...
УИД 72RS0...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Упорово 25 января 2024 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Севрюгиной И. В.,
при секретаре Сырчиной Е. В.,
с участием представителя истца Департамента агропромышленного комплекса Боровинской А.Ю., действующей на основании доверенности от ...,
ответчика Мосина О. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Мосину Олегу Александровичу о возврате излишне полученной социальной выплаты,
у с т а н о в и л :
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 17.06.2019 г. № 681-рп «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области», п. 1.2 Положения о порядке формирования, утверждения и изменения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2019 N 530-п, Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области определен уполномоченным органом по реализации порядка формирования, утверждения и изменения сводных списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там, а также на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Мероприятия в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях на территории Упоровского муниципального района Тюменской области реализуются в соответствии с: Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, установленным в приложении № 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 N 696; Положением о порядке формирования, утверждения и изменения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2019 N 530-п; Соглашением между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и Администрацией Упоровского муниципального района Тюменской области о реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» от 07.02.2020 № 01/009-20. В целях реализации мероприятий государственной программы Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области ежегодно утверждаются списки граждан — участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан на селе на соответствующий текущий год, на основании которых с получателями социальных выплат заключаются договоры об обеспечении жильем, выдаются свидетельства о предоставлении социальных выплат и в установленном порядке предоставляются социальные выплаты. 22.03.2021 в Администрацию Упоровского муниципального района обратился Мосин Олег Александрович с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». В установленном порядке Мосин О.А. и члены его семьи были включены в состав участников программы и приказом Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от ... ...-п «Об утверждении сводных списков граждан — участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на очередной финансовый 2022 год и плановый период» утверждены в списке получателей социальных выплат на 2022 год. ... между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, Администрацией Упоровского муниципального района, Мосиным О.А. был заключен Договор об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» ... от .... В соответствии с требованиями Договора Мосин О.А. обязался использовать социальную выплату на строительство жилого помещения (пункт 2.1.2); осуществлять не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность в организациях одной сферы деятельности на сельской территории, в которой было построено жилье за счет средств социальной выплаты (пункт ...); оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух лет со дня выдачи свидетельства (пункт 2.1.3). В соответствии с приказом Департамента АПК и Договором 18.03.2022 Мосину О.А. было выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи из 4 человек в размере 1 046 670,91 рублей. Стоимость 1 кв.м общей площади жилья, используемая для расчета социальной выплаты по Упоровскому району, утверждена приказом Департамента АПК от ...п «Об утверждении стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности Тюменской области для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан — участников государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на 2022 год» в размере 20 767 рублей. В соответствии с требованиями Положения ...-п, ФИО5 в орган местного самоуправления были представлены схема строительства индивидуального жилого дома площадью 113 кв.м, смета на сумму 2 437 067 рублей для составления Акта обследования строящегося жилого дома, подтверждающего 30-процентную готовность строящегося жилого дома. Форма указанного Акта была установлена приложением ... к Положению ...-... из представленных заявителем документов, органом местного самоуправления при обследовании строящегося жилого дома Мосина О.А. в Акте обследования строящегося жилого дома от 05.07.2022г. были указаны: заявленная площадь строящегося жилого дома (113 кв.м.) и заявленная сметная стоимость строительства жилого дома (2 437 067 рублей). Акт подписан уполномоченными представителями органа местного самоуправления, а также застройщиком - Мосиным О. А. Платежными поручениями ... от ..., ... от ... социальная выплата в размере 1 046 670,91 рублей была перечислена на расчетный счет Мосина О. А., открытый в кредитной организации. В установленном порядке Мосину О. А. была предоставлена социальная выплата в размере 1 046 670,91 рублей на строительство жилого дома путем перечисления денежных средств продавцам, указанным в договоре купли- продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами гражданина. 10.08.2023 г. Мосиным О.А. было зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, площадью 139 кв.м.
Таким образом, по мнению истца, Мосиным О.А. был построен жилой дом площадью больше, чем ранее запланированная - на 26 кв.м., в связи с чем, стоимость квадратного метра построенного жилья изменилась в сторону уменьшения. Фактическая стоимость 1 кв.м. построенного жилого дома составила 17 532,86 рублей. Письмами от 14.08.2023 г. № 2518 «О перерасчете социальной выплаты», от 17.08.2023г. № ... обратилась в Департамент АПК Тюменской области с просьбой произвести пересчет размера социальной выплаты Мосину О.А. в связи с тем, что фактическая стоимость 1 кв. м. построенного индивидуального жилого дома меньше стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, определенной на 2022 год. Приказом Департамента АПК от 22.08.2023г. № 467-п «О пересчете социальной выплаты» произведен пересчет размера социальной выплаты Мосину О.А. исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади, в связи с чем, размер причитающейся социальной выплаты составил 883 656,14 рублей. Размер излишне полученной Мосиным О. А. социальной выплаты составил 163 014,77 рублей, подлежит возврату в бюджет в связи с пересчетом социальной выплаты. В заявлении о включении его в состав участников программы Мосин О. А. подтвердил, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» ознакомлен и обязуется их выполнять. 24.08.2023 Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области в адрес Мосина О.А. направлено письмо ... «Уведомление о пересчете социальной выплаты и необходимости возврата части социальной выплаты в областной бюджет», в котором Департамент уведомил Мосина О. А. о необходимости вернуть денежные средства в размере 163 014,77 рублей в областной бюджет с указанием платежных реквизитов. До настоящего времени задолженность не возвращена. На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 1.15, 4.12 Положения № 530-п, руководствуясь требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просит:
- взыскать с Мосина Олега Александровича излишне полученную социальную выплату в размере 163 014,77 рублей.
В судебном заседании представитель истца Департамента агропромышленного комплекса Боровинская А.Ю., действующая на основании доверенности от 17.12.2021, поддержала исковые требования, не отрицала, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие затраты ответчика на строительство дополнительных 26 кв.м. Однако, учитывая, что эти документы были предоставлены позднее, просит удовлетворить иск в полном объеме
В судебном заседании ответчик Мосин О. А. не согласившись с исковыми требованиями, представил письменные возражения, из которых следует, что 18 марта 2022 года между Департаментом АПК Тюменской области, Администрацией Упоровского муниципального района и ответчиком был заключен Договор об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» .... В соответствии с приказом Департамента АПК Тюменской области и договором ... от ... ответчику было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи из 4 человек в размере 1046670, 91 рублей. Согласно Положению о порядке формирования, утверждения и изменения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданам, проживающих на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденного Постановлением правительства Тюменской области № 530-п от 24.12.2019 г. и Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, установленным в приложении № 3 к государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 696 от 31.05.2019 г. Мосиным О. А. были предоставлены в Администрацию Упоровского муниципального района для составления Акта обследования строящегося жилого дома, подтверждающую 30 % готовность строящегося жилого дома: схема строительства индивидуального жилого дома площадью 113 м. кв. и смета на сумму 2 437 067 рублей. Таким образом, заявленная стоимость 1 кв.м. строящегося жилья составила 21566,96 рулей, при стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, используемой для расчета социальной выплаты на территории Упоровского района, утвержденной Приказом Департамента АПК Тюменской от ... ...-п, в размере 20 767 рублей. Но при государственной регистрации построенного дома оказалось, что его площадь превышает заявленную на 26 кв. м. и составляет 139 кв.м., соответственно увеличились затраты ответчика на строительство дома, а с ними и сметная стоимость дома. По своему не знанию ответчик своевременно не предоставил в органы местного самоуправления документы, подтверждающие увеличение сметной стоимости дома, а именно договор строительного подряда от 12.05.2021 года на сумму 651 807 рублей и товарные чеки на приобретение строительных материалов на сумму 1 481 098 рублей. Мосиным О. А. была подготовлена новая смета на строительства дома 139 кв. м. Таким образом, расходы на строительство дома составили 3 179 525 рублей, а стоимость 1 м. кв. составила 22 874 рублей. Все документы, подтверждающие увеличение сметной стоимости ответчик 24.01.2024 направил в Департамент АПК Тюменской области. На основании вышеизложенного просит отказать Департаменту АПК Тюменской области в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица администрации Упоровского муниципального района, надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, не явился.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, ответчика и изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 N 696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
Из материалов дела судом установлено, что 22.03.2021 в Администрацию Упоровского муниципального района обратился Мосин Олег Александрович с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённой постановлением Правительства РФ от ... .... Жилищные условия планирует улучшить путем строительства жилого дома в Упоровском районе. Состав семьи: жена – ФИО2, сын – ФИО3,... года рождения, дочь – ФИО4, ... года рождения (л.д.10-12).
Из копии свидетельства о заключении брака от ... (л.д.15) следует, что между ФИО5 и ФИО5 (добрачная фамилия ФИО11 ФИО2 ... зарегистрирован брак.
Согласно копии свидетельства о рождении от ... (л.д.53) и от ... (л.д.54) ФИО1 и ФИО2 являются родителями ФИО3,... года рождения, и ФИО4.
Согласно копии трудового договора ... (л.д.59-62) установлено, что Мосин Олег Александрович ... принят на должность ... ... ...
Согласно информации МП МО МВД РФ «Заводоуковский» от ... Мосин Олег Александрович имеет регистрацию по месту жительства с ... по адресу: ... (л.д.165).
В целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2019 N 530-п "О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий" утверждено Положение «О порядке формирования, утверждения и изменения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий).
В установленном порядке Мосин О.А. и члены его семьи были включены в состав участников программы и приказом Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 21.12.2021 № 778-п «Об утверждении сводных списков граждан — участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на очередной финансовый 2022 год и плановый период» утверждены в списке получателей социальных выплат на 2022 год (л.д.63-71)
18.03.2022 между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, Администрацией Упоровского муниципального района, Мосиным О.А. был заключен Договор об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» № 06/003-2022 от 18.03.2022 (л.д.72-86) предметом которого, является реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с требованиями Положения о предоставлении социальных выплат на сельских территориях, установленного в приложении № 3 к Государственной программе, и положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданами, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 24.1.2.2019 № 530-п. (п.1.1 Договора). Размер социальной выплаты составил 1 046 670 рублей 91 копейка (п.1.2 договора). В соответствии с требованиями указанного договора Мосин О. А. обязался использовать социальную выплату на строительство жилого помещения в соответствии с требованиями положения № 530-п (п. 2.1.2); осуществлять не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность в организациях одной сферы деятельности на сельской территории, в которой было построено жилье за счет средств социальной выплаты (пункт 2.1.10); оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух лет со дня выдачи свидетельства (пункт 2.1.3).
18.03.2022 Мосину О. А. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях в размере 1 046 670 рублей 91 копейка, на состав семьи из четырёх человек: ФИО2, ФИО3, ФИО4 (л.д. 89-90).
В соответствии с приказом Департамента АПК и Договором 18.03.2022 г. Мосину О.А. было выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи из 4 человек в размере 1 046 670,91 рублей.
Согласно п. 1.3 Положения ...-п, социальные выплаты гражданам, проживающим на сельских территориях, предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Тюменской области и (или) местных бюджетов Гражданин должен иметь собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 1.14 Положения № 530-п, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья сверх установленного размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.
Согласно п. 2.3 Положения № 530-п, граждане признаются имеющими собственные и (или) заемные средства в размере 30 процентов стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 1.14 Положения № 530-п, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья сверх установленного пунктом 1.14 Положения № 530-п, размера общей площади жилого помещения, если они представили документы, подтверждающие, что они располагают доходами и (или) собственными и (или) заемными денежными средствами в размере, необходимом для оплаты разницы между причитающимся размером социальной выплаты и стоимостью планируемого строительства (приобретения) жилья.
Пунктом 1.14 Положения № 530-п, п. 15 Положения 696-п, установлена расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, которая определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях в границах Тюменской области, утвержденной уполномоченным органом на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Тюменской области, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года. Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях в границах Тюменской области утверждается уполномоченным органом на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Тюменской области, утвержденной Главным управлением строительства Тюменской области.
Стоимость 1 кв.м общей площади жилья, используемая для расчета социальной выплаты по Упоровскому району, утверждена приказом Департамента АПК от 19.01.2022г. № 11-п «Об утверждении стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в сельской местности Тюменской области для реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан — участников государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на 2022 год» в размере 20 767 рублей.
Согласно п. 2.1.5 Договора, п. 4.6.1 Положения № 530-п, граждане в течение срока действия свидетельства представляют в орган местного самоуправления для составления акта обследования строящегося жилого дома следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
- смету на строительство, согласованную органом местного самоуправления, в которой должен содержаться перечень работ, материалов и оборудования, необходимых для строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), с указанием их стоимости (уточненную при необходимости);
- схему строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), подписанную застройщиком, с указанием размера и площади строящегося жилого дома (уточненную при необходимости).
В соответствии с требованиями Положения № 530-п, Мосиным О.А. в орган местного самоуправления были представлены схема строительства индивидуального жилого дома площадью 113 кв.м., смета на сумму 2 437 067 рублей для составления Акта обследования строящегося жилого дома, подтверждающего 30-процентную готовность строящегося жилого дома. Форма указанного Акта была установлена приложением № 4 к Положению № 530-п (в редакции, действовавшей на дату его составления).
Между АО «Россельхозбанк» и Мосиным О. А. 18.03.2022 был заключен договор ... банковского счета физического лица-получателя субсидии в рамках реализации целевой программы, в соответствии с которым Банк открыл Мосину О. А., владельцу Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях в рамках мероприятий Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» ... КРСТ, выданного Департаментом агропромышленного комплекса ... ..., банковский счет получателя субсидии, на который Мосину О. А. были перечислены денежные средства на строительство (приобретение) жилья (л.д.93-105,106,107).
Согласно Акту обследования строящегося жилого дома от ... проведено обследование строящегося индивидуального жилого дома по адресу: .... Обследованием на месте установлено: площадь строящегося индивидуального жилого дома составляет 113 кв. м., этажность: 2 (л.д. 110).
Согласно выписке из ЕГРН от ... (л.д.126-128) площадь жилого дома, расположенного по адресу: ..., правообладателем которого значится ФИО1, равна 139 кв.м.
Таким образом, установлено, что общая площадь индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу составила 139 кв.м., что более запланированной 113 кв.м. на 26 кв.м.
Согласно копии приказа Департамента агропромышленного комплекса ... ...-п от ... (л.д.129) Мосину О. А. – участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2022 году, произведен перерасчет социальной выплаты, который составил 163 014 рублей 77 копеек.
24 августа 2023 года Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области в адрес Мосина О. А. была направлена претензия с требованием возвратить в бюджет денежные средства в размере 163 014 рублей 77 копеек, в связи с перерасчетом социальной выплаты по указанным реквизитам в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления (л.д.132-134).
Из договоров подряда от ... и ..., заключенных между ФИО5 и ФИО9 в соответствии с п.1.1 которого заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение работ по строительству жилого по адресу: .... Согласно п.3.1 Договора общая стоимость работ по строительству объекта, выполняемых Подрядчиком по настоящим договорам составляет 651 807 (408 210 рублей и 243 547 рублей). Стоимость и виды работ перечислены в Приложениях ... к указанным договорам, и, подтверждаются расписками от ... и от ..., а также приобщенными к делу платежными документами.
Таким образом, из представленных суду документов установлено, что расходы на строительство жилого дома, расположенного по адресу: ... составили 3 179 525 рублей, стоимость одного квадратного метра – 22 874 рубля.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, суд исходит из того, что договорные обязательства ответчиком Мосиным О. А. исполнены в полном объёме, сметная стоимость строительства жилого дома ответчиком составлена и подтверждена документально.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).
Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1). Данный Федеральный закон относит обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, к основным целям государственной аграрной политики (пункт 2 части 2 статьи 5). Эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства (статьи 8 и 9).
Приоритетами Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях. Участие в ней субъектов Российской Федерации носит заявительный характер. Кроме того, в основу Программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П и др.). Формальный подход не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Принимая во внимание конституционно значимые цели предоставления социальной выплаты, предоставление необходимой документации в более поздний срок, построенное (приобретенное) за счет средств выплаты, в срок, установленный нормативным актом субъекта Российской Федерации, не может быть достаточным и безусловным основанием для удовлетворения требования уполномоченного органа о взыскании денежных средств в случае целевого использования выплаты получателем и соблюдения им иных условий, на которых она предоставлена. Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость и осмотрительность в той степени, которая требовалась от него как получателя выплаты и участника гражданско-правовых отношений, связанных со строительством (приобретением) жилья, если он предпринял все зависящие от него меры для создания (передачи ему) жилого помещения и регистрации права собственности на данное помещение в установленный срок.
С учетом изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание, что индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ... введен в эксплуатацию, построен за счет социальной выплаты, то есть имеет место быть целевое использование денежных средств, право собственности на указанное жилое помещение оформлено в установленном законом порядке, исковые требования Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Мосину Олегу Александровичу о возврате излишне полученной социальной выплаты, не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 192 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Мосину Олегу Александровичу о возврате излишне полученной социальной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2024 года.
Судья подпись И. В. Севрюгина