Дело № 2-1149/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2016 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Сивкове Д.Н., с участием прокурора Тарачева А.В., представителя ответчика Неронова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Корткеросского района к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании бесхозяйным и обязании поставить на учет недвижимое имущество,
установил:
прокурор Корткеросского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании бесхозяйным имуществом объект – «Водобашня <адрес>» и об обязании поставить данное имущество, как бесхозяйное, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Требование мотивировано тем, что в ходе проведения проверки по информации Производственного отделения филиала АО «МРСК Северо – Запада» «Комиэнерго» о бездоговорном потреблении электроэнергии на объекте водобашня <адрес> установлено отсутствие данного объекта на балансе администрации СП «<адрес>». Указанный объект собственника не имеет, т.е. является бесхозным.
В судебном заседании прокурор Тарачев А.В. требования поддержал.
Представитель ответчика, администрации МР «Корткеросский», Неронов А.А. с иском не согласился, суду пояснил, что <адрес>, где находится спорное имущество, включен в программу переселения». В <адрес> в настоящее время из не переселенных лиц осталось 5 человек. Водобашня существует, но не функционирует, она закрыта, необходимости в эксплуатации объекта нет. Считает, что сохранность водобашни должна обеспечивать администрация СП «<адрес>», на административной территории которой находится <адрес>.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Судом установлено, что <дата> в прокуратуру Корткеросского района поступила информация Производственного отделения «Южные электрические сети» Корткеросский район электрических сетей филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» «Комиэнерго» (далее по тексту: ПО «ЮЭС» Корткеросского РЭС) с целью определения ответственных по данному объекту и обязании заключения договора на электроснабжение, ввиду отсутствия заключенного договора на электроснабжение водопроводной башни, расположенной в <адрес>, относящейся к категории социально важных объектов и отказа администрацией СП «<адрес>» узаконить требование.
Акт проверки от <дата> и справка о результатах проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды на территории МР «Корткеросский» от <дата>, составленные прокуратурой Корткеросского района с участием представителей администрации МР «Корткеросский», свидетельствуют о том, что водобашня, расположенная в <адрес>, на балансе администрации МО МР «Корткеросский» не состоит. Здание водонапорной башни в деревянном исполнении размещено на бетонной основе, площадью 8мх8м, высотой порядка 10-12м. В здание водобашни имеется один вход, а также выходят две трубы, предназначенные для поставки воды. В 5м от водонапорной башни расположен столб линии электропередач, от которого протянуты к водобашне провода. На момент обследования водобашня не эксплуатируется.
<дата>, по акту на отключение электроустановки ХХХ, составленному <дата> представителями ПО «ЮЭС» Корткеросского РЭС, спорный объект отключен от электроснабжения.
Прекращение исполнительного производства основано на том, что скважина ХХХ расположенная в <адрес>, на балансе администрации СП «<адрес>» не числится, постановлением администрации СП «<адрес>» от <дата> ХХХ исключена из реестра муниципальной собственности на основании акта ликвидационного тампонажа от <дата>, выданного ОАО «Бурводстрой», в соответствии которым артезианская разведочно-эксплуатационная скважина ХХХ, пробуренная в <адрес>, глубиной 50,0, бездействует, в аварийном состоянии.
При этом, из информации администрации СП «<адрес>» от <дата> ХХХ следует, что в <адрес> на <дата> зарегистрировано 79 человек, фактически проживает 2 человека.
По сведениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми от <дата> ХХХ, водобашня, расположенная по адресу: <адрес>, не числится на государственном техническом учете, как и отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми от <дата> ХХХ.
Таким образом, указанная водонапорная башня в соответствии с положениями ст. 130 ГК РФ относится к недвижимым вещам. Документов о принадлежности водобашни или ее передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение не имеется. Наличие собственника водобашни определить не представляется возможным, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с требованиями Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявляет, соответственно спорный объект является бесхозяйным имуществом. Отсутствие у недвижимого имущества собственника или организации, осуществляющей полномочия пользования и владения этим имуществом, делает невозможным содержание водобашни в надлежащем нормативном состоянии.
Более того, непринятие собственником либо иным лицом мер по сохранности здания, может повлечь за собой несанкционированное использование данного объекта, в том числе в противоправных целях, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Частями 2, 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании п. 4 ч. 1, чч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» к вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципального района отнесены организация в границах сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 57 Устава МО МР «Корткеросский», утвержденного Решением Совета МО «Корткеросский район» от 20.01.2006 № 1 (с последующими изменениями и дополнениями), органом местного самоуправления, уполномоченным управлять муниципальным имуществом в МОМР «Корткеросский» является администрация МОМР «Корткеросский».
Доказательств тому, что полномочия по организации водоснабжения и водоотведения администрацией района переданы органам местного самоуправления сельского поселения, в том числе сельского поселения «<адрес>», в рамках положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суду не представлено.
Администрация МОМР «Корткеросский» как орган, на который возложена обязанность по обеспечению водоснабжения населения, не представила сведений о надлежащем собственнике и (или) балансодержателе спорного имущества.
При этом доводы представителя администрации о том, что собственником спорных объектов недвижимого имущества должна быть администрация СП «<адрес>», опровергаются вышеприведенными материалами дела.
Отсутствие оформленных в установленном порядке прав на спорный объект является препятствием для обеспечения сохранности объекта, его надлежащей эксплуатации, для передачи данного имущества на обслуживание иной организации, а равно для решения вопроса о дальнейшем распоряжении объектом.
На основании изложенного, суд считает требования прокурора Корткеросского района об обязании администрации МР «Корткеросский» поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйную недвижимую вещь – водонапорная башня, расположенную в <адрес>, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Признать бесхозяйным имуществом объект – водонапорную башню, расположенную напротив <адрес> <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйную недвижимую вещь – водонапорную башню, расположенную напротив <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Корткеросский районный суд Республики Коми.
Судья М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено: 25.10.2016.