ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-18747/2019
город Уфа 2 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Фроловой Т.Е. и Фагманова И.Н.,
при секретаре Фаррахове Д.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистяковой Е. С. и Чистяковой М. С. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании постановления об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении незаконным и признании невозможным проживания в закрепленном жилом помещении, об обязании включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фагманова И.Н., объяснения представителей ответчиков Рожиной Е.В., Девицковой Ю.С., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя истцов Ремаревской Л.Р., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Чистякова Е.С. и Чистякова М.С. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании постановления об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении незаконным и признании невозможным проживания в закрепленном жилом помещении, об обязании включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований с учетом уточнений указали, что они являются сиротами, оставшись без попечения родителей в связи со смертью матери Чистяковой Е.Е. (свидетельство о смерти ... от дата) и отца Чистякова С.Н. (свидетельство о смерти ... от дата).
Постановлением Администрации Калининского района города Уфы Республики Башкортостан №... от дата они переданы под опеку Лапиной О.А.
Распоряжением №... от дата им предоставлено жилое помещение по адресу: адрес. Помещение состоит из 1 жилой комнаты, площадью ... кв. м., без санузла и места для приготовления пищи.
Распоряжениями №... и №... от дата главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан признаны факты невозможности их проживания в ранее занимаемом помещении.
Однако, впоследствии, указанные распоряжения отменены с вынесением нового распоряжения №... от дата главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в признании факта невозможности их проживания в ранее занимаемом помещении на основании протокола №... заседания межведомственной комиссии Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата.
При рассмотрении обращения в июле 2017 года межведомственной комиссией Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан суммированы площади помещения и квартиры, принадлежащей ФИО. (...). Однако, данной межведомственной комиссией не учтено то обстоятельство, что фактически не представляется возможным суммировать площади двух разных помещений - занимаемой комнаты по адресу: адрес, и квартиры по адресу: адрес, улица адрес, адрес.
В связи с этим, просили:
признать решение межведомственной комиссии Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21 июля 2017 года и распоряжение №... от дата главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в признании факта невозможности их проживания в ранее занимаемом помещении незаконными;
установить факт невозможности их проживания в жилом помещении по адресу: адрес, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот;
установить факт невозможности их проживания в жилом помещении по адресу: адрес, улица адрес, адрес, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот;
обязать ответчика Администрацию Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан включить их в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу;
обязать ответчиков Администрацию Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить им благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года постановлено:
исковые требования Чистяковой Е.С. и Чистяковой М.С. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обеспечении жилым помещением удовлетворить;
признать решение межведомственной комиссии Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата и распоряжение №... от дата главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в признании факта невозможности проживания Чистяковой Е.С., дата года рождения, и Чистяковой М.С., дата года рождения, в ранее занимаемом помещении незаконными;
обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан включить Чистякову Е.С., дата года рождения, и Чистякову М.С., дата года рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставить им благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что распоряжение №... от дата о предоставлении истцам жилого помещения по адресу: адрес, лишь установило факт передачи квартиры, принадлежавшей ранее матери истцов - Чистяковой Е.Е. и предоставленной ей ОАО «УМПО», в собственность через приватизацию. При рассмотрении вопроса об установлении факта невозможности проживания истцов в занимаемом помещении межведомственной комиссией Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан учтены только данные фактической площади занимаемого помещения в сравнении с учетной нормой. Общая площадь помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения (... кв. м.). Истцы на момент первичного обращения являлись и являются собственниками по 1/6 доли квартиры, принадлежащей бывшему опекуну Лапиной О.А. по адресу: адрес, улица Бульвар Т. Янаби, адрес, что составляет по ... кв. м. Данной межведомственной комиссией суммированы площади помещения и квартиры, принадлежащей Лапиной О.А. (... кв. м.=... кв. м.). Вывод суда первой инстанции о том, что фактически не представляется возможным суммировать площади двух разных помещений - занимаемой комнаты по адресу: адрес, и квартиры по адресу: адрес, улица Бульвар Т. Янаби, адрес, является не основанным на законе, в связи с чем требования истцов удовлетворению не подлежат. Таким образом, принимая решение об удовлетворении требований в части признания факта невозможности проживания в ранее замещаемом жилом помещении суд первой инстанции вышел за рамки предоставленных им полномочий. Кроме того, возложение обязанности на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан по включению истцов в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необоснованно.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителей истцов и ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частями 1-3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 4 статьи 8 указанного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичная норма также содержится в подпунктах 2 и 3 пункта 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2013 года № 438.
В соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещении, и его пригодности для проживания; выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества. Тем самым, законодатель определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав, на него возлагаются и обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома. На собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующими гражданским и жилищным законодательствами лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Чистякова Е.С., дата года рождения, и Чистякова М.С., дата года рождения, являются сиротами, оставшись без попечения родителей в связи со смертью матери Чистяковой Е.Е. (свидетельство о смерти №... от дата) и отца Чистякова С.Н. (свидетельство о смерти №... от дата).
Постановлением Администрации Калининского района города Уфы Республики Башкортостан №... от дата Лапина О.А. назначена опекуном несовершеннолетних Чистяковой Е.С., дата года рождения, и Чистяковой М.С., дата года рождения, с выдачей ей удостоверения опекуна и закреплена за несовершеннолетними право на жилье по адресу: адрес.
Распоряжением №... от дата главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан истцам предоставлено жилое помещение по адресу: адрес. Помещение состоит из 1 жилой комнаты, площадью №..., без санузла и места для приготовления пищи.
Распоряжениями №... и №... от дата главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан признаны факты невозможности проживания истцов в ранее занимаемом помещении.
Однако, распоряжением №... от дата главы Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан указанное распоряжение №... от дата отменено и решением заседания межведомственной комиссии Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата отказано в признании факта невозможности проживания истцов в ранее занимаемом жилом помещении.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцами не было реализовано право на получение жилого помещения, в связи с чем они имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Однако, судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует установленным обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся бет попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичная норма также содержится в части 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, согласно указанным законам предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в случае, если дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Однако, исходя из материалов дела истцы к категории данных лиц не относятся, и отсутствуют объективные сведения, подтверждающие то, что они были признаны имеющими право на льготное обеспечение жилыми помещениями и состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Следует также отметить, что истцы не обращались с заявлениями о признании их нуждающимися в жилых помещениях и постановки на такие учеты.
Судебная коллегия полагает, что решение заседания межведомственной комиссии Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата об отказе в признании факта невозможности проживания истцов в ранее занимаемом жилом помещении является правильным, поскольку истцы являются собственниками по 1/2 доли жилого помещения по адресу: адрес, общей площадью ... кв. м., и собственниками по 1/6 доли жилого помещения по адресу: адрес, улица адрес, адрес, общей площадью ... кв. м., зарегистрированы в указанных жилых помещениях.
Следовательно, указанное решение заседания межведомственной комиссии является законным и обоснованным, поскольку подлежат учету площади указанных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения по существу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года отменить.
Принять решение по существу.
В удовлетворении исковых требований Чистяковой Е.С. и Чистяковой М.С. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании постановления об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении незаконным и признании невозможным проживания в закрепленном жилом помещении, об обязании включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Фролова Т.Е.
Фагманов И.Н.
Справка: судья Давыдов Д.В.