Дело №2-1953/2015
Поступило в суд 27.04.2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Россий ской Федерации
28 сентября 2015 года г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
В с о с т а в е:
Председательствующего Кузнецовой Н.Е.,
С участием представителей сторон: Л.С.Гаевой, П.В. Сенькина,
При секретаре О.С.Богдановой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курилова Н. А. к ТСЖ «Прибрежный» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Курилов Н.А. обратился в суд с иском к ТСЖ «Прибрежный» о защите прав потребителя в обоснование которого указал, что является собственником квартиры __ в многоквартирном доме, расположенном по адресу НСО, г. ..., .... Указанный многоквартирный дом обслуживает ТСЖ «Прибрежный».
Согласно протоколу __ от xx.xx.xxxx года общего собрания ЖК «Прибрежный», жилой дом __ с офисными помещениями в цокольном этаже по указанному выше адресу принято решение об ограждении территории- устроить забор с тремя воротами и пятью калитками, организовать пост охраны территории дома круглосуточно.
В соответствии с решением от xx.xx.xxxx года очередного общего собрания собственников и членом ТСЖ «Прибрежный» в форме заочного голосования утверждена смета расходов на охрану придомовой территории на xx.xx.xxxx год в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. с 1 кв.м. и в соответствии с протоколом от xx.xx.xxxx года общего собрания ТСЖ «Прибрежный» утверждена смета на содержание контролеров на xx.xx.xxxx год в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки с квадратного метра.
Оказание услуги ответчиком по охране территории дома исполняется ненадлежащим образом и является неправомерной. Данными действиями нарушаются его права и законные интересы как потребителя указанных услуг.
Ссылаясь на положение ч.2 ст.154 ЖК РФ считает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме услуг по охране территории дома не содержит.
Вместе с тем, включив услугу по охране территории и утвердив смету на оказание этих услуг, ТСЖ «Прибрежный» ненадлежащим образом оказывает такие услуги, поскольку в нарушение ст.1.1 и ст.3 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», имеющийся на территории пункт охраны с находящимися в нем сотрудниками ТСЖ, позиционирующимися как контролеры территории, к какой- либо охранной организации не имеют отношения, лицензия на осуществление охранной деятельности отсутствует. При неоднократном обращении к указанным «гражданам-контролерам» с просьбой помочь в пресечении противоправных действий третьих лиц, он получал отказ с ответом, что к их компетенции это не относится. Считает, что общим собранием не было принято решение о введении услуги контролеров.
Просил признать действия ТСЖ «Прибрежный» по оказанию услуги «охрана территории дома» неправомерными и исполняемыми ненадлежащим образом с нарушением действующего законодательства; признать за истцом право отказаться от исполнения ТСЖ «Прибрежный» услуг контролеров.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно менял и уточнял исковые требования, окончательно просил суд признать действия ТСЖ «Прибрежный» по оказанию услуги «охрана территории дома» неправомерными и исполняемыми ненадлежащим образом с нарушением действующего законодательства и просит признать действия ТСЖ «Прибрежный» в начислении денежных средств за услуги охраны (контролеров) неправомерными.
Истец и его представитель в ходе судебного разбирательства указали, что некачественность оказываемой услуги заключается в том, что это услуга по охране, за плату, следовательно, в данном случае законом предусмотрено обязательное лицензирование услуги. Не определены условия оказания услуги, он лишен возможности пользоваться данной услугой, поскольку не знает условия оказания услуги, которые должны быть определены общим собранием собственников многоквартирного дома и данная услуга должна быть введена общим собранием собственников. Услуга не оказывается, т.к. имеется сотрудник, но он бездействует, не следит за имуществом, не предотвращает неправомерные действия третьих лиц.
Представитель ответчика исковые требования не признал, в ходе судебного разбирательства пояснял, что тариф на содержание службы контролеров на xx.xx.xxxx года и xx.xx.xxxx года утвержден общим собранием собственников и членов ТСЖ «Прибрежный» и в настоящее время никем не оспорен. Истцом не представлено доказательств нарушения его права как данными решениями, так и действиями ТСЖ о взимании платы за услуги контролеров. Контролеры находятся в специальном помещении и контролируют доступ в жилой комплекс лиц, проживающих в нем, а также иных лиц путем поднятия шлагбаума. Тот факт, что услуга оказывается качественно подтверждают нахождением контролеров на рабочем месте и штатным расписанием. Услуга контролеров охраной не является. В журнале регистрации автомобилей регистрируются номера посторонних автомобилей, въезжающих на территорию комплекса. Все обязанности, установленные службе контролеров, указаны в регламенте, который утвержден председателем правления ТСЖ в xx.xx.xxxx года.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 135 Жилищного Кодекса РФ Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно п.2, п.3 и п.4 ст. 137 ЖК РФ Товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья (ч.1 ст.143 ЖК РФ).
Частью 2 ст.154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (ч.8 ст.156 ЖК РФ).
Согласно п.33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Судом установлено:
ТСЖ «Прибрежный» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, обладающим гражданскими правами и несущим гражданские обязанности (л.д.16-23) и создано xx.xx.xxxx года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме и их представителей от xx.xx.xxxx года (л.д.47-66).
Источниками финансирования средств Товарищества являются в том числе вступительные, членские и иные взносы, определенные отдельным решением членов Товарищества и направленные на реализацию Уставных целей и задач, обязательные платежи членов Товарищества (п.5.2.2 Устава)
Смета доходов и расходов на будущий год определяется постатейно и утверждается большинством голосов членов Товарищества, присутствующих на собрании (п.5.4 Устава).
Товарищество ежегодно, при утверждении сметы, определяет решением общего собрания членов товарищества размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт (в том числе капитальный) общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечивает сбор платежей собственников помещений на эти цели на расчетный счет (п.5.5 Устава).
Член Товарищества обязан, в том числе, выполнять требования Устава Товарищества, решения общего собрания членов Товарищества и правления Товарищества (п.11.1 Устава).
К компетенции общего собрания членов Товарищества относится установление размера обязательных платежей и взносов Товарищества и утверждение смет доходов и расходов Товарищества на год (пп.9 п.13.4 Устава) (л.д.47-66).
Истец является собственником квартиры __ дома __ по ... в г. ... (л.д.76), а также членом ТСЖ «Прибрежный», что нашло свое подтверждение в представленных на л.д.97 и л.д.98 заявлениях истца и пояснениями сторон в ходе судебного разбирательства.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений жилого комплекса «Прибрежный» от xx.xx.xxxx года собственниками дома __ по ... в г. ... выбран способ управления многоквартирным домом- ТСЖ и создано ТСЖ «Прибрежный». Кроме того, указанным собранием принято решение об ограждении придомовой территории и организации поста охраны территории дома круглосуточно (л.д. 39-40).
В последствии решением общего собрания собственников и членов ТСЖ «Прибрежный» от xx.xx.xxxx года утверждена смета расходов на охрану придомовой территории на xx.xx.xxxx год со следующей формулировкой «принять тариф <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. с 1 кв.м. по содержанию службы контролеров придомовой территории на xx.xx.xxxx год» (л.д.43-44).
Согласно протокола общего собрания членов Товарищества собственников жилья «Прибрежный» от xx.xx.xxxx года были приняты решения об утверждении штатного расписания на xx.xx.xxxx год и смета на содержание контролеров на xx.xx.xxxx год (л.д.45).
Как следует из штатного расписания с xx.xx.xxxx года в него включены две единицы контролеров (л.д.46).
Решением общего собрания членов ТСЖ «Прибрежный» от xx.xx.xxxx года также утверждена смета расходов на службу контролеров придомовой территории на 2015 год (л.д.147-149).
Член ТСЖ обладает правами, указанными в ст.143.1 ЖК РФ, а также иными предусмотренными Жилищным Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Согласно статьи 10 Устава ТСЖ «Прибрежный» член товарищества имеет право обжаловать в судебном порядке решения органов управления Товарищества (л.д.66).
Указанные решения общих собраний членов ТСЖ «Прибрежный» никем не оспорены, недействительными не признаны, а потому в силу названных выше норм права и положений Устава ТСЖ «Прибрежный» являются обязательными для всех собственников помещений и членов ТСЖ в многоквартирном доме, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
При этом суд, руководствуясь положениями ст. ст.137, 156 ЖК РФ приходит к выводу о том, что ТСЖ вправе самостоятельно устанавливать размер платежей на эксплуатационное обслуживание, техническое обслуживание и других необходимых платежей для осуществления своей деятельности, связанной с содержанием и ремонтном общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, и на службу контролеров.
Так в ходе рассмотрения дела по существу достоверно установлено, что общим собранием ТСЖ были утверждены сметы на содержание службы контролеров и было утверждено штатное расписание наемного персонала, к числу которых относится и служба контролеров. Между тем, истцом указанные собрания ТСЖ оспорены не были, что свидетельствует о согласии истца на содержание службы контролеров и утверждение штатного расписания службы контролеров, обратного стороной истца не представлено, а судом не добыто.
Так, услуги контролеров могут быть возложены на собственника жилых помещений только с их согласия, что также следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от xx.xx.xxxx года __ что было согласовано на собрании ТСЖ.
Доводы стороны истца, что общим собранием членов ТСЖ было принято решение об охране, а не о службе контролеров опровергаются имеющимися материалами дела, в том числе указанными выше протоколами общего собрания.
Поскольку собраниями членов ТСЖ приняты решения о службе контролеров как наемных в ТСЖ работников, то ссылка стороны истца на ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» не состоятельная, основана на неверном толковании норм материального права.
Далее из представленных на л.д.77-83 табелей учета рабочего времени контролеров, а также копий трудовых договоров с работниками, принимаемых ТСЖ «Прибрежный» на должность контролеров (л.д.84-93), с учетом регламента сотрудника службы контролеров ТСЖ «Прибрежный» (л.д.94-96); журнала регистрации автомобилей ТСЖ «Прибрежный» (л.д.99-140), пояснений свидетеля Пантелеевой В.Ф., а также пояснениями сторон в ходе судебного разбирательства, в совокупности, следует, что услуги по контролю придомовой территории дома __ по ... в г. ... фактически оказываются собственникам и членам ТСЖ, состоящие в штате ТСЖ контролеры контролируют проезд автомашин, проход жильцов и их посетителей, а также соблюдение порядка на придомовой территории названного выше многоквартирного дома.
В нарушение ст. 12 и ст.56 ГПК РФ стороной истца не представлено доказательств обратного.
При этом суд не принимает во внимание в качестве доказательства ненадлежащего предоставления ответчиком оспариваемой услуги, представленные стороной истца акт осмотра информационных стендов ТСЖ «Прибрежный» (л.д.36), а также акты о состоянии калиток и ворот заборы (л.д.74 и л.д.75) по следующим основаниям.
xx.xx.xxxx «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом (п.105, п.106, п. 108, п.109, п. 110 (1) указанных Правил).
Однако стороной истца не представлено актов, составленных в соответствии с названными нормами права, следовательно, достоверных и достаточных доказательств, которые бы свидетельствовали о предоставлении ответчиком истцу услуг по контролю за придомовой территорией __ по ... в г. ... не соответствуют качеству суду не представлено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания действий ТСЖ «Прибрежный» по оказанию услуги «охрана территории дома» неправомерными и исполняемыми ненадлежащим образом, с нарушением действующего законодательства.
Поскольку судом установлено, что услуги контролеров придомовой территории истцу ответчиком оказываются, тарифы по их оплате установлены решениями общих собраний членов ТСЖ, которые истцом не оспорены и не признаны незаконными, доказательств, свидетельствующих о несоответствии данных услуг их качеству в ходе судебного разбирательства не установлено, то в силу названных выше норм права, возлагающих на члена ТСЖ обязанность по их оплате, у суда отсутствуют основания для признания действий ТСЖ «Прибрежный» в начислении денежных средств за услуги охраны (контролеров) неправомерными.
Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-197 ГПК РФ,
Р е ш и л:
░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░