Решение по делу № 33а-10307/2021 от 08.11.2021

Судья Воробьев В.А. Дело № 33а-10307/2021

25RS0030-01-2020-001572-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2021 года г. Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Гончарова А.А.,

судей Новожиловой И.Н., Украинцевой С.Н.,

при секретаре Салмине В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, по апелляционной жалобе представителя администрации Хасанского муниципального района Приморского края, на решение Хасанского районного суда Приморского края от 13.11.2020, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Признано незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района Приморского края по обустройству улично-дорожной сети, а также проездов к земельным участкам, сформированным в целях предоставления многодетным семьям с.Барабаш Хасанского района Приморского края, в том числе к земельному участку , а также к массиву земельных участков со следующими кадастровыми номерами: ; ; ; ; ; ; ; ; ; . На администрацию Хасанского муниципального района Приморского края возложена обязанность принять меры, направленные на обустройство улично-дорожной сети, а также проезда к земельным участкам, находящимся в с. Барабаш Хасанского района Приморского края, сформированным в целях предоставления многодетным семьям со следующими кадастровыми номерами: в течении 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу.

Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., объяснения прокурора Бекетовой ФИО12 судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что прокуратурой Хасанского района Приморского края проведена проверка исполнения градостроительного законодательства, законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что в соответствии с требованиями Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3 на основании постановления администрации Барабашского сельского поселения Приморского края от 24.06.2016 № 147 предоставлен земельный участок с кадастровым номером в общую долевую собственность Булатовой ФИО13 Булатову ФИО14., Титоренко ФИО15 Белову ФИО16., Булатовой ФИО17 При этом в указанном месте сформирован массив земельных участков, предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей.

В нарушение требований закона, инфраструктура для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в частности, обустройство проездов, отсутствует.

По результатам ранее проведенных проверок в адрес администрации Хасанского района Приморского края внесено представление об устранении выявленных нарушений, в котором указано, на необходимость обустройства соответствующих проездов. Однако конкретных мер по устранению выявленных нарушений принято не было.

Администрацией Хасанского муниципального района не представлены сведения о принятых каких-либо мерах, направленных на обустройство соответствующих проездов, необходимых для использования указанных земельных участков, не представлены.

Обустройство дороги к земельным участках до настоящего времени выполнено не было, сведения о том, что администрацией района принимаются какие-либо меры (разрабатывается проектно-сметная документация, выполняется локально-сметный расчет, формируются документы в целях получения субсидирования) не представлены.

С учетом уточненных требований административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района Приморского края по обустройству улично-дорожной сети, а также проездов к земельным участкам, сформированным в целях предоставления многодетным семьям с. Барабаш Хасанского района Приморского края, в т.ч. к земельному участку , а также к массиву земельных участков со следующими кадастровыми номерами: . Возложить на администрацию Хасанского муниципального района обязанность принять меры, направленные на обустройство улично-дорожной сети, а также проезда к земельным участкам, находящимся в с.Барабаш Хасанского района Приморского края, сформированным в целях предоставления многодетным семьям, в том числе к земельному участку с кадастровым номером , а также к массиву земельных участков со следующими кадастровыми номерами: в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Старший помощник прокурора в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Хасанского муниципального района Приморского края в судебном заседании возражал против заявленных требований

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Хасанского района Приморского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3 при предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей.

На основании постановления администрации Барабашского сельского поселения Приморского края от 24.06.2016 № 147 предоставлен земельный участок с кадастровым номером в общую долевую собственность Булатовой ФИО18 Булатову ФИО19 Титоренко ФИО20 Белову ФИО21 Булатовой ФИО22 по адресу: <адрес>. При этом в данном районе также сформирован массив земельных участков, предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей.

Однако в нарушение требований закона инфраструктура для указанных земельных участков, в том числе обустройство проездов, отсутствует.

В 2018 году на обращение Булатовой ФИО23 об обеспечении земельного участка дорожной инфраструктурой администрацией Хасанского района Приморского края, направлен ответ, в котором указано, что работы по обустройству инфраструктуры перечисленных земельных участков будут выполнены по мере выделения денежных средств.

В прокуратуру аминистрацией Хасанского района Приморского края 13.04.2020 представлены сведения, о том, что на территории с. Барабаш Хасанского района Приморского края улично-дорожная сеть сформирована до массива земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей. Сведения о принятых каких-либо мерах, направленных на обустройство соответствующих проездов, необходимых для использования указанных земельных участков, не представлены.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям является мерой социальной поддержки таких семей. Предоставление земельного участка непригодного для индивидуального жилищного строительства, либо использование которого для жилищного строительства невозможно либо затруднительно, нарушает права граждан на получение данной меры социальной поддержки на равных условиях с иными гражданами указанной категории.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

При таких обстоятельствах, администрацией Хасанского муниципального района Приморского края не исполняются требования законодательства по обустройству улично-дорожной сети, а также проездов к земельным участкам, сформированным в целях предоставления многодетным семьям в с.Барабаш.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Согласно п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п.5 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пп. 4 и 5 ч. 1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Поскольку администрацией до настоящего времени не приняты должные меры к разработке и утверждению проектно-сметной документации, а также строительству инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленных многодетным семьям, вывод суда первой инстанции о подтвержденном факте бездействия администрации по указанному вопросу является верным.

Довод жалобы о том, что администрацией Хасанского муниципального района Приморского края ведется работа по обустройству улично-дорожной сети, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку частичное осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий не является достаточным основанием для освобождения администрации от исполнения указанных обязательств.

Мероприятия по обеспечению транспортной инфраструктурой вышеуказанных земельных участков, предоставленных в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, администрацией Хасанского муниципального района Приморского края не выполнены.

Каких-либо мер, направленных на обустройство улично-дорожной сети, а также проезда к земельным участкам, сформированным в целях предоставления многодетным семьям в с. Барабаш Хасанского района, органом местного самоуправления не ведется на протяжении длительного времени с момента предоставления данных участков гражданам.

Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых на исполнение решений вопросов местного значения, не освобождает орган муниципального образования от обязанностей, в том числе, по обустройству улично-дорожной сети, а также проезда к земельным участкам.

Как отмечено Конституционным судом РФ в постановлении от 01.03.2012 № 389-О-О финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих те или иные публичные обязанности, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им финансовой помощи целевого характера со стороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Ссылка в жалобе о том, что в установочной части решения суда указано на нарушение требований градостроительного законодательства Зарубинским городским поселением Приморского края, является следствием технической описки. Данное обстоятельство основанием для отмены либо изменения данного судебного акта не является, поскольку оно не влияет на содержание и существо вынесенного решения.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Хасанского районного суда Приморского края от 13.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Хасанского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

33а-10307/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Хасанс.р-на
Ответчики
Адм.Хасанс.МР
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Новожилова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
08.11.2021Передача дела судье
24.11.2021Судебное заседание
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее