РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2021 года г.Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Казаковой А.Е.,
с участием:
представителя истца помощника Ачинского городского прокурора Чиханчиной Е.Ю.,
представителя ответчика администрации Ачинского района Головастиковой М.Д., действующей на основании доверенности от 11 января 2021 года, сроком действия по 31 декабря 2021 года (л.д.42),
представителя ответчика Управления образования администрации Ачинского района Даниловой Н.Н., действующей на основании доверенности от 12 марта 2021 года, сроком действия до 31 декабря 2021 года (л.д.61),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Каменская средняя школа» о возложении обязанности по обеспечению охраной объекта (территории) школы, Управлению образования администрации Ачинского района, администрации Ачинского района о возложении обязаности по финансированию расходов на обеспечение охраны объекта (территории) школы,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц с иском к МБОУ «Каменская средняя школа» о возложении обязанности по обеспечению охраной объекта (территории), Управлению образования администрации Ачинского района, администрации Ачинского района о возложении обязаности по финансированию расходов на обеспечение охраны объекта (территории), мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействии экстремизму и терроризму в деятельности МБОУ «Каменская средняя школа». В ходе проверки было установлено, что МБОУ «Каменская средняя школа» не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и вахтеры учреждения, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Согласно паспорту безопасности объекта, в котором располагается МБОУ «Каменская средняя школа» присвоена 3 категория опасности, в заключении комиссии указано на необходимость заключения договора на обеспечение объектов сотрудниками частных охранных организаций на период работы объектов. Проверка здания, сооружений, коммуникаций, территории с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта осуществляется сторожем вахтером, сторожем. Таким образом, на территории объекта обеспечение охраны в соответствии с подп. «б» п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, не осуществляется. 30 июня 2020 года в адресглавы Ачинского Района направлено представление об устранении указанных нарушений, однако выполнение требований прокурора своевременно не обеспечено, в виду отсутствия финансирования на указанные цели. В связи с этим прокурор просил возложить на МБОУ «Каменская средняя школа» обязанность по обеспечению охраной объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на администрацию Ачинского района и Управление образования администрации Ачинского района возложить обязанность по финансированию МБОУ «Каменская средняя школа» для обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.2-6).
В судебном заседании истец помощник Ачинского городского прокурора Чиханчина Е.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Каменская средняя школа», извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.51), в судебное заседание не явился, об уважительности причины свой неяки суд не уведомил, об отложении рассмотрении дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика администрации Ачинского район в судебном заседании по иску не возражала, суду пояснила, что бюджет Ачинского района на 2021 год сформирован и утвержден в 2020 году. По состоянию на 24 августа 2021 года заявка о выделении денежных средств в администрацию Ачинского района от Управления образования Ачинского района не поступало, финансовые средства в бюджете Ачинского района на заключение договора охраны объекта образования в 2021 финансовом году не утверждались, соответственно финансовым управлением администрации Ачинского района лимиты денежных средств на указанные цели не выделялись. На сегодняшний день у МБОУ «Каменская средняя школа» отсутствуют лимиты бюджетных средств для заключения контракта на обеспечение охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, тогда как формирование бюджета на 2022 год планируется в конце 4 квартала 2021 года, в связи с чем просила установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года (л.д.58-59).
Представитель ответчика Управления образования администрации Ачинского района в судебном заседании по иску не возражал, суду пояснила, что у МБОУ «Каменская средняя школа» на сегодняшний день отсутствуют лимиты бюджетных средств для заключения контракта на обеспечение охраны объекта (территории), а возможность дополнительного выделения денежных средств будет рассматриваться осенью 2021 года, в случае выделения денежных средств они поступят не ранее февраля 2022 года, просила установить разумный срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.
Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.54), в судебное заседание не явился, об уважительностип ричины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрении дела и отзыва по иску не предстаивл.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации дети находятся под защитой государства.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Подпунктом "г" пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 определено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается также посредством организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями (подпункт "е" пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006).
Согласно п. 25 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Как следует из материалов дела, МБОУ «Каменская средняя школа» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учрежедением, основной целью деятельности которой, в том числе, является создание условий, гарантирующих реализацию гражданами Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного образования (л.д.9-28).
Учредителем образовательной организации является администрация Ачинского района.
Образовательная организация расположена по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, 5, в нежилом здании, принадлежащему муниципальному образованию Ачинский район Красноярского края, переданном МБОУ «Каменская средняя школа» в оперативное управление.
В ходе проведенной Ачинский городской прокуратурой проверки МБОУ «Каменская средняя школа» требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействии экстремизму и терроризму, установлено, что МБОУ «Каменская средняя школа» не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и вахтеры, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) от 15 ноября 2019 года МБОУ «Каменская средняя школа» относится к 3 категории опасности и которым МКОУ «Причулымская средняя школа» рекомендовано обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в срок до декабря 2020 года (л.д.32-36).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
По сообщению МБОУ «Каменская средняя школа» по состоянию на 24 июня 2021 года в учрежедении не организована охрана частными организациями, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ или подрпазделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти. В данный момент в МБОУ «Средняя школа» имеется кнопка вызова отдела вневедомственной охраны по Ачинскому району – филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Красноярскому краю, система видеоконтроля за периметром – 4 наружные камеры видеонаблюдения (л.д.37).
Неисполнение требований действующего законодательства по обеспечению охраной объекта (территории), может повлечь существенное нарушение прав несовершеннолетних воспитанников и сотрудников учрежедения, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования Ачинского городского прокурора к МБОУ «Каменская средняя школа» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требования Ачинского городского прокурора к Управлению образования администрации Ачинского района, администрации Ачинского района о возложении обязаности по финансированию расходов на обеспечение охраны объекта (территории) также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
По смыслу приведенных выше правовых норм охрана образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 2.2.2, 3.1.5 Положения об управлении образования администрации Ачинского района, утвержденного Решением Ачинского района Совета депутатов Красноярского края от 02.07.2019 г. №Чр-319Р, управление образования является учредителем муниципальных образований организаций Ачинского района, осуществляет в пределах своей компетенции отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ачинского района в соответствии с Федеральными законами и законами Красноярского края, обеспечивает содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Следовательно, с учетом недостаточности у МБОУ «Каменская средняя школа» лимитов бюджетных средств для исполнения указанных прокурором требований закона, необходимость для органа местного самоуправления и главного распорядителя бюджетных средств в будущем предусмотреть в местном бюджете и выделить необходимые денежные средства с учетом требований федеральных законов и изданных в их исполнение нормативных правовых актов на обеспечение безопасности образовательных учреждений, учредителем которых является Управление образования администрации Ачинского района, а собственником имущества - муниципальное образование Ачинский район, согласуется с положениями пункта 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителей ответчиков о том, что в бюджете города на 2021 год денежные средства на указанные цели не заложены, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокуратурой защищаются права и интересы несовершенолетних детей во время пребывания в дневное время в школе, а также учителей и прочих лиц, формирование бюджета с учетом расходов на эти цели является обязанностью местной администрации со дня принятия Постановления Правительством РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон. С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда для МБОУ «Каменская средняя школа» - в течение четырех месяцев со дня финансирования расходов для этой цели, для Управления образования администрации Ачинского района и администрации Ачинского района - в течение четырех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа» обеспечить охрану объекта (территории) общеобразовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение четырех месяцев со дня финансирования расходов для этой цели.
Обязать администрацию Ачинского района, Управление образования администрации Ачинского района осуществить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская средняя школа» на обеспечение охраны объекта (территории) общеобразовательного учреждения в течение четырех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А.Киняшова
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2021 года.
Судья Г.А.Киняшова