Решение по делу № 2-2740/2014 от 18.08.2014

Дело № 2-2740/2014

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2014 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего

судьи Цыцаркиной С.И.,

с участием истца Кирилловой В.Д.,

представителя ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов по доверенности – Переправиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Мамбетовой В.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилловой В. Д. к Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов, Министерству образования Московской области, Министерству финансов Московской области о признании права на однократное обеспечение благоустроенным помещением специализированного жилищного фонда, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по договору социального найма, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Истица Кириллова В.Д. обратилась первоначально с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов, Министерству финансов Московской области и просила признать за ней право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений за счет средств бюджета Московской области, установить факт невозможности проживания как лица из числа детей-сирот в жилом помещении по договору социального найма по адресу: <адрес> включить в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, за счет бюджета Московской области.

Свои требования истица мотивировала тем, что является лицом из числа детей-сирот, зарегистрирована по адресу: <адрес> Ее мать – А. умерла <дата> Отца нет. Рождена вне брака. В <данные изъяты> квартире площадью <данные изъяты> в которой зарегистрирована истица, зарегистрировано 11 человек – братья, сестры, дети истца, племянники. На каждого проживающего приходится 5,82 кв.м., что меньше учетной нормы жилой площади, которая составляет 10 кв.м. по решению Совета депутатов г.Серпухова Московской области от 26.10.2005г. № 31/4, в связи с чем, истица, в соответствии с нормами Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 15-ФЗ от 29.02.2012г., Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г., Закона Московской области от 29.12.2007г. № 248/2007-ОЗ, обратилась с настоящим иском в суд.

В ходе судебного разбирательств к участию в дело в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечено в качестве соответчика Министерство образования Московской области, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию г.Серпухова.

В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении иска в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время проживает со своими малолетними детьми в квартире по адресу: <адрес> которая была за ней закреплена на время нахождения в деском доме, во время прохождения обучения в училище, где была зарегистрирована по месту жительства в общежитии училища и находилась на полном государственном обеспечении. В <дата> году приехала в г.Серпухов и стала проживать по месту регистрации. Подтвердила, что не была поставлена на учет для предоставления жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указала, что устно обратилась по данному вопросу в орган опеки и попечительства за несколько дней до достижения возраста 23 лет, однако ей было разъяснено право на обращение с соответствующим иском в суд. Причиной пропуска на обращение истицы в уполномоченный орган с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объяснила отсутствием материальной возможности оплатить услуги по изготовлению кадастрового паспорта жилого помещения, в котором она зарегистрирована. Считает, что за ней сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что она до достижения 23-летнего возраста не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов по доверенности – Переправина Н.В., иск признала. Ранее в судебном заседании представителем Управления было дано пояснение, что истица с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Управление не обращалась, несмотря на неоднократные напоминания об этом истца со стороны работников Управления. Подтвердила, что накануне достижения истцом возраста 23 лет, последняя приходила в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов, но ввиду отсутствия полного пакета документов для решения названного выше вопроса, было рекомендовано обратиться в суд.

Представители ответчиков Министерства образования Московской области, Администрации г.Серпухова, привлеченные к участию в дело в порядке ст. 40 ГПК РФ с учетом возникших спорных правоотношений, в судебное заседании не явились, извещены. Возражений на иск не представили.

Представитель ответчика Министерства финансов Московской области в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в дело представителем Министерства финансов Московской области (по доверенности Плотниковым В.П.) представлены письменные возражения на иск, согласно которым, представитель просит исключить Министерство финансов Московской области из числа ответчиков, отказать в удовлетворении иска в части требований «за счет средств бюджета Московской области» (л.д.31-35).

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным районам и городским округам Московской области (далее - список).

Включение в список осуществляется на основании письменного заявления законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лиц из их числа.

В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет. Очередность включения в список определяется в хронологической последовательности по дате и времени подачи заявления законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и прилагаемых к нему документов.

Благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставляется однократно по договору найма специализирован и иного жилого помещения детям-сиротам, достигшим возраста 18 лет, а детям-сиротам, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, включенным в сводный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в очередном финансовом году (далее - сводный список), формируемый ежегодно Министерством образования Московской области.

Согласно п. 3 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утвержденным Постановлением Правительства МО от 13.02.2013 N 75/5, сводный список формируется в срок не позднее 1 января очередного финансового года из числа детей-сирот, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области заключают с получателем договор найма специализированного жилого помещения в течение 5 рабочих дней со дня принятия органами местного самоуправления распорядительного акта о предоставлении жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кириллова В.Д., <дата> рождения (л.д.8), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как у нее и ее братьев и сестер нет отца, дети записаны со слов матери, мать лишена родительских прав, родственников, которые могли бы установить опеку, нет, в связи с чем, постановлением Главы Администрации г.Серпухова Московской области от <дата> <номер> перед Департаментом по образованию Московской области заявлено ходатайство о направлении в детский дом несовершеннолетних: И., В., Б., Е., Кирилловой В.Д., К.. За несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д.47).

Мать истицы - А. умерла <дата>. (л.д.11).

Истица является матерью двоих несовершеннолетних детей: Ж., <дата> рождения (л.д.9), З., <дата> года рождения (л.д.10).

Сторонами по делу не оспаривалось, что истица не состоит и не состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также не оспаривалось, что

В период с <дата> до достижения совершеннолетия Кириллова В.Д. проживала в детском доме, проходила обучение в профессиональном училище, где была зарегистрирована по месту жительства в общежитии училища и находилась на полном государственном обеспечении.

В настоящее время Кириллова В.Д. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.16-17 выписка из домовой книги по данному адресу). По указанному адресу имеют регистрацию: В., Г., Д., Б., Е., Ж., З., И., К., Л., Кириллова В.Д. – с <дата>

Жилое помещение – <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес>, была предоставлена А. на основании решения исполкома от <дата> <номер> (л.д.14), сведения о правах на данный объект недвижимости отсутствуют (л.д.26).

Кириллова В.Д. в собственности недвижимое имущество не имеет (л.д.25).

Технический паспорт на квартиру по адресу: <адрес> составлен ГУП МО МОБТИ Южный филиал ГУП МО МОБТИ Серпуховский отдел по состоянию на <дата> выдан <дата> (л.д.12-13). Площадь всех частей комнат и помещений вспомогательного назначения квартиры по названному выше адресу составляет <данные изъяты>

В ходе судебного разбирательства установлено, что вопрос о постановке на льготный жилищный учет в отношении Кирилловой В.Д. не решался в связи с отсутствием обращений истца в органы исполнительной власти с соответствующими заявлениями.

Анализируя собранные данные, учитывая объяснения истца, представителя Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о признании права на однократное обеспечение благоустроенным помещением специализированного жилищного фонда, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по договору социального найма, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Московской области, не имеется, поскольку в настоящее время Кириллова В.Д. не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, поскольку до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления или суд не обращалась.

При этом суд исходит из того, что Кириллова В.Д. обратилась за реализацией своего права на получение жилого помещения по достижении возраста 23 лет, ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения не обращалась, не была признана нуждающейся в предоставлении жилой площади и не была поставлена на соответствующий учет, то есть на момент обращения в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12,1996 года N 159-ФЗ, а также ст. 1 данного Закона, не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста.

Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзорах судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 года и от 20.11.2013 г., в соответствии с которыми, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только в случае постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста. Истец на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения возраста 23 лет поставлена не была.

Следовательно, основания для постановки Кирилловой В.Д. на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда, в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют, поскольку на момент обращения в суд указанный статус заявителем был утрачен.

Истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Доказательств обращения Кирилловой В.Д. до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не представлено.

До достижения 23 лет Кириллова В.Д. не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории "дети-сироты", не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому оснований для признания права на однократное обеспечение благоустроенным помещением специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области, установления факта невозможности проживания в жилом помещении по договору социального найма, включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Московской области за счет средств бюджета Московской области предоставления истице жилого помещения, не имеется.

Ссылки истицы на то, что на основании п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ за истцом сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что она до достижения 23-летнего возраста не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не обоснован, поскольку данной нормой не установлено право на обеспечение жилыми помещениями за лицами, не вставшими на соответствующий учет до 23-летнего возраста. По смыслу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями ст. 8 данного Федерального закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет. Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет. Принимая во внимание изложенное, у суда не имеется основания для принятия признания иска представителем ответчика

Истец не лишена права на обращение с заявлением о постановке на учет по предоставлению жилой площади, как лицо не обеспеченное жилой площадью и являющееся малоимущим, и в соответствии с установленной очередностью получить жилое помещение по нормам предоставления с учетом действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кирилловой В. Д. к Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Серпухов, Министерству образования Московской области, Министерству финансов Московской области о признании права на однократное обеспечение благоустроенным помещением специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по договору социального найма, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Московской области за счет средств бюджета Московской области, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:

мотивированное решение изготовлено 24.11.2014года

2-2740/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кириллова В.Д.
Ответчики
Управление опеки и попечительства по г.о.Серпухов Министерства образования Московской области
Администрация г. Серпухова
Министерство финансов по Московской области
Министерство образования МО
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
18.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2014Передача материалов судье
25.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2014Судебное заседание
16.10.2014Судебное заседание
11.11.2014Судебное заседание
12.11.2014Судебное заседание
24.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2015Дело оформлено
12.11.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее