Дело № 2а-6746/2021
50RS0001-01-2021-006820-47
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
04 октября 2021 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Кобзаревой О.А.,
при секретаре Влазневой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании решения жилищной комиссии незаконным и подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы ФИО2, ФИО1 обратились в суд с настоящим административным иском к Администрации городского округа Балашиха Московской области, мотивируя требования тем, что ФИО2, являясь сотрудником <данные изъяты>, на основании Договора найма специализированного жилого помещения № от 07.11.2019 (далее – Договор найма), была вселена в качестве Нанимателя и впоследствии зарегистрирована в муниципальное служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
Вместе со ней в жилое помещение на тех же правах в качестве члена семьи был вселен и зарегистрирован сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Руководствуясь условиями подпункта 3 пункта 13 Договора, 21.05.2021 ФИО2 обратилась через МФЦ в адрес Главы Городского округа Балашиха с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения ее сыну ФИО1, представив собственный нотариальный отказ от приватизации.
Решением жилищной комиссии от 16.07.2021 ФИО2 было отказано в передаче собственность ФИО1 занимаемого жилого помещения в порядке приватизации на том основании, что право на приватизацию служебного жилого помещения имеют только граждане, которым это жилое помещение предоставлено (Протокол № 6/21), правовых оснований для передачи члену семьи нанимателя служебного жилого помещения не предусмотрено.
Не согласившись с отказом, ФИО2 и ФИО7 обратились в суд с настоящим административным иском, просят признать решение жилищной комиссии в части отказа ФИО2 в передаче в собственность ФИО1 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и «Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Городского округа Балашиха», утверждённого решением Совета депутатов от 19.02.2018 № 07/60, - незаконным и подлежащим отмене.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные истцы направили ходатайства, в которых настаивали на удовлетворении требований.
Административный ответчик направил в суд возражения, просил в требованиях отказать, полагая, что действия жилищной комиссии Администрации Г.о. Балашиха являются законными и обоснованными.
Исходя из того, что участники процесса извещены о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, суд определил рассмотреть административный иск в их отсутствие по правилам, установленным ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к законности, обоснованности заявленного административного иска и его удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в силу пункта 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием.
В отношении такого помещения заключается договор найма специализированного жилого помещения по правилам, установленным ст. 100 ЖК РФ.
Частью 3 ст. 100 ЖК РФ установлено, что в договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. ч. 3, 4 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ.
В силу требований ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 с 28.04.2018 является сотрудником <данные изъяты>, работает в должности заместителя начальника управления – начальника отдела судебной работы в судах общей юрисдикции правового управления.
07.11.2019 была вселена в качестве Нанимателя и впоследствии зарегистрирована в муниципальное служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании Договора найма специализированного жилого помещения №.
Вместе с ней в жилое помещение в качестве члена семьи был вселен сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который согласно приведенным выше нормам Жилищного кодекса РФ и условиям Договора (ч. II) наделен равными с Нанимателем правами.
Условия Договора найма исполняются Нанимателями надлежащим образом: оплачиваются коммунальные платежи, жилое помещение используется по назначению, обеспечивается его сохранность.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Договора Наймодатель имеет право принимать решение о приватизации жилого помещения.
В силу пунктов 4.17-4.18 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Городского округа Балашиха, утвержденного 19.09.2018 Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области № 07/60, Администрация городского округа Балашиха принимает решение о приватизации служебных жилых помещений в целях передачи их в собственность граждан, которым предоставлены данные жилые помещения по договору найма служебного жилого помещения в случае, если наниматель имеет стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее пяти лет и стаж работы в органах местного самоуправления Городского округа Балашиха не менее одного года.
Приватизация служебных жилых помещений гражданами, которым предоставлены данные жилые помещения по договору найма служебного жилого помещения, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
21.05.2021 ФИО2 обратилась через МФЦ в адрес Главы Городского округа Балашиха с заявлением о передаче в собственность служебного жилого помещения ее сыну ФИО1, представив собственный нотариальный отказ от приватизации.
Решением жилищной комиссии от 16.07.2021 ФИО2 было отказано в передаче собственность ФИО1 занимаемого жилого помещения в порядке приватизации на том основании, что право на приватизацию служебного жилого помещения имеют только граждане, которым это жилое помещение предоставлено (Протокол № 6/21), правовых оснований для передачи члену семьи нанимателя служебного жилого помещения не предусмотрено.
Не согласившись с отказом, ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Таким образом, законодатель указал, что право решать вопрос о приватизации служебного жилья принадлежит собственникам и владельцам служебных квартир в домах муниципального и государственного жилищного фонда.
При этом закон устанавливает равные права как для нанимателя жилого помещения, так и для членов его семьи, в том числе в части приватизации жилого помещения.
Наниматель ФИО2 имеет стаж государственной и муниципальной службы более пяти лет и стаж работы в <данные изъяты> Балашиха более года.
ФИО1 является членом ее семьи, включен в договор найма специализированного жилого помещения, и ограничение его прав в приватизации жилья является незаконным.
Выводы оспариваемого Решения жилищной комиссии, что только наниматель служебного жилого помещения - ФИО2, являясь сотрудником <данные изъяты>, - может приватизировать занимаемое жилое помещение в единоличную собственность или в долевую собственность вместе с членами семьи, противоречит приведенным выше нормам права.
Исходя из буквального толкования норм ЖК РФ и п. 4.17 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Городского округа Балашиха, утвержденного 19.09.2018 Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области № 07/60, Администрация передает жилое помещение в собственность не Нанимателю, а всем гражданам, указанным в договоре, то есть ФИО2, ФИО1
Как указано выше, в соответствии с пунктом 4.18 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Городского округа Балашиха, утвержденного 19.09.2018 Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области № 07/60, приватизация служебных жилых помещений гражданами, которым предоставлены данные жилые помещения по договору найма служебного жилого помещения, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации установлены Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Нормативно-правовой акт (в данном случае Решение Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области № 07/60 от 19.09.2018) не противоречит Закону РФ, имеющему большую юридическую силу, в то время как жилищная комиссия, отказавшая ФИО1 в приватизации спорного жилого помещения, не приняла во внимание вышеприведенные правовые нормы.
В соответствии со ст. 6-7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления и оформляется договором передачи.
Постановлением администрации Городского округа Балашиха МО от 20.04.2016 N 359/4-ПА утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда", в соответствии с п. 11.1.9 которого к в перечень документов, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем входит Нотариально заверенное заявление гражданина, имеющего право пользования и зарегистрированного по месту жительства, о его согласии на приватизацию жилого помещения без его участия и нотариально заверенную копию этого заявления.
Нанимателем ФИО2 при подаче заявления в Администрацию Г.о. Балашиха о передаче ФИО1 служебного жилого помещения прилагалось нотариальное согласие на приватизацию спорной квартиры без ее участия, остальные документы прилагались согласно требованиям Административного регламента.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия Административного ответчика по указанным выше основаниям являются незаконными, необоснованными, а решение жилищной комиссии в части отказа ФИО2 в передаче в собственность ФИО1 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и «Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Городского округа Балашиха», утверждённого решением Совета депутатов от 19.02.2018 № 07/60, - подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии в части отказа ФИО2 в передаче в собственность ФИО1 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и «Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Городского округа Балашиха», утверждённого решением Совета депутатов от 19.02.2018 № 07/60, - незаконным и подлежащим отмене.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Кобзарева
Решение в окончательной форме принято 07 октября 2021 года
Судья О.А.Кобзарева