Решение по делу № 33-708/2024 (33-14506/2023;) от 11.12.2023

Судья – Гладкова О.В.

Дело № 33 – 708/2024 (33-14506/2023)

Номер дела в суде первой инстанции 2-3671/20232

УИД 59RS0004-01-2023-003835-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь 23.01.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,

судей Владыкиной О.В., Гладковой О.В.

с участием прокурора Захарова Е.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Александровска Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах,

по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.09.2023.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., заключение прокурора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Александровска Пермского края обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, установке коллективных приборов учета потребления ресурсов, в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г. Александровск, р.п. Яйва, ул. Энергетиков, д. 11, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований указано на то, что согласно региональной программе и краткосрочному плану на 2018-2020 годы, по многоквартирному дому №11 по ул.Энергетиков, р.п. Яйва, г.Александровска Пермского края до 31.12.2020 запланированы следующие виды капитального ремонта: комплексное обследование, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов. Постановлением администрации Александровского муниципального района от 24.03.2020 №132 принято решение о проведении в 2020 году капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме №11 по ул. Энергетиков, р.п. Яйва, г. Александровск Пермского края. По информации фонда от 30.05.2023 в настоящее время готовится пакет документов электронного аукциона по подбору подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, указанного многоквартирного дома. По обращению П. прокуратурой города по факту нарушения сроков выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома руководителю фонда 13.05.2021 внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования фондом приняты меры только к разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В период с 28.06.2022 до настоящего времени мер, направленных на обеспечение выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома не принято. Непроведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома №11 по ул.Энергетиков, р.п. Яйва, г. Александровска Пермского края, в срок, установленный региональной программой, нарушает права неограниченного круга лиц.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 25.09.2023 постановлено:

«возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (ИНН 5902990563) обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г. Александровск, р.п. Яйва, ул.Энергетиков, д. 11.

Установить срок исполнения возложенной обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.».

Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, производство по делу прекратить. Полагает, что обязанности регионального оператора закреплены в Законе Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК, поэтому в данной части требования истца подлежали отклонению, поскольку обязанность по проведению капитального ремонта возложена на ответчика в силу закона и не требует принятия судебного решения. Считает необоснованными, а значит незаконными доводы, указанные в иске о том, что иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц, так как круг лиц определен и известен, заинтересованными лицами являются собственники помещений (квартир) в многоквартирном жилом доме. Кроме того на территории муниципального образования Александровского городского округа имеется недостаточность средств для оплаты капитального ремонта. Средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах использованы. Субсидии, полученные из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, отсутствуют. Доказательств наличия у ответчика иных не запрещенных законом средств, достаточных для проведения ремонта фасада и системы теплоснабжения многоквартирного дома не представлено.

Администрацией Александровского муниципального округа поданы возражения на апелляционную жалобу, где просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как следует из пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно пункту 10.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

В части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 15 Закона Пермского края от 11.03.2017 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (принят ЗС ПК 20.02.2014) исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, до 15 июня года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока размещается органами местного самоуправления, исполнительным органом государственной власти, осуществляющим выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных органов.

На основании части 1 статьи 21 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК в целях реализации настоящего Закона создается некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», которая является региональным оператором.

Согласно частей 1, 2 статьи 22 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) не менее чем за четыре месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подготовить и направить собственникам помещений в этом доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации для проведения капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.

Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа).

Прокуратурой города Александровска Пермского края проведена проверка соблюдения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» жилищного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Александровского муниципального округа Пермского края.

В ходе проверки установлено, что согласно региональной программе и краткосрочному плану на 2018-2020 годы, по многоквартирному дому №11 по ул.Энергетиков, р.п. Яйва, г.Александровска Пермского края до 31.12.2020 запланированы следующие виды капитального ремонта: комплексное обследование, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов.

Постановлением администрации Александровского муниципального района от 24.03.2020 №132 принято решение о проведении в 2020 году капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме №11 по ул. Энергетиков, р.п. Яйва, г.Александровск Пермского края (л.д. 18-19).

До настоящего времени со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязательства по проведению капитального ремонта в многоквартирном доме надлежащим образом не выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиком не оспаривается.

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирного дома и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Сроки, установленные программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме №11 по ул. Энергетиков р.п. Яйва г. Александровска Пермского края, для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества нарушены. Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, то есть в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

Довод заявителя жалобы подлежит отклонению.

Доводы заявителя жалобы о том, что требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, так как соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, на правильность выводов суда по существу спорных правоотношений не влияют, а потому отмену решения суда не влекут. Поскольку ответчиком не выполнены возложенные на него обязанности в срок, установленный законодательством, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома и по выполнению в установленные сроки необходимых действий направленных на восстановление прав граждан – жителей вышеуказанного многоквартирного дома и граждан, посещающих указанный многоквартирный дом.

С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права граждан на проживание в жилом помещении, соответствующем нормативным требованиям, на благоприятные безопасные условия жизни.

Доводы жалобы относительно того, что круг лиц, в чьих интересах обратился в суд прокурор, определен, не соответствуют действительности, поскольку бездействие ответчика по непринятию установленных законодательством мер по капитальному ремонту создает угрозу безопасности лиц, не только проживающих в доме, но и иного неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данный многоквартирный дом (гостей, иных лиц и т.д.).

Несогласие со сроком исполнения возложенных на ответчика обязанностей отмену или изменение оспариваемого решения не влечет, поскольку ответчик не лишен возможности в случае объективно подтвержденной недостаточности установленных сроков обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доводы об отсутствии денежных средств для проведения ремонтных работ ввиду исчерпания фонда, так же не могут служить основанием к отмене состоявшегося по делу решения, относимых и допустимых доказательств тому не представлено, как и доказательств принятия достаточных мер направленных на понуждение собственников к исполнению обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Определение изготовлено в окончательной форме 30.01.2024

Судья – Гладкова О.В.

Дело № 33 – 708/2024 (33-14506/2023)

Номер дела в суде первой инстанции 2-3671/20232

УИД 59RS0004-01-2023-003835-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь 23.01.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,

судей Владыкиной О.В., Гладковой О.В.

с участием прокурора Захарова Е.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Александровска Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах,

по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.09.2023.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., заключение прокурора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Александровска Пермского края обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, установке коллективных приборов учета потребления ресурсов, в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г. Александровск, р.п. Яйва, ул. Энергетиков, д. 11, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований указано на то, что согласно региональной программе и краткосрочному плану на 2018-2020 годы, по многоквартирному дому №11 по ул.Энергетиков, р.п. Яйва, г.Александровска Пермского края до 31.12.2020 запланированы следующие виды капитального ремонта: комплексное обследование, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов. Постановлением администрации Александровского муниципального района от 24.03.2020 №132 принято решение о проведении в 2020 году капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме №11 по ул. Энергетиков, р.п. Яйва, г. Александровск Пермского края. По информации фонда от 30.05.2023 в настоящее время готовится пакет документов электронного аукциона по подбору подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, указанного многоквартирного дома. По обращению П. прокуратурой города по факту нарушения сроков выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома руководителю фонда 13.05.2021 внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования фондом приняты меры только к разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В период с 28.06.2022 до настоящего времени мер, направленных на обеспечение выполнения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома не принято. Непроведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома №11 по ул.Энергетиков, р.п. Яйва, г. Александровска Пермского края, в срок, установленный региональной программой, нарушает права неограниченного круга лиц.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 25.09.2023 постановлено:

«возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (ИНН 5902990563) обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г. Александровск, р.п. Яйва, ул.Энергетиков, д. 11.

Установить срок исполнения возложенной обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.».

Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, производство по делу прекратить. Полагает, что обязанности регионального оператора закреплены в Законе Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК, поэтому в данной части требования истца подлежали отклонению, поскольку обязанность по проведению капитального ремонта возложена на ответчика в силу закона и не требует принятия судебного решения. Считает необоснованными, а значит незаконными доводы, указанные в иске о том, что иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц, так как круг лиц определен и известен, заинтересованными лицами являются собственники помещений (квартир) в многоквартирном жилом доме. Кроме того на территории муниципального образования Александровского городского округа имеется недостаточность средств для оплаты капитального ремонта. Средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах использованы. Субсидии, полученные из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, отсутствуют. Доказательств наличия у ответчика иных не запрещенных законом средств, достаточных для проведения ремонта фасада и системы теплоснабжения многоквартирного дома не представлено.

Администрацией Александровского муниципального округа поданы возражения на апелляционную жалобу, где просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как следует из пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно пункту 10.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

В части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 15 Закона Пермского края от 11.03.2017 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (принят ЗС ПК 20.02.2014) исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, до 15 июня года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока размещается органами местного самоуправления, исполнительным органом государственной власти, осуществляющим выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных органов.

На основании части 1 статьи 21 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК в целях реализации настоящего Закона создается некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», которая является региональным оператором.

Согласно частей 1, 2 статьи 22 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) не менее чем за четыре месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подготовить и направить собственникам помещений в этом доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации для проведения капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.

Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа).

Прокуратурой города Александровска Пермского края проведена проверка соблюдения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» жилищного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Александровского муниципального округа Пермского края.

В ходе проверки установлено, что согласно региональной программе и краткосрочному плану на 2018-2020 годы, по многоквартирному дому №11 по ул.Энергетиков, р.п. Яйва, г.Александровска Пермского края до 31.12.2020 запланированы следующие виды капитального ремонта: комплексное обследование, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем (электроснабжение) и установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов.

Постановлением администрации Александровского муниципального района от 24.03.2020 №132 принято решение о проведении в 2020 году капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирном доме №11 по ул. Энергетиков, р.п. Яйва, г.Александровск Пермского края (л.д. 18-19).

До настоящего времени со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязательства по проведению капитального ремонта в многоквартирном доме надлежащим образом не выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиком не оспаривается.

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирного дома и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Сроки, установленные программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме №11 по ул. Энергетиков р.п. Яйва г. Александровска Пермского края, для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества нарушены. Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, то есть в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

Довод заявителя жалобы подлежит отклонению.

Доводы заявителя жалобы о том, что требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, так как соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, на правильность выводов суда по существу спорных правоотношений не влияют, а потому отмену решения суда не влекут. Поскольку ответчиком не выполнены возложенные на него обязанности в срок, установленный законодательством, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома и по выполнению в установленные сроки необходимых действий направленных на восстановление прав граждан – жителей вышеуказанного многоквартирного дома и граждан, посещающих указанный многоквартирный дом.

С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права граждан на проживание в жилом помещении, соответствующем нормативным требованиям, на благоприятные безопасные условия жизни.

Доводы жалобы относительно того, что круг лиц, в чьих интересах обратился в суд прокурор, определен, не соответствуют действительности, поскольку бездействие ответчика по непринятию установленных законодательством мер по капитальному ремонту создает угрозу безопасности лиц, не только проживающих в доме, но и иного неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данный многоквартирный дом (гостей, иных лиц и т.д.).

Несогласие со сроком исполнения возложенных на ответчика обязанностей отмену или изменение оспариваемого решения не влечет, поскольку ответчик не лишен возможности в случае объективно подтвержденной недостаточности установленных сроков обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доводы об отсутствии денежных средств для проведения ремонтных работ ввиду исчерпания фонда, так же не могут служить основанием к отмене состоявшегося по делу решения, относимых и допустимых доказательств тому не представлено, как и доказательств принятия достаточных мер направленных на понуждение собственников к исполнению обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Определение изготовлено в окончательной форме 30.01.2024

33-708/2024 (33-14506/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Александровска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае»
Другие
Муниципальное унитарное предприятие ЯйваДом
Администрация Александровского муниципального округа Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
11.12.2023Передача дела судье
23.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024Передано в экспедицию
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее