Решение по делу № 2-834/2021 от 11.01.2021

                                                                                                     Дело 2-834/2021

                                                                                                     91RS0019-01-2021-000175-58

            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2021 года                                            г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Сердюк И.В.,

при участии помощника судьи Махмудовой М.Э.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Лисецкой Тамары Витальевны к Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании права на завершение оформления прав на земельный участок,

          с участием представителя истца по доверенности Олейник С.В.

УСТАНОВИЛ:

        В январе 2021 года в Симферопольский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление Лисецкой Тамары Витальевны к Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права на завершение оформления прав на земельный участок. Исковые требования мотивированы тем, что 01.03.2006 решением Трудовского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым без номера                    «О разрешении разработки проекта отвода земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений в <адрес> разрешено гражданам, согласно прилагаемого списка, разработку проекта земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>

Согласно приложению к решению 33 сессии 4 созыва от 01.03.2006 за истицей закреплен земельный участок площадью 0,08 га, который находится по <адрес>.

15.02.2012 решением Трудовского сельского совета Симферопольского района Автономной Республике Крым №23-10\12 «О продлении срока действия решений 33 сессии 4 созыва от 01.03.2006 г. на земельные участки, предоставленные к отводу гражданам в <адрес>» решение 33 сессии 4 созыва от 01.03.2006 г.       «О разрешении разработки проекта земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений в                        с. Строгоновка» считать действительными до ДД.ММ.ГГГГ.

18.06.2020 истица обратилась к ответчику с заявлением с просьбой предоставить спорный участок для завершения оформления прав на него. Ответчик письмом проинформировал истца о том, что у нее нет оснований завершения прав на земельный участок, по мнению истицы это не соответствует действительности, что и послужило основанием для обращения с данным иском в суд.

Протокольным определением от 25 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Симферопольского района Республики Крым.

Истец в судебное заседание не явилась. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила, заявлений об отложении дела слушанием не подавала.

Представитель истца по доверенности Олейник С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, акцентировав внимание на то, что решение 2012 года не отменено, спора на земельный участок не имеется, по действующему в тот период законодательству сельский совет не мог устанавливать сроки, поэтому является действительным решение.

Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, заявлений об отложении дела слушание не подавали. Ранее за подписью главы Администрации Трудовского сельского поселения поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района.

Суд считает возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, на основании представленных доказательств.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36). Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

Статьей 15 Земельного кодекса определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 11 Земельного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.

Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

    Судом установлено, что решением 33 –й сессии Трудовского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым 4-го созыва от 01 марта 2006 года «О разрешении гражданам разработки проектов отвода земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, расположенных в <адрес> на территории <адрес>» гражданам разрешена разработка проектов отвода земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, расположенных в <адрес> на территории Трудовского сельского совета, в том числе Лисецкой Тамаре Витальевне по <адрес> (л.д.13- 14, 35-37).

    Решением 10 сессии Трудовского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым 6 созыва от 15 февраля 2012 года                №23-10\12 «О продлении действия решений 33 сессии 4 созыва от 01.03.2006г. на земельные участки, предоставленные к отводу гражданам в <адрес> на территории Трудовского сельского совета» Трудовской сельский совет решил решения 33 сессии 4 созыва о 01.03.2006г. «О разрешении разработки проектов отвода земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>» считать действительными до 15 февраля                    2014 года (л.д.10).

Как усматривается из информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в архивных материалах, переданных Госкомрегистру, отсутствует информация о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

    Установлено, что истец 18.06.2020 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки в собственность, в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду (л.д.16).

    Письмом от 17.07.2020 Администрация Трудовского сельского поселения Симферопольского района проинформировала истца о том, что у истца отсутствует основание для завершения оформления прав на земельный участок, т.к. истцу выдано решение 33 сессии 4 созыва Трудосвкого сельского совета от 01.03.2006 на оформление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, срок действия которого уже истек (л.д.15).

     В соответствии с положениями статьи 116 Земельного кодекса Украины, действующего на территории Республики Крым на момент спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

         Согласно статье 118 Земельного Кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.

            Законом Украины от 16.09.2008 №509-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» были внесены изменения в Земельный кодекс Украины, в частности, в статью 151, которой было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляют один год и может быть продолжен единоразово на такой же срок. В случае, если на протяжении установленного срока проект отвода земельного участка не подан на утверждение соответствующего органа, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.

           Законом Украины от 05.11.2009 г. №1708-17 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю» положения статьи 118, статьи 151 Земельного кодекса Украины были изложены в новой редакции, которые не содержали указаний об определении конкретного срока, в течение которого должен быть разработан проект отвода земельного участка.

            Вместе с тем, правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.

          Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем государственной регистрации прав на участок.

          Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу, что, будучи собственником земельного участка и обладая властно-распорядительными полномочиями, Трудовской сельский совет Симферопольского района Автономной Республики Крым, в пределах своей компетенции в решении от 15 февраля 2012 года определил срок действия решения, что не противоречило действующему на тот период земельному законодательству Украины, которое не предусматривало запрета на установление срока.

        Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют препятствия для реализации истцом права на получение земельного участка по правилам законодательства Российской Федерации путем соответствующего обращения в компетентный орган местного самоуправления.

Согласно уведомлению от 01.02.2021, в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.44).

Учитывая установленные судом обстоятельства и соответствующие им правоотношения, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

УСТАНОВИЛ:

В удовлетворении искового заявления Лисецкой Тамары Витальевны к Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании права на завершение оформления прав на земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 И.В. Сердюк

Мотивированное решение составлено и подписано 14 апреля 2021 года

2-834/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лисецкая Тамара Витальевна
Ответчики
Администрация Трудовского сельского поселения Симферопольского района РК
Другие
Администрация Симферопольского района Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Остапенко Ярослав Владимирович
Суд
Симферопольский районный суд Республики Крым
Судья
Сердюк Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
simpheropolskiy.krm.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2021Судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее