Дело № 2а-577/2019
УИД 32RS0012-01-2019-000581-72
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 октября 2019 года г. Карачев Брянской области
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Приходько Р.Н.,
при секретарях Нехаевой Н.Д. и Егоренковой Е.А.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области по доверенности Калачинского В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Фролову Сергею Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области обратилась с административным иском к Фролову Сергею Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Фролов С.А. состоит на налоговом учете. Фролов С.А. с 06.02.2004 г. владеет легковым автомобилем <данные изъяты> (регистрационный номер № с 26.11.2013 г. <данные изъяты> (регистрационный номер №), с 18.11.2008 г. <данные изъяты> (регистрационный номер №), в период с 01.11.2013 г. по 24.08.2017 г. владел автомобилем <данные изъяты> (регистрационный номер №). В нарушение пп. 1 п.1 ст.23, п.1 ст. 45 НК РФ административным ответчиком в установленный законом срок не исполнена обязанность по исполнению налогового законодательства в части уплаты транспортного налога за 2017 год, в связи с чем в соответствии со ст.75 НК РФ ответчику была начислена пени по транспортному налогу – в размере 124 руб. 64 коп. Фролов С.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по 27.02.2017 г., в связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, однако обязанности по уплате страховых взносов исполнял не надлежащим образом, в связи с чем за ним образовалась задолженность перед Пенсионным фондом РФ в общем размере 7887 руб. 99 коп. В результате невыполнения обязанности по уплате налогов в установленный законодательством срок у налогоплательщика Фролова С.А. образовалась задолженность, и ему были направлены налоговые требования: №6037 по от 05.02.2019 г. об уплате транспортного налога и пени по транспортному налогу за 2017 год в сумме 7834,64 руб. сроком погашения до 19 марта 2019 г., №92726 от 15.05.2018 г. об уплате пени по страховым взносам на ОПС ФР в ПФ ФР в сумме 3274,46 руб. сроком погашения до 04.06.2018 г.; №97513 от 06.10.2018 г. об уплате пени по страховым взносам на ОМС ФР в ФФОМС до 01.01.2017 г. в сумме 1052,42 руб.; пени по страховым взносам на ОПС ФР в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. в сумме 1,55 руб.; пени по страховым взносам на ОПС ФР в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 2975,63 руб.; пени по страховым взносам на ОПС ФР в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 583,93 руб.; сроком погашения до 26.10.2018 г. Со взысканием задолженности в бесспорном порядке ответчик не согласился, в связи с чем судебный приказ №2а-470/2019 от 24.05.2019 г., вынесенный мировым судьей, 07.06.2019 был отменен. До настоящего времени задолженность административным ответчиком Фроловым С.А. не погашена. В связи с вышеизложенным, просит взыскать с административного ответчика Фролова Сергея Анатольевича в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области задолженность в размере 14 794 руб. 12 коп., из которых транспортный налог за 2017 год - в размере 7710 руб.00 коп., пени по транспортному налогу – в размере 124 руб. 64 коп., пени по страховым взносам на ОПС ФР в ПФ ФР в сумме 3274,46 руб., пени по страховым взносам на ОМС ФР в ФФОМС до 01.01.2017 г. в сумме 1052,42 руб.; пени по страховым взносам на ОПС ФР в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. – в размере 1,55 руб.; пени по страховым взносам на ОПС ФР в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – в размере 2975,63 руб.; пени по страховым взносам на ОПС ФР в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - в размере 583,93 руб.
Представитель административного истца по доверенности Калачинский В.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении.
Административный ответчик Фролов С.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени рассмотрения дела. В ходе судебного разбирательства Фролов С.А. заявленные административные исковые требования не признал, ссылаясь на то, что он прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, указав на пропуск административным истцом срока обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд в порядке ст.150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело по административному иску в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав представителя административного истца Калачинского В.Д., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Абзацем 1 п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Судом установлено, что в 2017 году Фролов С.А. являлся собственником 4 автомобилей (с 06.02.2004 г. - <данные изъяты> регистрационный № с 26.11.2013 - <данные изъяты>, регистрационный № с 18.11.2008 г. - <данные изъяты> регистрационный №, в период с 01.11.2013 по 24.08.2017 г. - <данные изъяты>, регистрационный №), которые являются объектами налогообложения, следовательно, плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению №14427283 от 04.07.2018 года общая сумма транспортного налога за 2017 год составила - 7710,00 рублей.
В связи с невыполнением плательщиком налога своей обязанности Фроловым С.А. по почте направлялось требование №6037 (по состоянию на 05.02.2019) об уплате недоимки по обязательным платежам (транспортному налогу за 2017 в сумме – 7710,00 руб. и пени по транспортному налогу в сумме – 124,64 руб.) в срок до 19.03.2019 года.
В указанный в требовании срок ответчиком Фроловым С.А. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 7710,00 руб. и пеня по транспортному налогу в размере 124,64 руб. погашена не была.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное Пенсионное страхование.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действующего в период спорных правоотношений) страхователи, в том числе, индивидуальные предприниматели, являются плательщиками страховых взносов, в соответствии с частью 2 статьи 28 указанного Федерального закона, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ.
Частью 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Фролов С.А., 29.11.2012 г. зарегистрированный в установленном законом порядке и прекративший деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (27.02.2017 г.) обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, однако указанную обязанность в срок, установленный ст.432 НК РФ (до 21.03.2017 г.) не исполнил, допустив просрочку при погашении задолженности по уплате обязательных платежей за 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года.
Требованием № 92726 от 15.05.2018 г. административный истец сообщил налогоплательщику Фролову С.А. о невыполнении обязанности по своевременной уплате страховых взносов и числящейся за ним по состоянию на 15 мая 2018 года задолженности и пени в размере 142089 руб. 78 коп., которую административный истец потребовал погасить в срок до 04 июня 2018 года.
Требованием №97513 от 06.10.2018 г. административный истец сообщил налогоплательщику Фролову С.А. о невыполнении обязанности по своевременной уплате страховых взносов и числящейся за ним по состоянию на 06 октября 2018 года задолженности и пени в размере 139 177 руб. 26 коп., которую административный истец потребовал погасить в срок до 26 октября 2018 года.
24 мая 2019 года мировым судьей судебного участка №34 Карачевского судебного района Брянской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Фролова С.А. задолженности по обязательным платежам и санкциям (транспортного налога за 2017 год, пени по транспортному налогу, пени по страховым взносам) в общей сумме 14 794 руб. 12 коп., а также взыскании в доход государства государственной пошлины в размере 592 рубля 00 копеек. Данный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка №34 Карачевского судебного района Брянской области от 07 июня 2019 г. в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Оценивая доводы административного ответчика об отсутствии оснований для взыскания недоимки, в том числе и по транспортному налогу, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с неуплатой задолженности по транспортному налогу административным истцом по месту проживания Фролова С.А. было направлено требование об уплате задолженности № 6037 от 05.02.2019 г. в срок до 19.03.2019 г.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов по требованию № 6037 истек 19.09.2019 г.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился в мае 2019 года, т.е. в пределах установленного законом срока.
Судебный приказ о взыскании с Фролова С.А. обязательных платежей и санкций вынесенный 24.05.2019 г., по заявлению должника отменен определением мирового судьи 07.06.2019 г. В Карачевский районный суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 29.07.2019г.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд с заявленными требованиями о взыскании недоимки по транспортному налогу в пределах установленного срока, согласно возложенным на налоговый орган полномочиям, в связи с чем признает доводы административного ответчика о пропуске процессуального срока в отношении задолженности по транспортному налогу несостоятельными.
С учетом вышеизложенного, суд исходит из того, что согласно законодательству обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств уплаты транспортного налога за 2017 г., суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, и пени за несвоевременную уплату транспортного налога.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с неуплатой Фроловым С.А. задолженности по страховым взносам административным истцом по месту проживания Фролова С.А. были направлены требования об уплате задолженности № 92726 от 15.05.2018 г. в срок до 04.06.2018 г. и №97513 от 06.10.2018 г. в срок до 26.10.2018 г.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов по требованию № 92726 истек 04.12.2018 г. и по требованию №97513 истек 06.04.2019 г.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция обратилась в мае 2019 года, т.е. по истечении срока для обращения с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам.
Судебный приказ о взыскании с Фролова С.А. обязательных платежей и санкций вынесенный 24.05.2019 г., по заявлению должника отменен определением мирового судьи 07.06.2019 г. В Карачевский районный суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 29.07.2019 г., ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в мировой суд и в районный суд не заявлял.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскании обязательных платежей и санкций с Фролова С.А. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления в части взыскания с ответчика пени по страховым взносам на ОПС ФР в Пенсионный фонд РФ в размере 6835,57 руб. и пени по страховым взносам на ОМС ФР в Фонд социального страхования РФ в размере 1052,42 руб.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение всех предусмотренных законом сроков для взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части взыскания пени по страховому взносу.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Фролову С.А. о взыскании обязательных платежей и санкций подлежит частичному удовлетворению в части взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 7710 руб.00 коп. и пени по транспортному налогу в сумме 124,64 руб.
Учитывая, что административный истец в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика Фролова С.А. в доход федерального бюджета в размере 313 руб. 38 коп.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к Фролову Сергею Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Фролова Сергея Анатольевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Брянской области задолженность по транспортному налогу в размере 7834 руб. 64 коп., из которых транспортный налог за 2017 г. – 7710 руб. 00 руб., пени – 124 руб. 64 коп.
Взыскать с Фролова Сергея Анатольевича госпошлину в доход федерального бюджета в размере 313 руб. 38 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.
Председательствующий: . Р.Н. Приходько
. |