Решение по делу № 66а-6006/2020 от 29.10.2020

                                                                                            Дело № 66а-6006/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                                   26 ноября 2020 года

    Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Стоян Е.В.,

    судей Синьковской Л.Г., Васильевой Т.Г.,

    при секретаре Казуровой В.Н.

    с участием прокурора Бобылевой О.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-141/2020 по апелляционной жалобе Совета депутатов города Конаково на решение Тверского областного суда от 11 сентября 2020 года о частичном удовлетворении административного иска ООО Управляющая компания «Конаковский Жилфонд», ООО «Конаковский Жилкомсервис», ООО «Управляющая компания «Жилфонд», ООО «Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства «Управдом», Ивановой Е.И., Виноградовой Т.Б., Мельникова Д.С., Пархоменко Л.Н., Орловой Н.Н. об оспаривании пунктов 11 и 12 статьи 39 Устава муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение – город Конаково Конаковского района Тверской области № 47-н от 17 декабря 2019 года.

    Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г., заключение прокурора Бобылевой О.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение – город Конаково Конаковского района Тверской области № 47-н от 17 декабря 2019 года принят Устав муниципального образования городское поселение – город Конаково Конаковского района Тверской области (далее Устав).

Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области 30 декабря 2019 года за № <данные изъяты>.

Решение Совета депутатов и текст Устава размещены на сайте администрации города Конаково Тверской области http://www.konakovo.in/regulatory/ustav-munitsipalogo-obrazovaniya-gorodonakovo.php., опубликованы в газете «Конаковская панорама» № 01(657) от 17 января 2020 года.

В соответствии с пунктом 11 статьи 39 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, подлежат официальному обнародованию, вступают в силу после их официального обнародования.

Решения Совета депутатов города Конаково о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания соответствующими органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления городского поселения, за исключением случаев, когда муниципальный правовой акт предусматривает иной порядок вступления в силу.

Согласно пункту 12 статьи 39 Устава официальное обнародование муниципальных правовых актов или соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, осуществляется путем размещения полных текстов актов в трехдневный срок со дня подписания на информационных стендах, расположенных по следующим адресам:

- <адрес>

<адрес>

- <адрес>

- <адрес>

- <адрес>»;

- <адрес>

где они должны находиться в течение не менее 10 календарных дней со дня их официального обнародования.

Обнародованные муниципальные правовые акты подлежат регистрации в специальном журнале с указанием даты их размещения на официальном стенде.

Тексты муниципальных правовых актов размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.konakovo.in, а также на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания: <данные изъяты>

Административные истцы – юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории г. Конаково и физические лица, проживающие в данном муниципальном образовании, обратились в суд с требованием об оспаривании приведенных выше пунктов Устава муниципального образования.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что размещение правовых актов на стендах в местах, определенных Уставом и на сайтах в сети интернет не обеспечивает возможность ознакомления с ними всех жителей муниципального образования. Указывают на наличие в городе Конаково периодических печатных изданий, расходование средств местного бюджета на опубликование и распространение информационных материалов о деятельности органов местного самоуправления в газете «Конаковская панорама». В связи с изложенным полагают, что оспариваемые пункты Устава, не предусматривающие официальное опубликование нормативных муниципальных правовых актов в печатном издании, не соответствуют требованиям части 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Решением Тверского областного суда от 11 сентября 2020 года административный иск удовлетворен в части. Судом постановлено признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 11, 12 статьи 39 Устава муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения город Конаково Конаковского района Тверской области от 17 декабря 2019 года № 47-н, в той мере, в какой данные нормативные положения не предусматривают обязательное опубликование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, в периодическом печатном издании, распространяемом в данном муниципальном образовании, и не содержат указания на то, что такие муниципальные правовые акты и соглашения вступают в силу после их официального опубликования.

В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов города Конаково Плотникова О.А. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование указывает, что наряду с официальным опубликованием нормативного акта в печатном издании, закон допускает и его обнародование, в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок официального опубликования и обнародования, предусмотренный статьей 39 Устава (на информационных стендах, на официальном сайте города Конаково, на портале Минюста России), в полном объеме обеспечивает ознакомление граждан с муниципальными нормативными актами и Закону № 131-ФЗ не противоречит.

Заместителем прокурора Тверской области Краюхиным С.Л., генеральным директором ООО «Конаковский Жилфонд» Гуровым В.И. поданы возражения на апелляционную жалобу.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Устав принят уполномоченным органом и с соблюдением установленной процедуры.

Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В силу пункта 6 части 1 статьи 44 Закона №131-ФЗ, уставом муниципального образования должны определяться, в том числе виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Статьей 7 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно статье 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 2).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

По смыслу приведенных нормативных положений, с учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, при наличии в муниципальном образовании печатного периодического издания, используемого в целях размещения правовой информации о деятельности органов местного самоуправления, доведение до сведения населения принятых нормативных правовых актов должно в обязательном порядке осуществляться с использованием такого издания, то есть путем официального опубликования.

Поскольку на территории муниципального образования городское поселение город Конаково имеется периодическое печатное издание - «Конаковская панорама», в которой был опубликован Устав и публикуются иные муниципальные правовые акты на основании муниципального контракта, постольку, судом первой инстанции сделан правильный вывод о несоответствии приведённым нормам федерального закона отсутствие в оспариваемых пунктах 11 и 12 статьи 39 Устава положений об опубликовании правовых актов в периодическом печатном издании, распространяемом в данном муниципальном образовании.

Кроме того, в силу приведённых положений Закона № 131-ФЗ, установленный Уставом муниципального образования порядок обнародования акта должен обеспечивать возможность доведения его до сведения населения и ознакомления с его содержанием.

Удовлетворяя заявленные требования, суд, основываясь на анализе территориального устройства муниципального образования Тверской области «Конаковский район», мотивировал свой вывод тем, что в состав городского поселения город Конаково входят семь населённых пунктов (город Конаково, деревня Белавино, деревня Шумново, деревня Карачарово, деревня Вахромеево, поселок Энергетик) общей численностью населения 43 617 человек, в связи с чем размещение муниципальных правовых актов на информационных стендах в шести из семи населённых пунктов согласно пункту 12 статьи 39 Устава и без их опубликования, не обеспечивает доступ населения к размещаемой таким способом правовой информации.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на позицию Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного акта, в апелляционных жалобах не приводится, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены по существу правильного решения в апелляционном порядке не имеется.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и оснований, по которым решение может быть отменено, не содержат.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тверского областного суда от 11 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов города Конаково – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

29.10.2020Передача дела судье
26.11.2020Судебное заседание
21.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021Передано в экспедицию
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее