Решение по делу № 33-6830/2024 от 20.03.2024

Дело №33-6830/2024

УИД 66RS0045-01-2023-002077-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 16.04.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Зоновой А.Е.,

судей Кокшарова Е.В.,

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Сочнева Сергея Анатольевича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» о признании расчета выслуги лет незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет,

по апелляционным жалобам Сочнева С.А., отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» на решение Полевского городского суда Свердловской области от 18.01.2024.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения Сочнева С.А. и его представителя Аношкина Р.В., представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» - Фроловой К.О., судебная коллегия

установила:

Сочнев С.А. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» (далее - ОМВД России «Полевской»), в котором, с учетом уточнения заявленных требований (л.д.5-6, 78-79), просил:

признать расчет выслуги лет, произведенный при определении права на пенсионное обеспечение, незаконным;

возложить обязанность произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии:

из расчета два месяца учебы за один месяц службы период обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского;

из расчета месяц военной службы за три месяца службы в условиях чрезвычайного положения и участия в боевых действиях с 04.02.2002 по 15.08.2002 в период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 28.06.2001 по 18.02.2003;

в календарном исчислении период службы в органах внутренних дел с 01.06.2016 по 09.06.2016;

В обоснование иска указал, что с 19.11.2009 проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, последняя замещаемая должность оперуполномоченный 5 отдела оперативной службы Управления ФСКН России по Свердловской области. Приказом Управления ФСКН России по Свердловской области от 31.05.2016 №438 лс Сочнев С.А. уволен 31.05.2016, на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган. 10.06.2016 Сочнев С.А. принят на службу в органы внутренних дел в качестве дежурного дежурной части ОМВД России «Полевской», с ним заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. Приказом ОМВД России «Полевской» от 20.10.2023 №313лс Сочнев С.А. уволен 20.10.2023, на основании п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел. Общая продолжительность выслуги Сочнева С.А. составила: в календарном исчислении 15 лет 06 месяцев 09 дней, в льготном - 16 лет 03 месяца 12 дней. Полагал, что при расчете выслуги лет орган внутренних дел необоснованно не включил в него спорные периоды прохождения обучения, военной службы в условиях чрезвычайного положения и участия в боевых действиях, а также службы в органах внутренних дел в истребуемом порядке, чем нарушил право Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение.

Решением Полевского городского суда Свердловской области от 18.01.2024 иск Сочнева С.А. удовлетворен частично.

Судом постановлено:

признать расчет выслуги лет, произведенный ОМВД России «Полевской» при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение, незаконным;

возложить на ОМВД России «Полевской» обязанность произвести перерасчет выслуги лет, с учетом участия Сочнева С.А. в боевых действиях в период службы в армии с 28.06.2001 по 18.02.2003;

в удовлетворении иска в остальной части отказать.

Не согласившись с решением суда, Сочневым С.А. подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление в части отказа в удовлетворении иска о признании расчета выслуги лет, произведенного ОМВД России «Полевской» при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение в части исключения периода обучения незаконным; возложении на ОМВД России «Полевской» обязанности произвести перерасчет выслуги лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы в отношении периода обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского, принять по делу новое решение об удовлетворении указанных исковых требований, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.

ОМВД России «Полевской», обращаясь с апелляционной жалобой на постановленный судебный акт, выразил несогласие с ним в части удовлетворения иска о признании расчета выслуги лет, произведенного ОМВД России «Полевской» при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение в части исключения периода участия в боевых действиях в период военной службы по призыву незаконным; возложении на ОМВД России «Полевской» обязанности произвести перерасчет выслуги лет, с учетом участия Сочнева С.А. в боевых действиях в период службы в армии с 28.06.2001 по 18.02.2003.

В суд апелляционной инстанции явились Сочнев С.А. и его представитель Аношкин Р.В., представитель ОМВД России «Полевской» - Фролова К.О., настаивавшие на доводах своих апелляционных жалоб.

Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 19.11.2009 Сочнев С.А. проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, последняя замещаемая должность оперуполномоченный 5 отдела оперативной службы Управления ФСКН России по Свердловской области.

Приказом Управления ФСКН России по Свердловской области от 31.05.2016 №438 лс Сочнев С.А. уволен 31.05.2016, на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган.

10.06.2016 Сочнев С.А. принят на службу в органы внутренних дел в качестве дежурного дежурной части ОМВД России «Полевской», с ним заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.

Приказом ОМВД России «Полевской» от 20.10.2023 №313лс Сочнев С.А. уволен 20.10.2023, на основании п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел.

Общая продолжительность выслуги Сочнева С.А., как следует из содержания приказа от 20.10.2023 №313лс составила: в календарном исчислении 15 лет 06 месяцев 09 дней, в льготном - 16 лет 03 месяца 12 дней.

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД Росси, регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 №7, которой предусмотрено, что документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (п.5), кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение № 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (п.6).

С учетом того, что ОМВД России «Полевской» является последним местом службы Сочнева С.А., то указанный территориальный орган внутренних дел является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Инициируя обращение в суд с иском, Сочнев С.А. указывал на то, что при расчете выслуги лет орган внутренних дел необоснованно не включил в него периоды обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского, из расчета два месяца учебы за один месяц службы; службы в условиях чрезвычайного положения и участия в боевых действиях с 04.02.2002 по 15.08.2002 в период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 28.06.2001 по 18.02.2003, из расчета месяц военной службы за три месяца службы; службы в органах внутренних дел с 01.06.2016 по 09.06.2016 - в календарном исчислении.

При рассмотрении гражданского дела ОМВД России «Полевской» представлен расчет выслуги лет Сочнева С.А., по состоянию на 20.10.2023, произведенный в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 №7, согласно которого продолжительность выслуги лет, учитываемая при определении права сотрудника на пенсионное обеспечение, составила: в календарном исчислении 16 лет 11 месяцев 12 дней, в льготном - 17 лет 09 месяцев 11 дней.

Из представленного расчета следует, что периоды военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 29.06.2001 по 18.02.2003, службы в органах внутренних дел с 01.06.2016 по 09.06.2016, зачтены территориальным органом внутренних дел в выслугу лет Сочнева С.А. в календарном исчислении. Период обучения Сочнева С.А. с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского при исчислении продолжительности выслуги лет не учтен.

Обстоятельства нахождения Сочнева С.А. в период с 01.06.2016 по 09.06.2016 (после увольнения из органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ (31.05.2016) и до момента принятия его 10.06.2016 на службу в органы внутренних дел в качестве дежурного дежурной части ОМВД России «Полевской») в распоряжении ГУ МВД России по Свердловской области, зачета указанного периода в стаж службы в органах внутренних дел, никем из сторон не обжалуется, доводов о несогласии с решением в данной части апелляционные жалобы не содержат.

Проверяя обоснованность доводов апелляционной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения иска о признании расчета выслуги лет, произведенного ОМВД России «Полевской» при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение в части исключения периода обучения незаконным; возложении на ОМВД России «Полевской» обязанности произвести перерасчет выслуги лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы в отношении периода обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского, судебная коллегия признаёт их несостоятельными.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ).

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.70 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ).

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1).

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. «б» настоящей статьи, и их семей).

Согласно ч.3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

По общему правилу, содержащемуся в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941), в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, периоды службы засчитываются в календарном исчислении.

Вместе с тем, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 не исключен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет, в случаях предусмотренных законом.

В соответствии с абз.5 п.2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с п.«а» ч.1 ст.13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012.

Аналогичные положения относительно возможности включения в стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел времени (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемого из расчета два месяца обучения за один месяц службы, содержатся в п.10 ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.108 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке, в частности начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Из приведенных нормативных положений следует, что период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника органов внутренних дел для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения им до поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документами об образовании и о квалификации, выдаваемыми в установленном законом порядке.

Судом установлено, что до поступления на службу в органы внутренних дел Сочнев С.А. в период с 01.09.1998 по 28.06.2001 проходил обучение в профессиональном училище №47 г.Полевского. 28.06.2001 ему выдан диплом серии В №820487, согласно которого Сочнев С.А. окончил полный курс на базе среднего (полного) общего образования с получением начального профессионального образования по профессии станочник (металлообработка), с присвоением квалификации станочник широкого профиля 4 разряда.

Поскольку Сочневым С.А. до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получено начальное профессиональное образование, приравненное в настоящее время к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), то в силу императивных требований абз.5 п.2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, п.10 ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ, период его обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, правомерно не установил оснований для удовлетворения иска в указанной части. Приведенные истцом в апелляционной жалобе возражения по существу содержат иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения в оспариваемой части явиться не может.

Разрешая спор и удовлетворяя иск в части возложения на ОМВД России «Полевской» обязанности произвести перерасчет выслуги лет Сочнева С.А. для назначения пенсии, из расчета месяц военной службы за три месяца службы в условиях чрезвычайного положения и участия в боевых действиях в период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 28.06.2001 по 18.02.2003, суд первой инстанции, руководствуясь п.п. «е» п.3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, приказом МВД России от 31.12.1999 №1109 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим внутренних войск МВД России и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим (выполнявшим) задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей», который утратил силу, в связи с изданием приказа МВД России от 09.04.2003 №238, установив, что во время прохождения срочной военной службы (службы по призыву) истец с 04.02.2002 по 15.08.2002 принимал участие в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо - Кавказского региона, пришел к выводу о том, что Сочнева С.А. имеет право на включение в выслугу лет указанного периода военной службы по призыву в льготном исчислении.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о наличии у Сочнева С.А. права на установление выслуги лет с учетом включения периода срочной военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения из расчета один месяц службы за три месяца, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, устанавливающих обязательные условия предоставления военнослужащим указанной гарантии, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ОМВД России «Полевской» заслуживают внимание.

Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 и Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ч.3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.1993 №5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано, что при применении ч. 2 ст.2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений в их системном толковании следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и выполняющим аналогичные задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой (страховой) стаж в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении их права на пенсионное обеспечение на общих основаниях (в настоящее время, на основании Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2003 №268-О, установление такого рода льгот лет для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.

Законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 не в календарном, а в льготном исчислении.

Поскольку Сочнев С.А. в спорный период проходил военную службу в условиях чрезвычайного положения по призыву и претендует на назначение пенсии по выслуге лет, на основании ст.ст.1, 2, ч.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, то с учетом положений постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, а именно абзаца первого пункта 5 названного постановления, данный период военной службы подлежит зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии в календарном исчислении.

С учетом изложенного, произведенный ОМВД России «Полевской» расчет выслуги лет при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства.

Признавая доводы апелляционной жалобы ОМВД России «Полевской» обоснованными, судебная коллегия, отменяет оспариваемое судебное постановление в части удовлетворения иска Сочнева С.А. о признании расчета выслуги лет незаконным, возложения обязанности произвести перерасчет выслуги лет, с учетом его участия в боевых действиях в период службы в армии с 28.06.2001 по 18.02.2003, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.3,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении названных требований.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Полевского городского суда Свердловской области от 18.01.2024 в части удовлетворения иска Сочнева Сергея Анатольевича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» о признании расчета выслуги лет незаконным, возложения обязанности произвести перерасчет выслуги лет, с учетом участия Сочнева Сергея Анатольевича в боевых действиях в период службы в армии с 28.06.2001 по 18.02.2003, отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказать.

В остальной части решение Полевского городского суда Свердловской области от 18.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Сочнева С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: А.Е. Зонова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Т.Л. Редозубова

Дело №33-6830/2024

УИД 66RS0045-01-2023-002077-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 16.04.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Зоновой А.Е.,

судей Кокшарова Е.В.,

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Сочнева Сергея Анатольевича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» о признании расчета выслуги лет незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет,

по апелляционным жалобам Сочнева С.А., отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» на решение Полевского городского суда Свердловской области от 18.01.2024.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения Сочнева С.А. и его представителя Аношкина Р.В., представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» - Фроловой К.О., судебная коллегия

установила:

Сочнев С.А. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» (далее - ОМВД России «Полевской»), в котором, с учетом уточнения заявленных требований (л.д.5-6, 78-79), просил:

признать расчет выслуги лет, произведенный при определении права на пенсионное обеспечение, незаконным;

возложить обязанность произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии:

из расчета два месяца учебы за один месяц службы период обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского;

из расчета месяц военной службы за три месяца службы в условиях чрезвычайного положения и участия в боевых действиях с 04.02.2002 по 15.08.2002 в период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 28.06.2001 по 18.02.2003;

в календарном исчислении период службы в органах внутренних дел с 01.06.2016 по 09.06.2016;

В обоснование иска указал, что с 19.11.2009 проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, последняя замещаемая должность оперуполномоченный 5 отдела оперативной службы Управления ФСКН России по Свердловской области. Приказом Управления ФСКН России по Свердловской области от 31.05.2016 №438 лс Сочнев С.А. уволен 31.05.2016, на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган. 10.06.2016 Сочнев С.А. принят на службу в органы внутренних дел в качестве дежурного дежурной части ОМВД России «Полевской», с ним заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. Приказом ОМВД России «Полевской» от 20.10.2023 №313лс Сочнев С.А. уволен 20.10.2023, на основании п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел. Общая продолжительность выслуги Сочнева С.А. составила: в календарном исчислении 15 лет 06 месяцев 09 дней, в льготном - 16 лет 03 месяца 12 дней. Полагал, что при расчете выслуги лет орган внутренних дел необоснованно не включил в него спорные периоды прохождения обучения, военной службы в условиях чрезвычайного положения и участия в боевых действиях, а также службы в органах внутренних дел в истребуемом порядке, чем нарушил право Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение.

Решением Полевского городского суда Свердловской области от 18.01.2024 иск Сочнева С.А. удовлетворен частично.

Судом постановлено:

признать расчет выслуги лет, произведенный ОМВД России «Полевской» при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение, незаконным;

возложить на ОМВД России «Полевской» обязанность произвести перерасчет выслуги лет, с учетом участия Сочнева С.А. в боевых действиях в период службы в армии с 28.06.2001 по 18.02.2003;

в удовлетворении иска в остальной части отказать.

Не согласившись с решением суда, Сочневым С.А. подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление в части отказа в удовлетворении иска о признании расчета выслуги лет, произведенного ОМВД России «Полевской» при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение в части исключения периода обучения незаконным; возложении на ОМВД России «Полевской» обязанности произвести перерасчет выслуги лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы в отношении периода обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского, принять по делу новое решение об удовлетворении указанных исковых требований, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права.

ОМВД России «Полевской», обращаясь с апелляционной жалобой на постановленный судебный акт, выразил несогласие с ним в части удовлетворения иска о признании расчета выслуги лет, произведенного ОМВД России «Полевской» при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение в части исключения периода участия в боевых действиях в период военной службы по призыву незаконным; возложении на ОМВД России «Полевской» обязанности произвести перерасчет выслуги лет, с учетом участия Сочнева С.А. в боевых действиях в период службы в армии с 28.06.2001 по 18.02.2003.

В суд апелляционной инстанции явились Сочнев С.А. и его представитель Аношкин Р.В., представитель ОМВД России «Полевской» - Фролова К.О., настаивавшие на доводах своих апелляционных жалоб.

Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 19.11.2009 Сочнев С.А. проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, последняя замещаемая должность оперуполномоченный 5 отдела оперативной службы Управления ФСКН России по Свердловской области.

Приказом Управления ФСКН России по Свердловской области от 31.05.2016 №438 лс Сочнев С.А. уволен 31.05.2016, на основании п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган.

10.06.2016 Сочнев С.А. принят на службу в органы внутренних дел в качестве дежурного дежурной части ОМВД России «Полевской», с ним заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.

Приказом ОМВД России «Полевской» от 20.10.2023 №313лс Сочнев С.А. уволен 20.10.2023, на основании п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органа внутренних дел.

Общая продолжительность выслуги Сочнева С.А., как следует из содержания приказа от 20.10.2023 №313лс составила: в календарном исчислении 15 лет 06 месяцев 09 дней, в льготном - 16 лет 03 месяца 12 дней.

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД Росси, регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 №7, которой предусмотрено, что документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (п.5), кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение № 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (п.6).

С учетом того, что ОМВД России «Полевской» является последним местом службы Сочнева С.А., то указанный территориальный орган внутренних дел является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Инициируя обращение в суд с иском, Сочнев С.А. указывал на то, что при расчете выслуги лет орган внутренних дел необоснованно не включил в него периоды обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского, из расчета два месяца учебы за один месяц службы; службы в условиях чрезвычайного положения и участия в боевых действиях с 04.02.2002 по 15.08.2002 в период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 28.06.2001 по 18.02.2003, из расчета месяц военной службы за три месяца службы; службы в органах внутренних дел с 01.06.2016 по 09.06.2016 - в календарном исчислении.

При рассмотрении гражданского дела ОМВД России «Полевской» представлен расчет выслуги лет Сочнева С.А., по состоянию на 20.10.2023, произведенный в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 №7, согласно которого продолжительность выслуги лет, учитываемая при определении права сотрудника на пенсионное обеспечение, составила: в календарном исчислении 16 лет 11 месяцев 12 дней, в льготном - 17 лет 09 месяцев 11 дней.

Из представленного расчета следует, что периоды военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 29.06.2001 по 18.02.2003, службы в органах внутренних дел с 01.06.2016 по 09.06.2016, зачтены территориальным органом внутренних дел в выслугу лет Сочнева С.А. в календарном исчислении. Период обучения Сочнева С.А. с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского при исчислении продолжительности выслуги лет не учтен.

Обстоятельства нахождения Сочнева С.А. в период с 01.06.2016 по 09.06.2016 (после увольнения из органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ (31.05.2016) и до момента принятия его 10.06.2016 на службу в органы внутренних дел в качестве дежурного дежурной части ОМВД России «Полевской») в распоряжении ГУ МВД России по Свердловской области, зачета указанного периода в стаж службы в органах внутренних дел, никем из сторон не обжалуется, доводов о несогласии с решением в данной части апелляционные жалобы не содержат.

Проверяя обоснованность доводов апелляционной жалобы истца о наличии оснований для удовлетворения иска о признании расчета выслуги лет, произведенного ОМВД России «Полевской» при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение в части исключения периода обучения незаконным; возложении на ОМВД России «Полевской» обязанности произвести перерасчет выслуги лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы в отношении периода обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского, судебная коллегия признаёт их несостоятельными.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ).

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.70 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ).

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1).

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. «б» настоящей статьи, и их семей).

Согласно ч.3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

По общему правилу, содержащемуся в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941), в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, периоды службы засчитываются в календарном исчислении.

Вместе с тем, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 не исключен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет, в случаях предусмотренных законом.

В соответствии с абз.5 п.2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с п.«а» ч.1 ст.13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012.

Аналогичные положения относительно возможности включения в стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел времени (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемого из расчета два месяца обучения за один месяц службы, содержатся в п.10 ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.108 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке, в частности начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Из приведенных нормативных положений следует, что период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника органов внутренних дел для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения им до поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документами об образовании и о квалификации, выдаваемыми в установленном законом порядке.

Судом установлено, что до поступления на службу в органы внутренних дел Сочнев С.А. в период с 01.09.1998 по 28.06.2001 проходил обучение в профессиональном училище №47 г.Полевского. 28.06.2001 ему выдан диплом серии В №820487, согласно которого Сочнев С.А. окончил полный курс на базе среднего (полного) общего образования с получением начального профессионального образования по профессии станочник (металлообработка), с присвоением квалификации станочник широкого профиля 4 разряда.

Поскольку Сочневым С.А. до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получено начальное профессиональное образование, приравненное в настоящее время к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), то в силу императивных требований абз.5 п.2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, п.10 ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ, период его обучения с 01.09.1998 по 28.06.2001 в профессиональном училище №47 г.Полевского не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, правомерно не установил оснований для удовлетворения иска в указанной части. Приведенные истцом в апелляционной жалобе возражения по существу содержат иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения в оспариваемой части явиться не может.

Разрешая спор и удовлетворяя иск в части возложения на ОМВД России «Полевской» обязанности произвести перерасчет выслуги лет Сочнева С.А. для назначения пенсии, из расчета месяц военной службы за три месяца службы в условиях чрезвычайного положения и участия в боевых действиях в период прохождения военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 28.06.2001 по 18.02.2003, суд первой инстанции, руководствуясь п.п. «е» п.3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, приказом МВД России от 31.12.1999 №1109 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим внутренних войск МВД России и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим (выполнявшим) задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей», который утратил силу, в связи с изданием приказа МВД России от 09.04.2003 №238, установив, что во время прохождения срочной военной службы (службы по призыву) истец с 04.02.2002 по 15.08.2002 принимал участие в боевых действиях и иных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо - Кавказского региона, пришел к выводу о том, что Сочнева С.А. имеет право на включение в выслугу лет указанного периода военной службы по призыву в льготном исчислении.

Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о наличии у Сочнева С.А. права на установление выслуги лет с учетом включения периода срочной военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения из расчета один месяц службы за три месяца, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, устанавливающих обязательные условия предоставления военнослужащим указанной гарантии, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ОМВД России «Полевской» заслуживают внимание.

Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 и Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ч.3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.1993 №5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано, что при применении ч. 2 ст.2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 №4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений в их системном толковании следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и выполняющим аналогичные задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой (страховой) стаж в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении их права на пенсионное обеспечение на общих основаниях (в настоящее время, на основании Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2003 №268-О, установление такого рода льгот лет для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.

Законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 не в календарном, а в льготном исчислении.

Поскольку Сочнев С.А. в спорный период проходил военную службу в условиях чрезвычайного положения по призыву и претендует на назначение пенсии по выслуге лет, на основании ст.ст.1, 2, ч.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, то с учетом положений постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, а именно абзаца первого пункта 5 названного постановления, данный период военной службы подлежит зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии в календарном исчислении.

С учетом изложенного, произведенный ОМВД России «Полевской» расчет выслуги лет при определении права Сочнева С.А. на пенсионное обеспечение в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства.

Признавая доводы апелляционной жалобы ОМВД России «Полевской» обоснованными, судебная коллегия, отменяет оспариваемое судебное постановление в части удовлетворения иска Сочнева С.А. о признании расчета выслуги лет незаконным, возложения обязанности произвести перерасчет выслуги лет, с учетом его участия в боевых действиях в период службы в армии с 28.06.2001 по 18.02.2003, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.3,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении названных требований.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Полевского городского суда Свердловской области от 18.01.2024 в части удовлетворения иска Сочнева Сергея Анатольевича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полевской» о признании расчета выслуги лет незаконным, возложения обязанности произвести перерасчет выслуги лет, с учетом участия Сочнева Сергея Анатольевича в боевых действиях в период службы в армии с 28.06.2001 по 18.02.2003, отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказать.

В остальной части решение Полевского городского суда Свердловской области от 18.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Сочнева С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: А.Е. Зонова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Т.Л. Редозубова

33-6830/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сочнев Сергей Анатольевич
Ответчики
ОМВД России Полевской
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
21.03.2024Передача дела судье
16.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Передано в экспедицию
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее