Дело № 11-13086/2021 Судья: Кутепова Т.О.
Дело № 2-1097/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2021 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.
судей Кучина М.И., Чиньковой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Смирновой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мараховской Альбины Евгеньевны, Рыжкова Владимира Васильевича, Сасаева Виктора Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 25 июня 2021 года по иску Мараховской Альбины Евгеньевны, Рыжкова Владимира Васильевича, Сасаева Виктора Владимировича к садоводческому некоммерческому товариществу «Березка-1» о признании недействительными решений отчетного заочного собрания собственников земельных участков товарищества.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истцов Мараховской А.Е., Рыжкова В.В. и Сасаева В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя СНТ «Березка-1» Каюды А.В., возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Мараховская А.Е., Рыжков В.В., Сасаев В.В. обратились с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Березка-1» (далее - СНТ «Березка-1») о признании недействительными решений отчетного заочного собрания собственников земельных участков товарищества, оформленных протоколом №1 от 24 октября 2020 года.
В обоснование указывали на отсутствие кворума, поскольку в голосовании участвовал 241 собственник земельного участка из 587 членов СНТ «Березка-1», что оставляет 41,06% от общего числа собственников. Считают принятые на собрании решения недействительными, поскольку поставленные на обсуждение вопросы № 5 и № 8 противоречат части 1 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ). В нарушение части 13 статьи 17 Закона №217-ФЗ члены товарищества не были уведомлены о собрании за две недели заказным письмом; в протоколе решения собрания допущены существенные нарушения пунктов 1, 2, 3, 5 части 4 и части 5 статьи 181.2 ГК РФ; в нарушение пункта 17 части 1 статьи 17 Закона № 217-ФЗ на собрании не был избран председатель и секретарь общего собрания, не избиралась счетная комиссия, не была утверждена приходно-расходная смета на 2020 год; в нарушение пунктов 21, 22 части 1 статьи 17 Закона № 217-ФЗ не были включены в повестку голосования вопросы исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. Членские взносы в размере 1320 руб. 44 коп., указанные в проекте сметы статей расходов, являются несостоятельными, так как отсутствует финансово-экономическое обоснование расходов.
В судебном заседании истцы Мараховская А.Б., Рыжков В.В. и Сасаев В.В. свои требования поддержали.
Представитель ответчика СНТ «Березка-1» Каюда А.В. исковые требования не признал, указывая, что кворум рассчитывается от числа членов СНТ, а не от количества собственников земельных участков, расположенных на территории СНТ; в материалах дела имеется реестр членов СНТ «Березка-1», в который включено 440 человек; собственникам земельных участков, расположенных на территории СНТ, голосовать не запрещено, для участия в голосовании необходимо предоставить соответствующее подтверждение права собственности на земельный участок; список собственников земельных участков, расположенных на территории СНТ «Березка-1», не ведется, поскольку у СНТ нет такой обязанности, кроме того, он постоянно меняется.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 25 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Мараховская А.Е., Рыжков В.В. и Сасаев В.В. просят решение отменить, вынести новое об удовлетворении иска. Указывают, что вопреки выводам суда, представленный в материалы дела реестр членов СНТ не заверен надлежаще и отсутствовал на дату проведения спорного собрания. Осокин Н.А. на должность председателя СНТ в установленном порядке не избирался, занимает эту должность незаконно. В силу требований закона бюллетень голосования высылается каждому члену СНТ с указанием места и даты проведения собрания, однако суд не учел это правило, равно как и то, что вопросы с 4 по 8, заявленные на указанном собрании, не входят в компетенцию общего собрания членов СНТ, как и вопрос о распределении между садоводами выморочных участков. Смета расходов на отчетный период не должна утверждаться без утверждения финансово-экономического обоснования размера взносов. Ответчик допустил многочисленные нарушения порядка организации заочного собрания, в том числе, не предоставил возможность членам товарищества в установленный законом срок ознакомиться с документами и проектами документов, которые подлежат рассмотрению на собрании. Ответчик уклонялся от исполнения судебных запросов, намеренно не представляя запрашиваемые документы, однако суд не применил к нему положения о взыскании штрафа. Ответчиком представлены недопустимые доказательства в виде выписок из ЕГРН, которые надлежащим образом не заверены, однако были приняты судом. Актуальный список членов СТН отсутствует и в настоящее время в нарушение закона не ведется. Для голосования используются старые неактуальные списки членов СТН. Суд не отразил в решении признание представителем ответчика ряда нарушений, допущенных при организации заочного голосования.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Пунктом 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно статье 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В силу пункта 2 статьи 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
С 01 января 2019 года отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества регулируются Федеральным законом от 29 июля 2017 года №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 5 Закона № 217-ФЗ ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.
Вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания членов товарищества, содержатся в статье 17 Закона № 217-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 217-ФЗ в принятии вопросов, указанных в пунктах 4 - 6, 21, 22 и 24 части 1 настоящей статьи, могут участвовать собственники или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладатели садовых или огородных земельных участков, не являющиеся членами товарищества.
При этом, согласно части 19 статьи 17 Закона № 217-ФЗ общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
Как следует из материалов дела, истица Мараховская А.Е. является собственником земельного участка <адрес> в СНТ «Березка-1», членом данного СНТ не является (т.1 л.д. 11). Члену СНТ «Березка-1» Рыжкову В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок <адрес> в СНТ «Березка-1» (т.1 л.д. 10); члену СНТ Сасаеву В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок <адрес> в СНТ «Березка-1» (т.7 л.д. 1).
В период с 25 сентября 2020 года по 24 октября 2020 года проведено отчетное заочное собрание собственников земельных участков СНТ «Березка-1».
На голосование собственников земельных участков СНТ «Березка-1» были поставлены следующие вопросы:
- отчет председателя СНТ «Березка-1» о результатах финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год;
- отчет ревизионной комиссии;
- исключение садоводов из членов СНТ «Березка-1»;
- прием садоводов в члены СНТ «Березка-1»;
- утверждение списка садоводов на 24.10.2020 г.;
- утверждение сметы расходов на 2020 год;
- утверждение Устава СНТ «Березка-1» и положений к нему;
- распределение между садоводами выморочных участков;
- утверждение решения собрания садоводов.
Согласно протоколу заседания счетной комиссии СНТ «Березка-1» от 25 октября 2020 года проголосовало бюллетенями для заочного голосования 235 собственников земельных участков (229 членов СНТ «Березка-1» и 6 садоводов, ведущих хозяйство без участия в товариществе), что расценено как 53,4% от общего числа членов СНТ «Березка-1», соответствующее кворуму. В этом же протоколе содержится информация о том, что в СНТ «Березка-1» 587 земельных участков, 567 собственников земельных участков и, согласно реестру, 440 членов СНТ «Березка-1» (т. 2 л.д. 193-196).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, в целом согласился с представленным ответчиком реестром членов СНТ «Березка-1» по состоянию на 25 сентября 2020 года, согласно которому количество членов товарищества составляет 440 человек (т. 3 л.д. 1-25).
При этом, допросив свидетеля Дробышеву Л.Н., суд указал в решении, что поскольку допустимых и достаточных доказательств исключения её из членов СНТ «Березка-1» ответчиком не представлено, подсчет кворума произведен из количества членов по представленному реестру плюс один (Дробышева Л.Н.), то есть, исходя из количества 441. Суд пришел к выводу, что кворум собрания будет считаться правомочным в случае участия в нём не менее 221 членов СНТ.
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может.
Так, из пояснений представителя СНТ «Березка-1» Каюды А.В. в суде апелляционной инстанции следует, что этот реестр был составлен путем получения из ЕГРН сведений о лицах, являющихся собственниками земельных участков в СНТ, и исключении из числа членов СНТ лиц, утративших право собственности, которые в силу пункта 3 статьи 12 Закона № 217-ФЗ не могут быть членами товарищества.
Согласно представленному ответчиком расчету членов СНТ «Березка 1» на собрании 24 октября 2020 года они исходили из того, что по состоянию на 24 марта 2018 года в СНТ «Березка-1» было 586 членов. Собранием 2018 года было исключено 38 человек, на собрании 2019 года исключено 24 человека, установлено 12 умерших, продано 68 участков, истица Мараховская не является членом СНТ, 3 участка находятся за границами СНТ «Березка-1». Итого на момент проведения оспариваемого собрания осталось 440 членов.
Между тем, как следует из протокола отчетно-перевыборного собрания уполномоченных СНТ «Березка-1» от 28 марта 2017 г. членов СНТ было 587 человек. На этом собрании исключено из членов СНТ - 32 человека, принято в члены СНТ – 39 человек, утвержден список садоводов в количестве – 587 человек (т.7 л.д. 114-117).
Согласно протоколу собрания уполномоченных СНТ «Березка-1» от 24 марта 2018 года членов СНТ – 586 человек, количество принятых и исключенных из членов СНТ в протоколе не указано (т.7 л.д. 108-113).
Согласно решению отчетно-перевыборного собрания садоводов СНТ «Березка-1» от 23 марта 2019 года по списку садоводов 579 человек. В связи с вступлением в права наследования, покупкой и дарением садового участка приняты в члены СНТ «Березка-1» 23 человека. Утвержден список садоводов в количестве 579 человек по состоянию на 01 января 2019 года (т.7 л.д. 104-106). При этом, как следует из представленной в суд апелляционной инстанции выписки из этого решения собрания от 23 марта 2019 года, исключены в связи со смертью, с продажей, дарением садового участка - 24 человека.
Как пояснили судебной коллегии стороны, правомочность этих решений собраний не опровергнута.
Таким образом, для подтверждения наличия по состоянию на 25 сентября 2020 года членов СНТ «Березка-1» в указываемом им количестве 440 человек, ответчику необходимо было представить допустимые и достоверные доказательства прекращения членства в товариществе из числа ранее имевшихся членов в количестве 579 человек, в отношении как минимум 139 человек при условии отсутствия принятых в члены СНТ лиц.
В соответствии со статьей 13 Закона №217-ФЗ членство в товариществе может быть прекращено добровольно (путем выхода из товарищества) или принудительно (решением общего собрания членов товарищества), а также в связи с прекращением у члена товарищества прав на принадлежащий ему садовый или огородный земельный участок либо в связи со смертью члена товарищества.
Ответчиком, на котором в силу статьи 56 ГПК РФ лежит обязанность представления таких доказательств, этого сделано не было.
В представленном ответчиком расчете членов СНТ «Березка 1» на собрании 24 октября 2020 года как 440 сведения об исключении собранием 2018 года - 38 человек, собранием 2019 года - 24 человека, приведены без учета лиц, принятых этими собраниями в члены СТН. Между тем, количество садоводов по решению собрания от 23 марта 2019 года 579 человек производно от собраний от 28 марта 2017 года и от 24 марта 2018 года, которыми установлено количество членов товарищества 587 человек и 586 человек соответственно.
В оспариваемом решении от 24 октября 2020 года количество принятых в члены СНТ и исключенных из их числа лиц не указано (т.2 л.д. 194).
Судебная коллегия не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что при проведении собраний 28 марта 2017 года и 24 марта 2018 года руководством СНТ не делалось различия между членами товарищества и собственниками земельных участков в СНТ, поскольку обязанность надлежащего ведения документации лежит на СНТ.
В представленной истицей Мараховской А.Е. копии документа, именуемого «Фактическое расходование денежных средств на 31.12.2018 года», содержащем подпись от имени председателя СНТ «Березка-1», сходную, со слов представителя СНТ, с подписью Осокина Н.А., занимающего эту должность, имеется информация о том, что на 589 участков брошенных, заболоченных, перепроданных, не вступивших в члены СНТ – 12 участков. О подложности этого документа представитель СНТ не заявлял.
Более того, обжалуемое заочное собрание от 24 октября 2020 года проведено как собрание собственников земельных участков СНТ «Березка-1», каковых исходя из вышеуказанной информации, значительно больше 440, а не как собрание членов СНТ «Березка-1».
Поскольку в этом собрании приняло участие лишь 229 членов СНТ «Березка-1» и 6 садоводов, ведущих хозяйство без участия в товариществе, необходимый для проведения собрания кворум отсутствовал, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 181.5 ГК РФ решение собрания при отсутствии необходимого кворума является ничтожным, необходимость в отдельной проверке доводов истцов о допущенных существенных нарушениях порядка подготовки и проведения собрания, выразившихся в ненадлежащем уведомлении членов товарищества о собрании, неизбрании председателя и секретаря, счетной комиссии, не утверждении приходно-расходной сметы на 2020 год; об отсутствии финансово-экономического обоснования расходов, необоснованности размера членских взносов, у судебной коллегии отсутствует.
Решение суда первой инстанции в силу вышеизложенного не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ) с принятием нового решения о признании недействительными решений отчетного заочного собрания собственников земельных участков садоводческого некоммерческого товарищества «Березка-1», оформленного протоколом №1 от 24 октября 2020 года.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 25 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Мараховской Альбины Евгеньевны, Рыжкова Владимира Васильевича, Сасаева Виктора Владимировича удовлетворить.
Признать недействительными решения отчетного заочного собрания собственников земельных участков садоводческого некоммерческого товарищества «Березка-1», оформленные протоколом №1 от 24 октября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
27 декабря 2021 года