснения представителей административных ответчиков, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

30 октября 2008 года Тюменской городской Думой принято решение № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени», которым были утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени.

Решением Тюменской городской Думы от 28.06.2012 года № 894 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154» внесены изменения, в том числе, в части корректировки карты градостроительного зонирования территории применительно к земельному участку по адресу: <.......>, а именно: изменения территориальной зоны ИТ-3 на зону ОД-2.

Решением Тюменской Городской Думы от 29.08.2013 года № 1101 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154» внесены изменения, которыми в том числе из условно-разрешенных видов использования видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны ОД-2, был исключен вид «для размещения индивидуальной жилой застройки в соответствии с характеристиками планируемого развития жилых функциональных зон согласно Генеральному плану города Тюмени».

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В силу части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

    Решение Тюменской городской Думы № 154 от 30 октября 2008 года опубликовано в газете «Тюменский курьер», № 5, спецвыпуск, 13.11.2008 года.

Решение Тюменской городской Думы от 28.06.2012 года № 894 опубликовано в газете «Тюменский курьер», № 29, спецвыпуск, 30.06.2012 года.

Решение Тюменской Городской Думы от 29.08.2013 года № 1101 опубликовано в газете «Тюменский курьер», № 165, 12.09.2013 года.

    Согласно частям 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, при проверке законности этих положений, суд не связан основаниями и доводами. Содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим и выясняет следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются правила землепользования и застройки, которые включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Правила землепользования и застройки принимаются уполномоченным представительным органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определяют границы территориальных зон, которые обязательны для неопределенного круга лиц и подлежат применению независимо от смены правообладателей объектов недвижимости и земельных участков, расположенных на этой территории.

Перед утверждением Правил землепользования и застройки города Тюмени, а также перед внесением вышеуказанных изменений в них, были назначены и проведены публичные слушания.

В соответствии с Уставом муниципального образования городской округ город Тюмень в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, структуру органов местного самоуправления города Тюмени составляют: Дума городского округа город Тюмень (сокращенное наименование - Тюменская городская Дума) - представительный орган муниципального образования; Глава муниципального образования городской округ город Тюмень, высшее должностное лицо муниципального образования - Председатель Тюменской городской Думы; Администрация городского округа город Тюмень (сокращенное наименование - Администрация города Тюмени) - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; Счетная палата городского округа город Тюмень (сокращенное наименование - Счетная палата города Тюмени) - контрольно-счетный орган муниципального образования. В систему муниципальных правовых актов города Тюмени входят в том числе: Устав города Тюмени, правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Тюменской городской Думы, в том числе решения Тюменской городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Тюмени, принятые по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Тюменской области, настоящим Уставом, а также решения по вопросам организации деятельности Тюменской городской Думы;

Таким образом, оспариваемый документ градостроительного зонирования - Решение Тюменской городской Думы № 154 от 30 октября 2008 года, с учетом внесенных в него изменений Решениями Тюменской городской Думы от 28.06.2012 года № 894 и от 29.08.2013 года № 1101 является нормативным правовым актом, принятым в установленном порядке органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными вышеуказанными положениями закона полномочиями.

Проанализировав положения нормативного правового акта в части, оспариваемой административным истцом, суд приходит к выводу о том, что он противоречит нормам федерального законодательства.

В судебном заседании установлено, что Галкин С.В. является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью <.......> кв.м., (лит. A, a, al), кадастровый номер: <.......> и земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом и хозяйственно-бытовые строения, площадью <.......> кв.м., с кадастровым номером: <.......>, расположенных по адресу: <.......>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <.......> от 02.10.2009 года и <.......> от 27.07.2010 года (т. 1 л.д. 10-11).

В соответствии с частями 2-4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

В силу положений пунктов 2-4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации территориальных зон.

Положениями части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты, являющиеся в силу части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

В соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3). Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9).

Следовательно, в силу положений статей 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения Правил землепользования и застройки, в том числе относительно видов разрешенного использования земельных участков, определяемых градостроительным регламентом территориальной зоны, должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.

В соответствии с Решением Тюменской городской Думы от № 154 от 30.10.2008 года «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени», в действующей редакции, картой градостроительного зонирования, вышеуказанный земельный участок, принадлежащий на праве собственности Галкину С.В., расположенный по адресу: <.......>, находится в территориальной зоне ОД-2, предназначенной для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

Между тем, согласно Генеральному плану города Тюмени, утвержденному Решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 года № 9 «О Генеральном плане городского округа город Тюмень», принадлежащий административному истцу земельный участок находится в двух функциональных зонах - зоне многоэтажной жилой застройки и в зоне улично-дорожной сети. Данное обстоятельство также в судебном заседании по настоящему делу подтвердила специалист начальник отдела генерального плана Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени – Даровских И.Ю.

Таким образом, Правила землепользования и застройки города Тюмени, в том числе в редакциях Решений Тюменской городской Думы от 28.06.2012 года № 894 и от 29.08.2013 года № 1101, в части отнесения земельного участка административного истца к общественно-деловой территориальной зоне ОД-2, предназначенной для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, не соответствует требованиям Генерального плана городского округа город Тюмень, что противоречит положениям статей 31, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Доводы административных ответчиков о том, что земельный участок административного истца был отнесен к территориальной зоне ОД-2 Решением Тюменской городской Думы от 28.06.2012 года именно по инициативе административного истца, не может быть принят во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку как указано выше, решение вопроса об изменении правил землепользования и застройки независимо от того, кто являлся инициатором таких изменений в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ в любом случае, должно проводиться с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Суд полагает, что принятием решения Тюменской городской Думы в оспариваемой части, противоречащей нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушены права и законные интересы Галкина С.В., являющегося собственником земельного участка, территориальная зона которого определена с нарушением действующего федерального законодательства.

В связи с противоречием в оспариваемой части нормативного правового акта нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Галкиным С.В. требований и признает решение Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени», в том числе, в редакции Решения Тюменской городской Думы № 1101 от 29.08.2013 года, в части установления для земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, территориальной зоны ОД-2 - зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Абзацем третьим пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного акта применялись ранее при реализации прав административного истца, суд считает необходимым признать оспариваемую норму противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает, что сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в том официальном печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, – газете «Тюменский Курьер».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Галкина С.В. удовлетворить.

Признать противоречащим Градостроительному кодексу Российской Федерации и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени», в том числе, в редакции Решения Тюменской городской Думы № 1101 от 29.08.2013 года, в части установления для земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, территориальной зоны ОД-2 - зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании – газете «Тюменский Курьер».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2017 года.

Судья Тюменского областного суда                                      А.В. Ревякин

3а-43/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Галкин С.В.
Ответчики
Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени
Тюменская городская дума
Другие
Кротких К.В.
Суд
Тюменский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
26.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
27.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
14.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2017[Адм.] Судебное заседание
16.03.2017[Адм.] Судебное заседание
21.03.2017[Адм.] Судебное заседание
21.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее