Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-3530/2020
Судья Савельева В.В.
УИД 21RS0023-01-2020-000018-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 октября 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Алексеева А.А. к администрации Московского района г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Алексеев А.А. обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, администрации Московского района г. Чебоксары о признании незаконным отказа в предоставлении вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, с учетом права на дополнительную площадь.
Требования мотивированы тем, что истец Алексеев А.А. является инвалидом <.........> группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. Согласно медицинскому заключению № <.........> от 17 мая 2019 года имеет <.........> заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года №987н, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н. Постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 23 октября 2019 года № <.........> истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список «Малоимущие», без учета имеющегося заболевания, несмотря на представленные документы. Истец обратился в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о предоставлении жилья во внеочередном порядке. Письмом от 26 ноября 2019 года Алексееву А.А. было отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что жилое помещение, в котором он проживает, не является жилым помещением коммунального заселения. Истец полает, что данный отказ является незаконным, поскольку на основании договора найма он проживает в квартире № <.........> в доме № <.........> по <адрес>, принадлежащей на праве собственности Якимову Н.П., который не является его родственником, общее хозяйство с ним не ведет, материальной и иной взаимной поддержки друг другу не оказывают. Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности истец не имеет. Полагает, что отказ администрации Московского района г. Чебоксары является незаконным.
Истец Алексеев А.А. в судебном заседании не присутствовал, реализовав свое право на участие в деле через представителя – адвоката Любимову А.Е., которая исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Крупякова А.В. исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что реализация права на жилище должна быть произведена в порядке очередности, иначе будут нарушены права других очередников.
Ответчик администрация Московского района г. Чебоксары, третьи лица Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Треть лицо Якимов Н.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании прокурор Быков А.С. полагал, что исковые требования Алексеева А.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 июля 2020 года постановлено:
- признать незаконным отказ администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 ноября 2019 года № <.........> в предоставлении Алексееву А.А. вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма;
- обязать администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики предоставить Алексееву А.А. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, с учетом права на дополнительную площадь, расположенное в г. Чебоксары.
Указанное решение обжаловано ответчиком администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе приводятся доводы о том, что основанием для внеочередного предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, является, в том числе, факт проживания в квартире коммунального заселения. Кроме того, на администрацию города возложена обязанность лишь по учету граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, а исполнение данной обязанности не является расходным обязательством органа местного самоуправления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Алексеева А.А. - адвоката Любимовой А.Е., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем, для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.
Такой перечень был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и действовал до 1 января 2018 года. В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Как следует из материалов дела, согласно справке серии МСЭ-2016 № <.........> от 26 июля 2018 года, выданной Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Министерства труда России, Алексеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <.........> группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.
Из имеющихся в материалах дела медицинских заключений врачебной комиссии от 17 мая 2019 года, выданных бюджетным учреждением «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, следует, что имеющееся у Алексеева А.А. заболевание (код заболевания по МКБ-10: <.........>) входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года № 991н.
Из уведомления следует, что постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от 23 октября 2019 года № <.........> Алексеев А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в список «Малоимущие».
Из материалов дела также следует, что истец Алексеев А.А. зарегистрирован и проживает в квартире № <.........> в доме № <.........> по <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником квартиры № <.........> в доме № <.........> по <адрес> является Якимов Н.П.
Согласно договорам найма жилого помещения от 1 августа 2014 года, от 1 августа 2019 года, заключенных с собственником Якимовым Н.П., Алексеев А.А. занимает комнату площадью 13,10 кв.м в вышеназванной квартире.
Из материалов дела следует, что иного жилья, занимаемого по договору социального найма или на праве собственности, у Алексеева А.А. не имеется.
Из письма администрации Московского района г. Чебоксары т 26 ноября 2019 года № <.........> следует, что Алексееву А.А. отказано в предоставлении жилья во внеочередном порядке в связи с тем, что жилое помещение, в котором проживает истец, не является жилым помещением коммунального заселения.
Удовлетворяя исковые требования и признавая незаконным отказ администрации Московского района г. Чебоксары, возлагая на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики обязанность предоставить Алексееву А.А. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации имеется необходимая совокупность обстоятельств, наличие которых является обязательным для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о том, что вне очереди жилые помещения предоставляются лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний только при условии их проживания в квартире коммунального заселения, не основаны на законе.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 26 февраля 2019 года № 46-КГ18-72, для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.
Довод апелляционной жалобы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о том, что администрация города не наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 17 декабря 2009 г. №1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Для выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав.
Таким образом, порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, являющихся малоимущими, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем Алексеев А.А. не может быть лишен права быть обеспеченным жилым помещением в том порядке, который гарантирован федеральным законодателем, то есть на предоставление ему жилого помещения муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что предоставление Алексееву А.А. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, не может быть принято во внимание ввиду неправильного толкования норм материального права.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева