Дело № 2-428/2019 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Некрасовское 08 ноября 2019 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе судьи Борисовой Т.Ю., при секретаре Митрофановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некрасовского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Некрасовского муниципального района об обязании провести паспортизацию и ремонт автомобильной дороги,
установил:
Прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Некрасовского муниципального района об обязании в срок 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию и оценку технического состояния автомобильной дороги <адрес> протяженностью 6458 м.п. и присвоить категорию указанной автомобильной дороге; обязании в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести ремонт дороги <адрес> протяженностью 6458 м.п. на всем ее протяжении способом, обеспечивающим безопасность дорожного движения по данной дороге, указав, что указанная дорога с грунтовым покрытием включена в реестр объектов муниципальной собственности Некрасовского мр, а также в реестр автомобильных дорог, при этом технический паспорт на указанную дорогу отсутствует, оценка технического состояния дороги не проводилась, соответствующая категория дороге не присваивалась, обязанность по ремонту и надлежащему содержанию автомобильной дороги лежит на администрации Некрасовского муниципального района. Согласно акту осмотра, составленного ОГИБДД ОМВД России по Некрасовскому району Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ дорога является грунтовой, имеет низший тип дорожной одежды, грунтовое с низкой прочностью. На момент обследования на автодороге затруднено движение транспортных средств из-за локальных разрушений дорожной одежды. Неудовлетворительное состояние спорной автодороги нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, на свободный проезд, перевозку пассажиров и грузов. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Истец по делу пом. прокурора Некрасовского района Ярославской области Хлупина А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, также пояснила, что автомобильная дорога имеет крайне не удовлетворительное состояние, требует проведение ремонта, является единственной дорогой, которая связывает несколько отдаленных деревень на территории сельского поселения Красный Профинтерн, в настоящее время находится в состоянии, исключающем проезд даже специальной техники, автомашин медицинской помощи и пожарной техники.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Некрасовского муниципального района по доверенности Панова А.А. пояснила, что ответчик исковые требования не признает, действительно право собственности в отношении указанной дороги зарегистрировано за Некрасовским мр, обязанность по содержанию спорной автомобильной дороги <адрес> возложена на органы местного самоуправления Некрасовского мр, считает, что требования прокурора о возложении на Администрацию Некрасовского мр обязанности провести паспортизацию и оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования, присвоить ей категорию, обоснованные, однако в части требования о возложении обязанности по проведению ремонта дороги, считает, что администрация мр, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Постановлением администрации Некрасовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена районная целевая программа «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования на территории Некрасовского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ Спорная дорога в перечень объектов данной районной целевой программы не включена, в связи с чем денежные средства на ремонт дороги в бюджете Некрасовского муниципального района в указанный период не предусмотрены, прокурор фактически возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
Третье лицо по делу представитель ОГИБДД ОМВД России по Некрасовскому району Мольков А.М. в судебном заседании заявленные требования прокурора Некрасовского района поддержал в полном объеме, по основаниям указанным истцом.
Третье лицо по делу представитель МУ «Капитального строительства жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского района в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу положений ст. 3 п. 6 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога <адрес> является дорогой общего пользования, находящейся в собственности Некрасовского мр Ярославской области. Указанная дорога общей протяженностью 6458 м.п. с грунтовым покрытием включена в реестр объектов муниципальной собственности Некрасовского мр, а также в реестр автомобильных дорог.
Технический паспорт на указанную дорогу отсутствует, оценка технического состояния дороги не проводилась, соответствующая категория дороге не присваивалась, что не оспаривается ответчиком.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом, договором.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 (далее - Классификация), классификация дорог по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. «3» части 2 статьи 6 раздела 4 Классификации, в отношении грунтовых дорог низшего типа, к которым относится спорная дорога, проводятся работы по содержанию таких дорог, а именно восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части дороги с грунтовым покрытием без добавления новых материалов и профилировка. В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, паспортизация автомобильных дорог, оценка их технического состояния.
Присвоение категорий автомобильным дорогам регламентировано Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767, согласно п. 6 которых классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
На основании п. 4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленного совместно сотрудником ОГИБДД ОМВД России по Некрасовскому району Ярославской области и специалистом МУ «Капитального строительства жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского района»
на всем протяжении автодороги шириной 4,5 м грунтовое покрытие (низший тип) проезжей части имеет дефекты в нарушение п. 5.2.4. ГОСТ 33220-2015 затрудняющее движение транспортных средств и пешеходов, локальное разрушение дороги, наличие древестно-кустарниковой растительности в полосе отвода дороги, отсутствуют водоотводы. Данный акт не противоречит ранее представленным результатам осмотра автодороги от ДД.ММ.ГГГГ а также представленным фотоматериалам о ненадлежащем состоянии дорожного полотна.
Неудовлетворительное состояние спорной автодороги нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, на свободный проезд, перевозку пассажиров и грузов. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и обязывает ответчика провести паспортизацию и оценку технического состояния спорной автомобильной дороги, с присвоением категории дороги, провести ее ремонт.
Доводы ответчика, в части отсутствия в настоящее время денежных средств для производства ремонтных работ, суд считает несостоятельной, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает собственника дороги по ее содержанию и ремонту.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Некрасовского района Ярославской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области в срок 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию и оценку технического состояния автомобильной дороги <адрес> протяженностью 6458 м.п. и присвоить категорию указанной автомобильной дороге.
Обязать Администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области в срок 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт автомобильной дороги <адрес> протяженностью 6458 м.п. на всем ее протяжении способом, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд.
Судья Борисова Т.Ю.