Решение по делу № 2-6171/2020 от 27.10.2020

Дело № 2-6171/2020 (11) 66RS0025-01-2020-000885-62

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 08 декабря 2020 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Киприяновой Н.В. при секретаре судебного заседания Баталовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жеребцовой Алены Владимировны к Министерству здравоохранения Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, выплате компенсационной выплаты, единовременного пособия по обзаведению хозяйством, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Жеребцова А.В. обратилась в Верхнесалдинский районный суд Свердловской области с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области о признании незаконным отказ Министерства здравоохранения Свердловской области, признании права на получение единовременной компенсационный выплаты, пособия на обзаведение хозяйством, возложении обязанности произвести выплату единовременной компенсационный выплаты вы размере 500000 рублей, пособия на обзаведение хозяйством в размере 35000 рублей, компенсации морального вреда – 5000 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины и услуг представителя.

В обоснование исковых требований указано, что <//> она закончила Нижнетагильский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «<адрес> медицинский колледж» по специальности «Лечебное дело» и получила квалификацию «Фельдшер». По трудовому договору была трудоустроена в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Верхнесалдинская центральная больница» на должность Фельдшера скорой помощи в структурное подразделение: отделение скорой помощи. С учетом указанных обстоятельств она в августе 2019 года обратилась в Министерство здравоохранения <адрес> с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты и единовременного пособия по обзаведению хозяйством как врачу, прибывшему на работу в сельские населенные пункты, поскольку все условия для предоставления ей данной выплаты ею были соблюдены. <//> в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты было отказано, так как было необходимо пройти переподготовку по скорой неотложной помощи. С <//> по <//> пройдено обучение и получен диплом по специальности «Скорая и неотложная помощь». В феврале 2020 истец вновь обратилась с заявлением заключении договора о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты и единовременного пособия по обзаведению хозяйством. В удовлетворении заявления было отказано <//>. Полагает отказ является незаконным, поскольку условия, предусмотренные для предоставления указанных выплат, соблюдены. Действиями ответчика причинен моральный вред, который она оценивает в 5000 рублей.

Определением Верхнесалдинского районного суда <адрес> от <//>, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от <//>, гражданское дело по иску Жеребцовой А.В. к Министерству здравоохранения <адрес> передано по подсудности для рассмотрения по существу в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Истец Жеребцова А.В., представитель истца – Тютина С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам иска, за исключением требований о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя. Дополнительно указали, что просят признать отказ ответчика в выплате пособия незаконным, содержащихся в ответе от <//> и <//>. Истец суду пояснила, что постоянно с самого рождения проживает в <адрес>, на период обучения временно была зарегистрирована в <адрес>, постоянная регистрация также сохранялась в <адрес>. Полагает, что право на получение данных выплат имеется, поскольку трудоустроилась в учреждение здравоохранения и на должность, что соответствуют условиям, предусмотренным действующим законодательством.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> Соколов Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление. Указал, что фактически истец свое место жительство не меняла, в связи с чем цель спорной единовременной компенсационной выплаты достигнута не была. Также указал, что на момент подачи истцом заявления в 2019 году право на получение данной выплаты не имелось ввиду отсутствия необходимого уровня образования, а в 2020 году данное право отсутствовало, так как истец не совершала переезда в сельскую местность, ее должность не была включена в реестр вакантных должностей, также должность фельдшера скорой помощи в 2020 году была уже не вакантной, так как была занята истцом уже в 2019 году.

Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Верхнесалдинская центральная больница» в судебное заседание не явился, извещен в срок и надлежащим образом.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Предоставление единовременных компенсационных выплат регулируется Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, приведены в приложении к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - Правила).

Критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидий являются, в том числе наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее – уполномоченный орган) и согласованного с Министерством здравоохранения Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей) (подпункт «а» пункта 3 Правил).

Условиями предоставления субсидии являются, в том числе утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 Правил.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №431 - ПП от 16.07.2019 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории Свердловской области», выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области или Управлению здравоохранения Администрации города Екатеринбурга, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, согласованный Министерством здравоохранения Российской Федерации, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров (далее Порядок).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 Порядка медицинская организация в случае заключения трудового договора с работником на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, с 1 по 15 число месяца направляет в Министерство документы на медицинского работника: копию трудового договора; копию документа, удостоверяющего личность; копии документов об образовании и квалификации; копию трудовой книжки; копию документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС).

Пунктом 13 Порядка установлено, что Министерство в течение 30 рабочих дней со дня приема документов, указанных в пункте 12 настоящего порядка, осуществляет проверку представленных в них сведений и принимает решение о заключении либо об отказе в заключении договора.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельства об аккредитации специалиста.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» в качестве требований к квалификации фельдшер (скорая медицинская помощь) указаны: Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» и дополнительное профессиональное образование в соответствии с квалификационными требованиями, утверждаемыми в установленном порядке, и сертификат специалиста по специальности «Скорая и неотложная помощь» без предъявления требований к стажу работы.

Как следует из материалов дела, <//> между Малыгиной (после вступления в брак Жеребцовой) и ГБУЗ СО «Верхнесалдинская ЦГБ» был заключен трудовой договор от <//> , в соответствии с которым истец была принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи в структурное подразделение: отделение скорой медицинской помощи, расположенное по адресу: <адрес>.

К трудовым обязанностям Жеребцова А.В. приступила с <//>.

<//> истец обратилась в Министерство здравоохранения <адрес> с заявлением о предоставлении ей единой единовременной компенсационной выплаты.

Министерство здравоохранения <адрес> направило ответ <//>, который зарегистрирован за входящим номером от <//>, на заявление Жеребцовой А.В. об отказе в предоставлении указанной единовременной компенсационной выплаты, в связи с отсутствием у истца документа об образовании и квалификации, а именно сертификата специалиста по специальности «скорая и неотложная помощь».

На момент заключения трудового соглашения и обращения истца к ответчику с вышеуказанным заявлением действовали постановление Правительства Российской Федерации от <//> , принятое в его исполнение Постановление <адрес> - ПП от <//> «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, расположенные на территории <адрес>».

Исходя из вышеприведенного нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности (аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от <//> -КГ17-15).

Вместе с тем, как следует из материалов дела и копии трудовой книжки истца, истец с устроилась на работу в ГБУЗ СО «Верхнесалдинская ЦГБ» по адресу: <адрес>, при этом, согласно пояснениям истца, согласующимися с материалами дела, в том числе сведениями, содержащимися в трудовом договоре, согласно которым как на момент заключения трудового договора, так и в настоящее время истец постоянно была зарегистрирована в <адрес>, соответственно перемену места жительства истец при трудоустройстве в учреждение здравоохранения истец не осуществляла.

Таким образом, доказательств переезда истца в сельскую местность в связи с ее трудоустройством в структурное подразделение «отделение скорой медицинской помощи» в материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было. Истца не оспаривала, что фактическое место жительства истца на протяжении многих лет не менялось, в связи с чем вышеуказанная цель предоставления медицинским работникам спорной единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <//> , п. 2 Порядка, не достигается, соответственно требованиям, указанным в данном п. 2 Порядка истец не соответствует, что является основаниям для вынесении Министерством здравоохранении <адрес> решении об отказе в предоставлении истцу единовременной компенсационной выплаты.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает основания для удовлетворения исковых требований Жеребцовой А.В. к Министерству здравоохранения <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, признании права на нее, возложении обязанности ее осуществить.

Вместе с тем, доводы ответчика об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты со ссылкой на отсутствие у истца необходимого образования для замещения должности «фельдшера скорой медицинской помощи», поскольку на момент подачи заявления у нее отсутствовали документы подтверждающие необходимый уровень образования и квалификации в виде сертификата специалиста по специальности «Скорая и неотложная помощь», суд признает несостоятельными, так как на данную должность истец была принята при предоставлении диплома о среднем профессиональном образовании по квалификации «Фельдшер», выписки из протокола о прохождении аккредитации по специальности «Лечебное дело». Трудовой договор с истцом не расторгнут, недействительным не признан, несоответствие истца занимаемой должности не подтверждено. Кроме того, <//> истцом получен диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки «Скорая и неотложная помощь».

Рассматривая требования о выплате единовременного пособия на обзаведение хозяйством, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-03 «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» для медицинских и фармацевтических работников, окончивших медицинские и фармацевтические профессиональные образовательные организации, интернатуру или ординатуру медицинских и фармацевтических образовательных организаций высшего образования либо аспирантуру медицинских и фармацевтических образовательных организаций высшего образования, устанавливается следующая мера социальной поддержки - единовременное пособие медицинскому и фармацевтическому работнику на обзаведение хозяйством.

Размер единовременного пособия медицинскому и фармацевтическому работнику на обзаведение хозяйством (далее - пособие), условия и порядок его выплаты, а также случаи, в которых лицо, получившее указанное пособие, обязано возвратить полученные денежные средства, устанавливаются Правительством Свердловской области.

Во исполнение указанных требований законодательства принято Постановление Правительства Свердловской области от 27 марта 2007 №240-ПП "О выплате единовременного пособия на обзаведение хозяйством медицинским и фармацевтическим работникам, поступившим на работу в областные государственные или муниципальные учреждения здравоохранения, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области" вместе с "Положением об условиях и порядке выплаты, возврата единовременного пособия на обзаведение хозяйством медицинским и фармацевтическим работникам, поступившим на работу в областные государственные или муниципальные учреждения здравоохранения, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области" (далее Положение), согласно которого для выплаты пособия работнику областное государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, осуществляющее деятельность на территории Свердловской области, право на получение пособия имеют медицинские и фармацевтические работники, окончившие образовательные организации высшего или среднего профессионального образования и впервые поступившие на работу в год окончания образовательной организации в областные государственные или муниципальные учреждения здравоохранения, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, при условии заключения трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора на срок не менее трех лет.

В соответствии с подпунктами 4, 8, 10 пункта 4 Положения для выплаты пособия работнику учреждение представляетв Министерство здравоохранения Свердловской области документы, в том числе копию диплома работника об окончании медицинской или фармацевтической профессиональной образовательной организации либо медицинской или фармацевтической образовательной организации высшего образования, заверенную учреждением; копию свидетельства об аккредитации специалиста, заверенную Учреждением, копию СНИЛС, заверенную учреждением.

Пунктом 7 Положения установлено, что Министерство здравоохранения Свердловской области отказывает в осуществлении выплаты Пособия в случае, если работник не имеет права на получение Пособия в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года № 91-03 «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» либо представлены не все указанные в пункте 4настоящего Положения документы, либо представленные документы оформлены ненадлежащим образом.

В ответе от 06.12.2019 Министерства здравоохранения Свердловской области указано, что поскольку истцом к заявлению были приложены не все документы, предусмотренные Положением, в том числе сертификат специалиста по специальности «Скорая и неотложная помощь», а также заверенная копия СНИЛС, единовременное пособие на обзаведение хозяйством не может быть выплачено. При этом Министерством здравоохранения <адрес> рекомендуется повторно предоставить пакет документов, приложив все необходимые копии, перечисленные в п. 4 Положения.

В судебном заседании истец не отрицала, что повторное заявление со всеми требуемыми документами, в том числе с приложением заверенной копии СНИЛС, после ответа от 06.12.2019, ответчику по данной выплате не направляла.

Так как данная выплата носит заявительный характер, доказательств соблюдения условий подачи заявления со всеми приложенными документами суду не представлено, суд нарушений прав истца не усматривает, так как она не лишена возможность повторно обратиться с соблюдением предусмотренных действующим Положением требований. Соответственно оснований для удовлетворения заявленных требований о признании права на получение единовременного пособия на обзаведение хозяйством, возложении обязанности произвести указанную выплату в настоящее время не имеется.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку в силу п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Поскольку в данном споре нарушены имущественные права истца, а законом в спорных правоотношениях возмещение морального вреда не предусмотрено и не доказано нарушение неимущественных прав Жеребцовой А.В., данные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования истца о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины надлежит отказать, так как в удовлетворении основных требований истцу отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Жеребцовой Алены Владимировны к Министерству здравоохранения Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, выплате компенсационной выплаты, единовременного пособия по обзаведению хозяйством, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Н.В. Киприянова

2-6171/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жеребцова Алена Владимировна
Ответчики
Минздрав Свердловской области
Другие
ГБУЗ СО "Верхнесалдинская ЦГБ"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Киприянова Наталия Владимировна
Дело на странице суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
27.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.10.2020Передача материалов судье
29.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее