Решение по делу № 2а-61/2022 (2а-869/2021;) от 14.12.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    а. Кошехабль                      14 февраля 2022 года

Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи                                                     Керашева Т.Н.,

при секретаре судебного заседания                        ФИО3,

с участием:

представителя административного истца ФИО1             ФИО7,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика администрации

МО «<адрес>»                            ФИО4,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа администрации в принятии и включении в реестр сведений о площади жилого помещения, признанного аварийным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивированным тем, что он проживает вместе со своей семьей в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В рамках программы по «Переселению из аварийного жилищного фонда Республики Адыгея» квартира, в которой проживает семья ФИО1, признана аварийной. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, ответственным за реализацию Программы является Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея. В 2019 году администрацией МО «<адрес>» были истребованы сведения о жилой площади указанной квартиры в размере 62,8 кв.м, и внесены в реестр, который в последующем был направлен в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея. В 1993 году ФИО1 была построена пристройка к дому, однако в эксплуатацию к 2019 году сдана не была. В связи с этим площадь пристройки не была учтена на момент направления сведений в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея. Узаконить пристройку кроме как в судебном порядке не представляется возможным, в связи с чем ему пришлось обратиться в суд. ДД.ММ.ГГГГ Кошехабльским районным судом Республики Адыгея рассмотрено исковое заявление о признании за ФИО1 права собственности на пристройку, площадью 12,3 кв.м к квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В рамках гражданского дела была проведена техническая экспертиза обследования строительных конструкций пристройки для определения возможности использования его в качестве жилого. По результатам экспертизы объёмно-планировочные работы здания пристройки выполнены в соответствии с требованиями действующих норм, общее техническое состояние конструктивных элементов хорошее, недопустимых дефектов, способных снизить несущую способность конструкций здания не обнаружено. Несущая способность и техническое состояние всех конструктивных элементов достаточна для восприятия эксплуатационных нагрузок. Обследуемое здание и пристройка соответствуют действующим нормативным документам и может быть использовано в качестве жилого дома и рекомендовано к вводу в эксплуатацию. Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, и на основании решения, административный истец зарегистрировал своё право на пристройку. За счет пристройки жилая площадь в квартире увеличилась, и на сегодняшний день составляет 75,1 кв.м. При устном обращении в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, специалистом было разъяснено, что новые сведения ФИО1 необходимо предоставить в администрацию МО «<адрес>» для того, чтобы администрация направила эти сведения в Министерство. ФИО1 обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о внесении изменений в сведения о площади жилого помещения, приложив копию решения Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из ЕГРН, которая подтверждает право регистрации. Однако администрацией                МО «<адрес>» в принятии этой информации и предоставлении новых сведений о жилой площади аварийного помещения было отказано, в связи с тем, что программа по «Переселению из аварийного жилищного фонда Республики Адыгея» утверждена в апреле 2019 года. Со слов специалистов Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея информация ежегодно обновляется в реестре, выписки из ЕГРН запрашиваются каждый год. Административный истец считает отказ администрации незаконным, поскольку тем самым создаются препятствия к осуществлению его прав и реализации законных интересов.

На основании вышеизложенного, ФИО1 просил признать незаконным отказ администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в принятии и включении в реестр новых сведений о площади жилого помещения, признанного аварийным, принадлежащего ему, расположенного                по адресу: <адрес>; обязать администрацию МО «<адрес>» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 путем включения новых сведений о площади жилого помещения, признанного аварийным принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>.

Не согласившись с заявленными требованиями, глава администрации МО «<адрес>» ФИО5 представил суду письменное возражение, в котором указал, что администрация возражает против заявленного административного искового заявления в связи с тем, что программа по «Переселению из аварийного жилищного фонда Республики Адыгея» утверждена в апреле 2019 года. В соответствии с требованиями программы, документы по переселению квартиры были затребованы администрацией МО «<адрес>». В представленной на тот период технической документации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общая площадь составляет 62,8 кв.м. Был составлен реестр, сведения были переданы в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея для включения в программу. В приложении к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ о республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» прописано, цель программы - создание безопасных и благоприятных жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Задача программы – расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ. Квартира, в которой проживает семья ФИО1, признана аварийной в 2016 году. ФИО1 с 1993 года до 2016 года пристройку не узаконил. Право собственности на самовольную пристройку за ФИО1 признано Кошехабльским районным судом Республики Адыгея в 2021 году. При рассмотрении иска ФИО1, администрация МО «<адрес>» не была привлечена к участию в деле. Администрация МО «<адрес>» при подаче сведений об аварийном жилом фонде руководствовалось документами и сведениями, предоставленными собственниками жилья.

Административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца ФИО1ФИО7, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации                 МО «<адрес>» ФИО6 в судебном заседании административный иск ФИО1 не признал и просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их прав и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанных положений следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 33 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Согласно п. 34 указанного Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из выписки ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира с кадастровым номером 01:02:0400003:200, площадью 75,1 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности        ФИО1

В соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея о республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, ответственным за реализацию указанной программы выступает Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея.

В 2019 году сведения о жилой площади квартиры признанной аварийной, принадлежащей ФИО1 в размере 62,8 кв.м, внесены в реестр, который в последующем направлен в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея.

В судебном заседание установлено, что ФИО1 построена пристройка к дому в 1993 году, однако в эксплуатацию к 2019 году сдана не была, в связи с чем площадь пристройки не была включена в вышеуказанный реестр.

ДД.ММ.ГГГГ Кошехабльским районным судом Республики Адыгея вынесено решение о признании за ФИО1 права собственности на пристройку, площадью 12,3 кв.м к квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Таким образом, площадь указанной квартиры возросла до 75,1 кв.м.

ФИО1 обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о внесении изменений в сведения о площади жилого помещения.

Письмом за исх. от ДД.ММ.ГГГГ администрация                             МО «<адрес>» ФИО1 отказала в принятии информации и предоставлении Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея новых сведений о площади квартиры, поскольку программа по «Переселению из аварийного жилищного фонда Республики Адыгея» утверждена в апреле 2019 года. <адрес> квартиры, предоставленной в Минстрой в указанный период составила 62,8 кв.м. Администрация не могла подать иные сведения, поскольку пристройка осуществлена самовольно, и на тот период не была узаконена.

Таким образом, увеличение жилой площади квартиры, принадлежащей ФИО1, расположенной по вышеуказанному адресу произошло после включения в реестр и направления сведений о жилой площади в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея в 2019 году, то есть после признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при вынесении администрацией МО «<адрес>» отказа в принятии и включении в реестр сведений о площади жилого помещения, признанного аварийным не были нарушены права и законные интересы административного истца, а также лиц, проживающих в указанной квартире, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа администрации в принятии и включении в реестр сведений о площади жилого помещения, признанного аварийным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,          227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа администрации в принятии и включении в реестр сведений о площади жилого помещения, признанного аварийным, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея, в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.

Мотивированное решение изготовлено: 21.02.2022

Судья                              (подпись)

2а-61/2022 (2а-869/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Филатов Василий Иванович
Ответчики
Администрация МО "Кошехабльский район"
Другие
Пухова Сусана Юрьевна
Суд
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея
Судья
Керашев Тимур Нурбиевич
Дело на странице суда
koshehablsky.adg.sudrf.ru
14.12.2021Регистрация административного искового заявления
15.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2022Подготовка дела (собеседование)
14.01.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2022Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее