Решение по делу № 2-1126/2017 от 06.03.2017

Дело № 2-1126/17                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2017 года Кировский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Королько Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шергиной Е.А. к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании права на предоставление земельного участка, признании незаконным отказ предварительном согласовании предоставления земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Шергина Е.А. обратилась в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании права на предоставление в первоочередном порядке без проведения торгов земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, признании незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , возложении обязанности предоставить земельный участок.

В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом, в связи с чем, на основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», она обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Управлении ......., схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям земельного законодательства. Полагает, что указный отказ является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.

Истец Шергина Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Ответчик департамент земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителем направлено заявление с просьбой рассмотреть дела без их участия. В представленном суду отзыве на иск просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на отсутствие у Шергиной Е.А. права на первоочередное предоставление земельного участка.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что Шергина Е.А. является инвалидом ....... группы по .......

ДД.ММ.ГГГГ Шергина Е.А., в целях реализации прав, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обратилась в департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью ....... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Решением департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ Шергиной Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Управлении жилищных отношений администрации города Перми, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с данным отказом, Шергина Е.А. обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Шергиной Е.А. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Шергиной Е.А. в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.,

Решением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года № 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.

Как следует из материалов дела, Шергина Е.А. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в которой также зарегистрированы по месту жительства в качестве членов ее семьи: Ш., ....... – с ДД.ММ.ГГГГ, Б., ....... – с ДД.ММ.ГГГГ, Б.1., ....... – с ДД.ММ.ГГГГ, Б.2.., ....... – с ДД.ММ.ГГГГ, Ш.1., ....... - с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на долю Шергиной Е.А. приходится 7,82 кв.м. общей площади (расчет: 46,9 кв.м : 6 человек), что менее учетной нормы.

Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой Б.1., Ш., Б., Б.2.

Шергина Е.А. собственником указанного жилого помещения не является, иных жилых помещений на праве собственности Шергина Е.А. и члены ее семьи не имеют.

Таким образом, истец Шергина Е.А., будучи инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Относительно доводов ответчика о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий суд полагает необходимым отметить следующее.

Из правовой позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 сентября 2014 года следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

Учитывая изложенное, право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им и в отсутствие постановки на жилищный учет. Исследование жилищных условий инвалида и выяснение, обеспечен ли он жилой площадью менее учетной нормы, может быть осуществлено как органом местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении инвалиду земельного участка, так и судом в рамках дела такой категории.

Таким образом, доводы ответчика о том что для реализации истцом права на предоставление земельного участка ему необходимо состоять на жилищном учете, не согласуется с приведенной правовой позицией.

Истец Шергина Е.А. нуждается в улучшении жилищных условий и имеются основания для ее постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего вытекает ее право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства для реализации жилищных прав данного лица, как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что такое основание для отказа в предоставлении земельного участка как необходимость наличия у истца статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, изложенное в оспариваемом решении департамента земельных отношений администрации города Перми, не соответствует требованиям закона.    

Давая оценку правоотношениям сторон, суд учитывает, что право истца на предоставление земельного участка основано на положениях Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а не на нормах Земельного кодекса Российской Федерации. Законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрена возможность выбора инвалидом конкретного земельного участка в рамках осуществления своего права, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поэтому обращение истца-инвалида в функциональный орган за предварительным согласованием предоставления земельного участка, то есть обращение в рамках процедуры предоставления гражданам земельного участка, регламентированной Земельным кодексом Российской Федерации, не подлежало обязательному положительному разрешению. Положительное решение по обращению инвалида влечет предоставление земельного участка в виде готового объекта правоотношений (сформированного и поставленного органом местного самоуправления на кадастровый учет), поскольку на инвалида законом не возлагается обязанность пройти регламентированную Земельным кодексом процедуру предоставления участка, установленную в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, включающую подготовку схемы расположения земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Иного вышеуказанным Федеральным законом не установлено.

Таким образом, у ответчика не имеется обязанности принять решение о предварительном согласовании истцу Шергиной Е.А. предоставления выбранного ею самой конкретного земельного участка для индивидуального жилищного строительства и утверждения приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в части предварительного согласования предоставления земельного участка на основании приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории прав истца не нарушает, поскольку не повлек за собой нарушение тех прав, в защиту которых обратился в суд истец.

При этом суд учитывает, что в просительной части искового заявления Шергина Е.А. не заявляет о предоставлении ей конкретного земельного участка, в связи с чем, оценку доводам истца, связанным с отказом ответчика в предварительном согласовании предоставления конкретного земельного участка суд не дает. В данном случае права Шергиной Е.А. на предоставление ей земельного участка в соответствии с требованиями пункта 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежат восстановлению путем возложения обязанности на ответчика предоставить земельный участок в первоочередном порядке без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования «.......» в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шергиной Е.А. к департаменту земельных отношений администрации города Перми удовлетворить.

Признать право Шергиной Е.А. на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования «.......» в первоочередном порядке без проведения торгов.

Признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка Шергиной Е.А..

Возложить на департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность предоставить Шергиной Е.А. земельный участок в первоочередном порядке без проведения торгов в аренду для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования «.......».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                      Д.О. Хузяхралов

2-1126/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Шергина Е.А.
Ответчики
департамент земельных отношений администрации города Перми
Другие
Пономарев Е.Ю.
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
06.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2017Передача материалов судье
11.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2017Предварительное судебное заседание
10.04.2017Судебное заседание
17.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее