Судья Макарова К.М. № 33 – 2314
№ 2-1121/2020
УИД 67RS 0002-01-2020-000057-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г.Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Филенковой С.В., Дмитриевой Г.И.,
при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельцова Михаила Александровича к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области», ООО УК «Гражданстрой» о признании незаконными действий по начислению взносов за капитальный ремонт и об освобождении от уплаты платежей.
Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., пояснения истца Стрельцова М.А., представителя НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» Лазаковича Д.Ю.,
установила:
Стрельцов М.А., с учетом уточнений заявленных требований, обратился в суд с иском к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № <номер> по Ново-Чернушенскому пер. в г. Смоленске в отношении квартиры № <номер>, понуждении в отношении данной квартиры применить положения ст. 7.1 Закона Смоленской области от 31 октября 2013 года № 114-з «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» по начислению взносов за капитальный ремонт жилого дома и отмене ранее начисленных платежей.
В обоснование указал, что включение многоквартирного дома № №
..., в котором расположена принадлежащая ему квартира, по дате ввода в эксплуатацию первой блок - секции жилого дома, незаконно возлагает обязанности (ранее законодательно установленного срока) по уплате вносов на капитальный ремонт на собственников объектов - помещений в составе последующих блок - секций, которые были сданы в эксплуатацию в 2014 году. Указанные объекты имеют разные кадастровые номера и располагаются на разных земельных участках, не являясь единым объектом капитального строительства.
В качестве соответчика по заявленному иску к участию в деле было привлечено ООО УК «Гражданстрой».
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 23 июня 2020 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, неправильного применения норм материального и процессуального права, не приняты во внимания его доводы об отсутствии обязанности уплачивать взносы за капитальный ремонт, поскольку с момента сдачи дома в эксплуатацию не прошло пять лет.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истца Стрельцова М.А. в поддержание доводов жалобы, представителя НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» Лазаковича Д.Ю., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный дом по адресу: ... был введен в эксплуатацию в 2011 году (1-ая очередь строительства), затем последующим этапом строительства (2-я очередь) была введена очередная блок-секция на основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от 31 октября 2014 года (л.д. 16). Многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта при ее актуализации постановлением Администрации Смоленской области от 12 марта 2018 года № 124, при этом были указаны две очереди сдачи дома - 2011, 2014 год постройки дома (л.д. 21-23).
В вышеуказанном многоквартирном доме собственниками помещений не принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта, ввиду чего, формирование фонда капитального ремонта данного дома производится на счете регионального оператора.
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» является региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 27 октября 2014 года № 1913-адм утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Смоленска, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора. В утвержденный перечень под номером 197 включен многоквартирный жилой ... пер. в г. Смоленске.
В связи с принятием решения собственников указанного дома денежный фонд капитального ремонта общего имущества собственников помещений этого дома был передан ООО УК «Гражданстрой», перевод денежных средств по решению собственников от 30 сентября 2019 года осуществлен платежным поручением от 9 апреля 2020 года.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований с учетом правовых позиций.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт для собственника входит в состав платы за жилое помещение, уплатой которого собственник исполняет обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Данная обязанность по общему правилу возникает с момента возникновения права собственности на квартиру (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных ч. 3 ст. 169, ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, а также региональным законодательством, которым для Смоленской области является Закон Смоленской области от 31.10.2013 № 114-з "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области", Региональная программа проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Смоленской области на 2014 - 2043 г.г., утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2013 №1145 (с изменениями и дополнениями).
Согласно ч.3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме, не позднее, чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Тем самым, Жилищный кодекс Российской Федерации, предоставляя субъектам Российской Федерации право устанавливать срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся на гарантийном обслуживании у застройщика, не исключает обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, лишь закрепляет возможность установления специального срока ее возникновения.
В силу положений ст. 7.1 Закона Смоленской области от 31 октября 2013 года № 114-з «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении трех лет, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Таким образом, правовое значение для включения многоквартирного дома в Региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям, при этом включение такого объекта в Региональную программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в эксплуатацию не поставлено.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 27 октября 2014 года № 1913-адм утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Смоленска, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора. В утвержденный перечень под номером 197 включен многоквартирный жилой дом ...
Следовательно, несмотря на то, что дом по адресу: ... строился в два этапа: 1-ая очередь строительства введена в эксплуатацию в 2011 году, 2-я очередь – в 2014 г., он представляет собой единый объект недвижимого имущества, с единым почтовым адресом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы наличие самостоятельных разрешений на ввод в эксплуатацию блок – секций дома не означает, что каждая секция представляет собой отдельный многоквартирный дом.
В связи с чем, ссылка Стрельцова М.А. на необоснованность начисления взносов на капитальный ремонт с даты включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, является несостоятельной.
Названный многоквартирный жилой дом поочередно вводился в эксплуатацию, при этом первая очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес до принятия Региональной программы, в связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод Стрельцова М.А. о незаконности отказа суда в применении трехлетнего срока исковой давности по начислению взносов на капитальный ремонт, является ошибочным.
Так, согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности на обращение в суд. Поскольку по настоящему гражданскому делу исковые требования заявлены Стрельцовым М.А., встречного иска ответчиком не подано, то суд правомерно отказал истцу в применении срока исковой давности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 29 мая 2020 г.
оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Смоленска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи