Решение по делу № 2-1-743/2020 от 21.10.2020

дело № 2-1-743/2020

12RS0016-01-2020-001490-74

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск 16 декабря 2020 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Шабалиной В.Н.,

с участием истца Леонтьева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонтьева Д.А. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на социальную пенсию по случаю потери кормильца,

установил:

Леонтьев Д.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) с заявлением о выплате социальной пенсии по случаю потери кормильца. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена социальная пенсия по старости в связи со смертью отца ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ и отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью обоих родителей (решение ), поскольку документально не подтвержден факт нахождения Леонтьева Д.А. на иждивении матери ФИО2 на момент смерти последней ДД.ММ.ГГГГ. Полагая указанное решение ответчика незаконным, истец указывает, что ежемесячно получал от матери денежное содержание на приобретение продуктов питания, одежды, обуви. Хотя ФИО2 на момент смерти не была трудоустроена, но вела приусадебное хозяйство и ездила на работу в другой регион (<адрес>), ее среднемесячный доход составлял 20000 рублей.

В суде истец Леонтьев Д.А. заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в армии по призыву, но его мать ежемесячно передавала своему брату ФИО3 денежные средства в размере 5000 рублей, которые тот переводил на банковскую карту истца.

Ответчик ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) представителя в суд не направил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, возражений по существу заявленных требований не выразил.

Суд счел возможным в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, использовавшего свое право на участие в судебном разбирательстве, предусмотренное статьей 35 ГПК РФ, по своему усмотрению.

Выслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Статьей 13 этого же Федерального закона установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Нетрудоспособность означает отсутствие у лица в силу объективных причин (т.е. в силу определенного возраста, либо состояния здоровья (наличие инвалидности), способности трудиться и иметь тем самым заработок, являющийся источником средств к существованию.

К нетрудоспособным членам семьи, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» относятся в том числе дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Судом установлено, что Леонтьев Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) с двумя заявлениями о назначении ему социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью отца и в связи со смертью обоих родителей. В подтверждение права на указанную пенсию представлена справка о том, что соискатель с ДД.ММ.ГГГГ является студентом по очной форме обучения ГБПОУ РМЭ «Ардинский профессиональный техникум».

Свидетельствами о смерти серии 1-ЕС от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что отец истца ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Леонтьеву Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена социальная пенсия по старости в связи со смертью отца; в назначении аналогичной пенсии с связи со смертью обоих родителей отказано ввиду отсутствия документального подтверждения нахождения Леонтьева Д.А. на иждивении матери.

Таким образом, при решении вопроса о праве истца на получение пенсии по случаю потери кормильца подлежат применению положения части 4 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», которые предусматривают необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О по запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда <адрес> о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отмечено, что презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца. В свою очередь, законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Следовательно, для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.

Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).

Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.

Как усматривается из материалов дела, на момент смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ истец достиг совершеннолетия. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения возраста 18 лет) истец являлся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью отца.

Из объяснений истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в армии по призыву.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву.

Поскольку право на пенсию по случаю потери кормильца предоставлено нетрудоспособным лицам, а истец на момент смерти проходил и состоял в качестве военнослужащего, который обеспечивается денежным довольствием, истец не может относиться к категории нетрудоспособных лиц, имеющих право на получение пенсии случаю потери кормильца.

В период прохождения военной службы по призыву гражданин утрачивает право на получение пенсии по случаю потери кормильца, в связи с тем, что утрачивается цель предоставления социальной поддержки: создание благоприятных условий для реализации конституционного права на образование. Кроме того, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, находится на государственном обеспечении. При обучении граждан выплата пенсии по случаю потери кормильца приостанавливается на период прохождения военной службы по призыву. После прохождения военной службы в случае продолжения обучения выплата пенсии возобновляется до окончания обучения, но не более чем до достижения 23-летнего возраста.

Довод истца о том, что в период военной службы он ежемесячно получал от матери денежное содержание, судом отклоняется ввиду отсутствия допустимых тому доказательств.

История операций по дебетовой карте, открытой на имя Леонтьева Д.С. в ПАО «Сбербанк России», за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о перечислении денежных средств ФИО2 и не подтверждает показания свидетеля ФИО1 о перечислении истцу денежных средств, передаваемых свидетелю ФИО2 в период, предшествующий смерти последней.

Учитывая отсутствие у ФИО2 постоянной работы и стабильного дохода, оснований полагать, что с момента достижения совершеннолетия до призыва его в ряды РА истец находился на полном содержании матери, т.е. предоставляемые ею средства были основным источником средств к существованию истца, у суда не имеется. В данном случае прохождение Леонтьевым Д.А. на момент смерти матери военной службы по призыву не дает истцу право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Показания свидетелей ФИО5 и ФИО1, бабушки и дяди истца, о содержании ФИО2 сына за счет заработка от работы сиделкой в <адрес> суд оценивает критически, учитывая отсутствие документального подтверждения и родство указанных лиц, обуславливающее их заинтересованность в рассмотрении данного спора.

Ввиду несоблюдения истцом предусмотренных законом условий для получения социальной пенсии, а именно: нахождение на иждивении умершего последним кормильца (до призыва на военную службу), обучение по очной форме в образовательном учреждении на момент смерти кормильца, у ответчика не имелось оснований для назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью обоих родителей, а значит, заявленные Леонтьевым Д.А. требования о признании решения ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении обязанности назначить названную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Леонтьева Д.А. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) об установлении факта нахождения истца на иждивении матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии незаконным и возложении обязанности назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Шахова К.Г.

решение принято в окончательной форме 17 декабря 2020 г.

2-1-743/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Леонтьев Данил Алексеевич
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл ( межрайонное)
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Шахова Ксения Георгиевна
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
21.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее