Дело № 2-1162/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Жибинова С.Н., при секретаре Монделе С.К., с участием старшего помощника прокурора г.Кызыла АКО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1162/2022 по исковому заявлению заместителя прокурора г.Кызыла в интересах АКО к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения,
установил:
заместитель прокурора г.Кызыла, действуя в интересах АКО обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что АКО является сиротой, состоит на соответствующем учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает право на получение жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовала. Просит обязать ответчика предоставить АКО в течении 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла, соответствующее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кызыла АКО, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.
В судебное заседание АКО не явилась, извещалась по указанному в иске адресу, поэтому дело рассматривается без ее участия.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва не явился, извещен, о причинах неявки – не известил, ходатайств об отложении – не заявил, поэтому суд признает причину его неявки неуважительной и рассматривает дело без его участия.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ).
Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ: детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Указом главы Республики Тыва от 24.12.2018 г. №258 внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24.12.2018 г. № 636 внесены изменения в Положение о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденное Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года №229, а именно пункт 9.7 (полномочия Министерства) дополнен абзацами 24-33 следующего содержания: «деятельность по опеке и попечительству несовершеннолетних лиц; предоставление в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва; деятельность по организации и контролю за предоставлением мер социальной поддержки граждан, имеющих несовершеннолетних детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в установленном порядке работу по оптимизации сети государственных организаций социального обслуживания семьи и детей, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций и учреждений; контроль за деятельностью специализированных учреждений, осуществляющих перевозку между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций; контроль за соблюдением муниципальными подразделениями, подведомственными учреждениями и предприятиями законодательства в сфере обеспечения основных гарантий, защиты прав и законных интересов семьи и детей на территории Республики Тыва, финансового и трудового законодательства, качества предоставляемых населению в соответствии со стандартами услуг, целевого использования бюджетных средств; контроль за пребыванием усыновленных детей в семьях, в том числе иностранных; контроль за соблюдением прав детей и законных интересов семьи и детей на территории Республики Тыва; в пределах своей компетенции реализацию проектного управления». Постановлено признать утратившими силу с 1 января 2019 г. постановление Правительства Республики Тыва от 18.10.2012 г. N 554 "Об утверждении Положения об Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва и его структуры".
АКО родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается паспортом.
Из свидетельства о смерти I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АКО умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ составлена Отделом Управления ЗАГС Республики Тыва в <адрес>).
Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № АКО устроена в Кызылский дошкольный детский дом.
Приказом Управления опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетняя АКО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения устроена в МКОУ «Детский <адрес>» <адрес>.
Из письма Управления опеки и попечительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетняя АКО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не имеет жилья, ценных бумаг.
Как следует из письма Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, АКО с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно письму Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-ог, АКО состоит в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ под номером 379.
Нуждаемость истца в жилом помещении подтверждается материалами дела, а сведений, опровергающих это обстоятельство, не предоставлено.
Поскольку истец относится к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, то ее требование о предоставлении жилого помещения подлежит удовлетворению.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у нее жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится.
При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Поскольку истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанность предоставить истцу в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г.Кызыла Республики Тыва.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является органом, наделённым отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора г.Кызыла в интересах АКО к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить АКО в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 23 марта 2022 года.
Судья С.Н. Жибинов