Дело № 2-1180/2023
УИД 45RS0008-01-2023-001185-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кетово 16 августа 2023 г.
Кетовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Аверкиной У.А.,
при секретаре судебного заседания Боблевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Косинцевой Ольги Владимировны к Управлению Федеральной налоговой службы по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда,
установил:
Косинцева О.В. обратилась в суд с указанным выше иском (с учетом измененных исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Курганской области (далее – УФНС России по Курганской области), в обоснование которого указала, что с 25.02.2019 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области. С 28.02.2022 занимала должность старшего государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками УФНС России по Курганской области. Приказом руководителя УФНС России по Курганской области от 10.05.2023 № 01-11/474 служебный контракт с ней расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы с 15.05.2023. При увольнении работодателем начислена и выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 206 074,04 руб., а также компенсация за неиспользованные ежегодный основной и дополнительный отпуск за 8,5 календарных дней в размере 14 945,55 руб. Полагала, что указанные выплаты исчислены неверно, поскольку в расчет денежного содержания не были включены суммы выплаченных премий и средств материального стимулирования, в связи с чем ею не дополучена компенсация при увольнении в связи с сокращением должности в размере 93 358,32 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 6 770,93 руб., отпускные выплаты за последний год, предшествующий дате расторжения служебного контракта (2022 год), в размере 24 843,72 руб.
Просила суд взыскать с ответчика указанные выше денежные суммы, денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день подачи заявления в размере 5 160,29 руб., а после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с 17.06.2023 по день фактического расчета, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 51 000 руб.
Истец Косинцева О.В. и ее представитель по устному ходатайству Чернышов В.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали.
Представитель ответчика УФНС России по Курганской области Маракуева И.В. по доверенности в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в представленных суду письменных возражениях, указала, что выплачиваемые истцу средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, так как выплачивались сверх установленного фонда оплаты труда. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. В части заявленного требования о компенсации морального вреда дополнительно пояснила, что отсутствует причинно-следственная связь между периодом нетрудоспособности истца согласно представленному ею листком нетрудоспособности и недополученными суммами при ее сокращении. Также указывала на необоснованно завышенный размер заявленных истцом судебных расходов на представителя, подлежащий снижению в связи с его чрезмерностью.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно абз. 1 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 23 данного Федерального закона предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Кроме того, ч.ч. 5, 6, 6.1, 7 настоящей статьи указанного закона предусмотрены условия предоставления гражданскому служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (часть 13 настоящей статьи указанного Федерального закона).
Судом установлено, что Косинцева О.В. с 25.02.2019 занимала должность старшего государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области.
С 28.03.2022 Косинцева О.В. была переведена на должность старшего государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками УФНС России по Курганской области.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями трудовой книжки истца, служебного контракта и соответствующих приказов.
Согласно условиям служебного контракта № 1064 от 28.03.2022 денежное содержание истца определено в виде: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций УФНС России по Курганской области, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; а также других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.
Приказами Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области от 16.08.2021 № 01-02/03-138, от 13.09.2021 № 01-02/03-154, от 12.11.2021 № 01-02/03-182, от 14.12.2021 № 01-02/03-194, а также приказами УФНС России по Курганской области от 11.05.2022 № 01-11/920дсп, от 07.06.2022 № 01-11/1003 дсп, 08.07.2022 № 01-11/1157 дсп, от 10.08.2022 № 01-11/1244 дсп, от 12.09.2022 № 01-11/1341дсп, от 07.10.2022 № 01-11/1459дсп осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих, в том числе Косинцевой О.В. за 2021-2022 годы, в соответствии с дополнительными бюджетными ассигнованиями на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты труда.
Кроме того, на основании приказов Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области от 20.07.2021 № 01-02/03-132 дсп, от 22.09.2021 №01-02/03-160 дсп, от 21.12.2021 № 01-02/03-198 дсп, приказов УФНС России по Курганской области от 24.04.2023 № 01-11/437 дсп, от 27.06.2022 № 01-11/1049 дсп, от 10.10.2022 № 01-11/1472 дсп, от 13.12.2022 № 01-11/1685 дсп, от 24.04.2023 № 01-11/437 дсп произведено материальное стимулирование государственных гражданских служащих, в том числе Косинцевой О.В. в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Факт выплаты истцу премий и средств материального стимулирования на основании вышеуказанных приказов также подтверждается представленными истцом в материалы дела расчетными листками, справками 2-НДФЛ.
Приказом начальника УФНС России по Курганской области от 09.06.2022 № 01-12/270 Косинцевой О.В. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период работы с 25.02.2022 по 24.02.2023 в количестве 26 календарных дней с 04.07.2022 по 29.07.2022.
Приказом начальника УФНС России по Курганской области от 19.10.2022 № 01-12/778 Косинцевой О.В. был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за период работы с 25.02.2022 по 24.02.2023 в количестве 3 календарных дня с 12.11.2022 по 14.11.2022.
Приказом начальника УФНС России по Курганской области от 17.04.2023 № 01-11/305 Косинцевой О.В. был предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания в количестве 2 календарных дня с 20.04.2023 по 21.04.2023.
Приказом начальника УФНС России по Курганской области от 10.05.2023 № 01-11/474 служебный контракт с Косинцевой О.В. был расторгнут, последняя освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы с 15.05.2023 и уволена с федеральной государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе.
При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в размере четырехмесячного денежного содержания в общей сумме 206 074,04 руб., а также компенсация за неиспользованный отпуск за 8,5 календарных дней в размере 14 945,55 руб., что подтверждается расчетным листком за май 2023 года и не опровергнуто лицами, участвующими в деле.
Факт выплаты истцу материального стимулирования и премий на основании вышеуказанных приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, а также то, что данные выплаты не были учтены ответчиком при начислении денежного содержания Косинцевой О.В. при оплате компенсации за неиспользованный отпуск и при начислении отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспорен.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частями 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В силу ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила) (действовавшими до 01.01.2023).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 настоящих Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Аналогичные положения закреплены в Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 554.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу о том, что выплаченные Косинцевой О.В. на основании указанных выше приказов средства материального стимулирования подлежали учету при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.
При этом суд находит несостоятельной ссылку ответчика на Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 и Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, устанавливающих механизм и условия материального стимулирования федеральных государственных служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, поскольку указанные акты, распространяли свое действие в период с 2007 по 2013 годы, то есть до момента возникновения спорных правоотношений.
Также судом отклоняется довод ответчика на необоснованность ссылки истца о применении при разрешении спора норм письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не имеющего нормативной силы, ввиду следующего. Не свидетельствует об этом и письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289.
Указанное выше письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценивается судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
Таким образом, доводы ответчика о том, что средства материального стимулирования не должны включаться в денежное содержание государственного гражданского служащего, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
На основании изложенного, выплаченное истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование подлежало учету при расчете его среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск и отпускных выплат.
Согласно представленному ответчиком расчету недоплаченный размер компенсации при увольнении истца в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы составляет 93 358,32 руб., (подлежало выплате - 299 431,36 руб., начислено – 206 073,04 руб.), компенсации за неиспользованный отпуск - 6 770,93 руб. (подлежало выплате 21 716,48 руб., начислено - 14 945, 55 руб.), отпускных выплат за последний год, предшествующий дате расторжения служебного контракта (2022 год), - 24 853,72 руб. (при расчете отпуска за июль 2022 г. подлежало выплате 39 983,84 руб., начислено - 21 993,40 руб.; при расчете отпуска за ноябрь 2022 г. подлежало выплате 13 839,60 руб., начислено - 6 976, 32 руб.).
Суд соглашается с произведенными ответчиком расчетами в указанных частях, находит их правильными, стороной истца указанные расчеты не опровергнуты.
При этом указанную в иске истцом сумму отпускных выплат за 2022 год в размере 24 843,72 руб., вместо 24 853,72 руб. суд расценивает как техническую ошибку, исходя из представленных расчетов, и в целях восстановления нарушенных прав истца считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Косинцевой О.В. отпускные выплаты за 2022 год в размере 24 853,72 руб. наравне с недоплаченной компенсацией при увольнении в размере 93 358,32 руб. и компенсацией за неиспользованный отпуск в размере 6 770,93 руб.
В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с указанным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно абз. ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Абз. 1 ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
С учетом положений закона о сроках выплаты и количества дней просрочки выплаты задолженности, начиная с установленного законом срока выплаты по день подачи искового заявления – 16.06.2023, размер денежной компенсации (процентов) за задержку недоплаченных компенсаций при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячного денежного содержания), компенсации за неиспользованный отпуск, сумм отпускных выплат за 2022 год, с учетом представленных расчетов истца и ответчика составляет 5 163,27 руб.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика денежной компенсации (процентов) за задержку недоплаченных вышеуказанных выплат при увольнении с государственной гражданской службы в размере 5 160,29 руб.
Каких-либо уточнений от истца в данной части иска в ходе предварительного слушания и на момент рассмотрения дела суду не поступило. Правом изменения размера исковых требований истец не воспользовалась.
Руководствуясь ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям в данной части.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца указанной денежной компенсации в размере, заявленном Косинцевой О.В.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда.
Как следует из ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
По смыслу положений ст. 151, п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.
При этом моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 63 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, выразившегося в неполной выплате причитающихся сумм, установлен в ходе судебного разбирательства, что повлекло невозможность своевременно распорядиться данными денежными средствами, следовательно, истцу причинен моральный вред. При этом суд считает заявленный размер компенсации морального вреда в размере 15 000 руб. завышенным и подлежащим снижению до 5 000 руб., исходя из обстоятельств дела, объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, требований разумности и справедливости. Такой размер компенсации суд находит разумным и справедливым, соответствующим обстоятельствам дела, характеру и степени испытанных истцом переживаний, а также степени вины ответчика, иным фактическим обстоятельствам.
К доводам стороны истца о том, что в результате действий ответчика у истца возникло сердечно-сосудистое заболевание суд относится критически, поскольку объективных доказательств наличия причинно-следственной связи между данным обстоятельством и невыплатой стороной ответчика своевременно причитающихся истцу денежных средств вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не представлено. Не свидетельствуют об этом и представленные Косинцевой О.В. сведения о периоде ее временной нетрудоспособности с 24.05.2023 по 03.06.2023.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, статья 94 ГПК РФ относит, в частности, расходы на оплату услуг представителей.
Статья 100 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из толкования ст. 100 ГПК РФ следует, что разумность пределов, является оценочной категорией, определяется судом с учетом особенностей конкретного дела.
В пунктах 11,13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
При этом лица, заинтересованные в получении юридической помощи, в соответствии со ст.ст. 1, 421, гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе самостоятельно решать вопрос о возможности и необходимости заключения договора возмездного оказания правовых услуг, избирая для себя оптимальные формы получения такой помощи, в том числе путем согласования взаимоприемлемых условий ее оплаты.
Таким образом, разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя, является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
При рассмотрении настоящего дела интересы Косинцевой О.В. представлял представитель Чернышов В.А. по устному ходатайству в соответствии с заключенным между сторонами договором на оказание юридических услуг от 13.06.2023. предметом данного договора являлось: представительство в суде первой инстанции, подготовка искового заявления, расчетов денежных сумм и заявления о допуске представителя (п. 1 договора). Стоимость услуг согласована сторонами в размере 33 000 руб. (п. 3.1).
За оказанные юридические услуги истцом оплачено в общей сумме 51 000 руб., что подтверждается расписками от 15.06.2023 и 10.08.2023.
Из материалов дела усматривается, что представитель Косинцевой О.В. –Чернышов В.А. оказал следующие услуги: подготовил исковое заявление с расчетами взыскиваемых денежных сумм, уточненное исковое заявление с расчетами взыскиваемых денежных сумм на основании представленных суду стороной ответчика расчетов, заявление о допуске представителя к участию в деле, участвовал на беседе, в предварительном судебном заседании и в судебном заседании, в котором было рассмотрено дело по существу.
Принимая во внимание вышеперечисленный объем фактически оказанной юридической помощи представителем, его активную позицию, продолжительность судебных заседаний с его участием, срок рассмотрения дела, категорию спора, характер возникших материальных правоотношений, а также достигнутый по делу правовой результат, суд приходит к выводу, что сумма расходов на представителя в размере 20 000 руб. в данном случае является достаточной и отвечает принципу разумности, справедливости и соблюдению баланса интересов сторон.
Ссылка представителя истца на Методические рекомендации по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами Адвокатской палаты Курганской области, утвержденные решением Совета Адвокатской палаты в редакции от 17.01.2012 (с последующими изменениями), обязательными в применении не являются, а носят лишь рекомендательный характер.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1044500027285) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 93 358,32 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 770,93 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░ ░ ░░░░░░░ 24 853,72 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░., ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - 20 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1044500027285) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16.06.2023 ░ ░░░░░░░ 5 160,29 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 17.06.2023 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.09.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░