Дело № 2-1436/2024
УИД 37RS0010-01-2024-001499-95
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2024 года город Иваново
Ленинский районный суд города Иванова в составе:
председательствующего судьи Андреевой М.Б.,
при секретаре Тараскиной Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью «Константа» о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства,
установил:
Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Служба) обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Константа» (далее по тексту ООО «Константа») о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома №42/32 по ул. Кузнецова г. Иваново.
Требования мотивированы тем, что ООО «Константа» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 42/32 (далее по тексту МКД). На основании решения о проведении внепланового инспекционного визита от 21.08.2023 №885-РР в связи с поступлением в Службу обращения от 27.06.2023 по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества МКД, инспектором Службы осуществлен внеплановый инспекционный визит по адресу МКД.
По результатам внепланового инспекционного визита были установлены нарушения содержания общего имущества. Результаты проверки были оформлены актом от 22.08.2023 №69-рик. На основании указанного акта проверки Службой вынесено Предписание от 22.08.2023 №21-рик со сроком исполнения до 25.09.2023 и предоставлением информации об исполнении до 26.09.2023. 25.10.2023 в адрес Службы поступила информация об исполнении данного Предписания, однако, документов, подтверждающих выполнение пунктов 1,2,4,5,6, в Службу не представлено. В результате визуального обследования общего имущества МКД 22.12.2023, инспектором Службы установлено, что работы (мероприятия) вмененные вышеуказанным предписанием, а именно, пункты 4,5,6 предписания от 22.08.2023 №21-рик не исполнены.
В связи с чем, Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области обратилась с настоящим иском в суд, и просит обязать ООО «Константа» в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома №42/32 по ул. Кузнецова, г. Иваново, а именно, произвести уборку подвального помещения МКД, произвести уборку подъездов МКД, восстановить остекление в подъезде №4 МКД.
В судебное заседание представитель истца Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Константа» не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в порядке главы 10 ГПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства, о чем судом принято соответствующее определение, занесенное в протокол судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении МКД управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (части 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД, урегулированы Правилами № 491.
Пунктами 16 и 17 Правил от 13.08.2006 № 491 определено, что при управлении МКД посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества МКД обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); конструкции многоквартирного фундаменты, несущие степы, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие дома (включая несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пп. «а», «б» п. 10 Правил №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с подп. "а", "б", "в", "г", "д" п. 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491 устанавливается, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с п. 3.2.7 Правил N 170 периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Согласно п. 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
В соответствии с п. 4.8.14 Правил эксплуатации лестничные клетки должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения (п. 4.1.15 Правил N 170).
Пунктом 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень услуг и работ), определены работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и прямиков, принятии мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а так же мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них, устранение выявленных неисправностей.
Согласно пункту 23 Минимального перечня услуг и работ к работам по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, относятся: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Нарушение вышеуказанных норм и правил является нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Судом установлено, что ООО «Константа» осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 42/32, что подтверждается сведениями, содержащимися в реестре лицензий Ивановской области.
ООО «Константа» приняло на себя обязательства по выполнению функции по содержанию и ремонту жилого дома, что предусматривает обязанность производить весь комплекс работ для поддержания дома в исправном состоянии вне зависимости от того, имеется ли по какому-либо вопросу решение общего собрания собственников МКД.
На основании решения о проведении внепланового инспекционного визита от 21.08.2023 № 885-Р в связи с поступлением в Службу обращения от 27.06.2023 по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества МКД, инспектором Службы осуществлен внеплановый инспекционный визит по адресу МКД.
По результатам внепланового инспекционного визита составлен Протокол осмотра от 22.08.2023 (л.д. 23-25).
Результаты данной проверки оформлены Актом внепланового инспекционного визита от 22.08.2023 №69-рик. На основании указанного акта проверки Службой вынесено Предписание от 22.08.2023 №21-рик (далее - Предписание) со сроком исполнения до 25.09.2023 и предоставлением информации об исполнении до 26.09.2023.
Службой в адрес ООО «Константа», указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), направлено письмо от 11.09.2023 № исх-13397-019/1-08 о необходимости предоставления информации об исполнении предписания от 22.08.2023 №21-кир с приложением подтверждающих документов.
25.10.2023 в Службу поступили копии актов выполненных работ от 21.09.2023, согласно которым управляющая компания произвела замену почтовых ящиков в подъезде ; 3 МКД, произвела ремонт песочницы, находящийся на территории МКД, в подвальном помещении МКД были устранены следы протечек, а также даны разъяснения о том, что забор не относится к общему имуществу МКД, поскольку, выходит за границы земельного участка. Документов, подтверждающих выполнение пунктов 1,2,4,5,6, в Службу не представлено, в связи с чем, инспектором было принято решение о необходимости выхода по адресу МКД с целью проверки наличия/отсутствия нарушений, указанных в Предписании от 22.08.2023 №21-рик.
По результатам визуального обследования общего имущества МКД 22.12.2023 инспектором Службы установлено, что работы (мероприятия) по устранению нарушений, указанных в Предписании от 22.08.2023 №21-рик, исполнены не в полном объеме, а именно, не выполнены пункты 4,5,6 Предписания от 22.08.2023№21-рик (произвести уборку подвального помещения МКД, произвести уборку подъездов МКД, восстановить остекление в подъезде №4 МКД).
До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании статьи 206 ГПК РФ, устанавливая срок исполнения решения, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса интересов сторон, в связи с чем, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом того, что от уплаты государственной пошлины истец, будучи исполнительным органом государственной власти Ивановской области, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ Иваново подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (ИНН 3702092230) к обществу с ограниченной ответственностью «Константа» (ИНН 3702253400) о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Константа» в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома 42/32 по ул. Кузнецова г. Иваново, а именно: произвести уборку подвального помещения МКД, произвести уборку подъездов МКД, восстановить остекление в подъезде №4 МКД.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Константа» (ИНН 3702253400) в доход бюджета муниципального образования городской округ Иваново государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Б.Андреева
Мотивированное решение изготовлено 21.08.2024