РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кунина А.Ю. Дело № 33а-3839/2020
(№ 2а-582/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года г.Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Шубина Д.В.,
судей Тращенковой О.В., Ткач Е.И.,
при секретаре Быстровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам администрации Гурьевского городского округа Калининградской области и ООО «Лукойл-Калининградморнефть» на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 20 мая 2020 года по административному делу по административному иску Молодцовой Франсуазы Владимировны к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным уведомления о несоответствии возведенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Тращенковой О.В., выслушав представителей ООО «Лукойл-Калининградморнефть» Канищева А.В. и Кремешкову Е.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, Молодцову Ф.В., возражавшую против доводов апелляционных жалоб, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Молодцова Ф.В. обратилась в суд с административным иском, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок был ей предоставлен в собственность за плату администрацией Гурьевского муниципального района Калининградской области в июне 2012 года. В соответствии с ГПЗУ и выданным разрешением на строительство ею на указанном земельном участке был возведен индивидуальный жилой дом, по окончании строительства она обратилась в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с соответствующим уведомлением о завершении строительства, однако ей было направлено уведомление о несоответствии выстроенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности со ссылкой на расположение земельного участка в границах санитарно-защитной зоны нефтяной скважины. С таким уведомлением она не согласна, полагает его не соответствующим закону и нарушающим ее права. Указала, что скважина, на расстоянии 114,4 м от устья которой находится ее земельный участок, ликвидирована еще в 1997 году, сведения о наличии санитарно-защитной зоны и ее границах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Просила суд признать незаконным уведомление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 22 декабря 2019 года № 32 о несоответствии возведенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 20 мая 2020 года заявленные Молодцовой Ф.В. требования были удовлетворены, уведомление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 22 декабря 2019 года № 32 о несоответствии возведенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности признано незаконным, на администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области возложена обязанность в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление Молодцовой Ф.В. об окончании строительства на земельном участке с кадастровым номером №, зарегистрированное за № 5703-арх от 14 октября 2019 года.
С таким решением не согласились ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и администрация Гурьевского городского округа Калининградской области, подав на него апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Лукойл-Калининградморнефть» просит решение суда отменить и принять новое решение, которым заявленные Молодцовой Ф.В. требования оставить без удовлетворения. Настаивает на том, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, в частности, не применены положения ч.13 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «ОР внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми предусмотрен переходный период для осуществления мероприятий по утверждению границ санитарно-защитных зон для собственников сооружений до 01 января 2022 года, до этого времени все ограничения в использовании земельных участков признаются существующими и подлежат отражению в документах территориального планирования. В период строительства скважин №№ 9, 13, 14 (1978, 1984 и 1985 годы соответственно) размеры санитарно-защитных зон этих скважин определялись нормативно, по общим правилам, предусмотренным Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий СН 245-71, утвержденными Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 05.11.1971 № 179, действовавшими до 25 июня 2003 года, согласно п.8.1 которых данные скважины подлежали отнесению к 3 классу отраслей промышленности с санитарно-защитной зоной размером 300 метров от них, отдельного согласования с государственными органами их размеров и границ не требовалось. На момент строительства скважины находились за пределами населенных пунктов. В настоящее время ООО «Лукойл-Калининградморнефть» осуществляется разработка проектов об установлении санитарно-защитных зон в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», она будет завершена в установленные законом сроки. После утверждения границ санитарно-защитной зоны все объекты, размещение которых в ее границах не допускается, будут подлежать сносу. По взрывоопасной безопасности скважины относятся к категории АН (повышенная взрывоопасность), минимальное расстояние от них до жилых зданий составляет 300 метров. Земельный участок Молодцовой Ф.В. полностью расположен в границах наименьших расстояний от устьев нефтяных скважин №№ 9, 13, 14 Ладушкинского нефтяного месторождения, и установленные ограничения не позволяют осуществлять его застройку.
Администрация Гурьевского городского округа Калининградской области в апелляционной жалобе решение суда также просит отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Молодцовой Ф.В. требований. Настаивает на том, что судом неверно применены нормы материального права и не учтено, что наличие санитарно-защитных зон нефтяных скважин отражено в Правилах землепользования и застройки Гурьевского городского округа, зоны являются действующими, кроме того, земельный участок Молодцовой Ф.В. находится в границах наименьших расстояний от устьев нефтяных скважин – менее 300 м, установленных требованиями пожарной безопасности.
Молодцовой Ф.В. на апелляционные жалобы были поданы возражения, которые приобщены к материалам дела, и в которых она просит решение оставить без изменения.
Выслушав представителей ООО «Лукойл-Калининградморнефть» по доверенностям Кремешкову Е.В. и Канищева А.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, Молодцову Ф.В., возражавшую против удовлетворения жалоб, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении возникшего спора судом установлено, что постановлением администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области от 29 июня 2012 года № 3410 Молодцовой Ф.В. в собственность за плату предоставлен земельный участок площадью 1 200 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для целей индивидуального жилищного строительства, в этот же день между администрацией и Молодцовой Ф.В. был заключен соответствующий договор передачи земельного участка в собственность. Право собственности Молодцовой Ф.В. на этот участок зарегистрировано Управлением Росреестра по Калининградской области 29 августа 2012 года.
Ранее, 26 апреля 2012 года, был подготовлен и утвержден градостроительный план данного земельного участка, а 27 апреля 2012 года было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, срок действия 10 лет.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Молодцова Ф.В. на указанном земельном участке возвела индивидуальный жилой дом общей площадью 259,8 кв.м и 14 октября 2019 года уведомила администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области об окончании строительства, приложив к уведомлению технический план здания.
В рамках рассмотрения данного уведомления администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области было выявлено, что принадлежащий Молодцовой Ф.В. земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне нефтяной скважины, собственником которой является ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и которое не согласовало размещение жилого дома на данном участке и сокращение размеров санитарно-защитной зоны.
В этой связи 22 октября 2019 года администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области в адрес Молодцовой Ф.В. направлено уведомление № 32 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного законодательства.
Удовлетворяя заявленные Молодцовой Ф.В. требования о признании такого уведомления незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что решение об установлении санитарно-защитной зоны для нефтескважин ООО «Лукойл-Калининградморнефть» Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области не выдавалось, соответствующие материалы в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, не направлялись, а потому санитарно-защитная зона для данных скважин не считается установленной. По сведениям ЕГРН в отношении участка Молодцовой Ф.В. никаких ограничений относительно его расположения в санитарно-защитной зоне нефтяной скважины не имеется. Кроме того, судом принято во внимание то обстоятельство, что земельный участок административного истца находится в зоне жилой застройки, смежные с ним участки застроены индивидуальными жилыми домами, строительство жилого дома осуществлялось Молодцовой Ф.В. на основании выданного ей соответствующего разрешения.
Однако с обоснованностью таких выводов суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права.
В соответствии с подп.подп.1, 2 п.1 ст.104 ЗК РФ в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий. В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 18 ст.105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий отнесена санитарно-защитная зона.
Вопросы установления охранных зон и зон минимальных расстояний регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые и токсичные вещества.
Постановлением Госстроя СССР от 05.11.1971 № 179 были утверждены СН 245-71. «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий», действующие на момент строительства нефтяных скважин, согласно которым предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (п.2.2). В частности, для предприятий, зданий и сооружений по добыче нефти 3 класса минимальная санитарно-защитная зона составляет 300 метров.
Аналогичный минимальный размер санитарно-защитной зоны – 300 м от объектов, зданий и сооружений 3 класса установлен и СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными Минздравом РФ 31.07.2000.
Приказом МЧС России от 17.06.2015 № 302 утверждены СП «Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности» от 01.07.2015 № СП 231.1311500.2015, согласно п.6.1.7 которых минимальные расстояния от устьев скважин, зданий и наружных установок объектов добычи и подготовки нефти и газа категории АН до жилых зданий составляет 300 м.
Минимальное расстояние от устьев ликвидированных скважин до жилых зданий, в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (приложение № 5), утвержденными приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, составляет 150 метров.
Из материалов дела следует, что ООО «Лукойл-Калининградморнефть» является собственником скважины № 9 Ладушкинского нефтяного месторождения на основании плана приватизации, утвержденного комитетом по управлению имуществом Калининградской области 28 января 1994 года. По категории взрывопожарной безопасности скважина относится к категории АН (повышенная взрывопожароопасность). Указанная скважина была выстроена в 1974 году и ликвидирована 24 ноября 1997 года, о чем составлен соответствующий акт.
Кроме того, ООО «Лукойл-Калининградморнефть» является также собственником пьезометрических скважин №№ 13 и 14, строительство которых осуществлялось в 1984 и в 1985 годах соответственно и которые до настоящего времени являются действующими и находятся в эксплуатации. По категории взрывопожарной безопасности данные скважины также относятся к категории АН (повышенная взрывопожароопасность).
Срок действия лицензии на пользование недрами в границах Ладушкинского нефтяного месторождения, выданной ООО «Лукойл-Калининградморнефть» – до 01 декабря 2037 года.
Земельный участок с кадастровым номером №, собственником которого является Молодцова Ф.В., расположен в границах горного отвода Ладушкинского нефтяного месторождения и находится на расстоянии 114,4 м от устья ликвидированной скважины № 9 и полностью расположен в границах санитарно-защитной зоны пьезометрических скважин на расстоянии 158 м от их устьев.
Указанные санитарно-защитные зоны отображены в Правилах землепользования и застройки Новомосковского сельского поселения, утвержденных решением 56 сессии Новомосковского сельского Совета депутатов первого созыва от 29.04.2013 № 150, с изменениями, внесенными решением Гурьевского окружного Совета депутатов от 29.01.2016 № 431).
Скважины №№ 9, 13 и 14 отнесены к 3 классу опасности (предприятия по добыче нефти при выбросе сероводорода до 0,5 т/сут с малым содержанием летучих углеводородов).
Таким образом, санитарно-защитная зона данных скважин и минимальные расстояния от устьев скважин до жилой застройки установлены приведенными выше нормативными актами и составляют 300 метров от скважин № 13 и № 14 и 150 метров от скважины № 9.
Подпунктом 3 ч.8. ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с ч.10 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что соответствующее решение об установлении санитарно-защитных зон нефтяных скважин №№ 9, 13 и 14 главным санитарным врачом Калининградской области не принималось, сведения о данных зонах в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, данные зоны в силу приведенных выше норм являются установленными. Размещение жилых зданий на земельных участках в границах зон с особыми условиями использования территорий запрещается.
В соответствии с п.4 ч.20 ст.55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется, когда размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Выявление несоответствия параметров объекта правилам землепользования и застройки является безусловным основанием для направления застройщику уведомления о несоответствии. При этом оценка обоснованности установления в Правилах каких-либо ограничений не относится к компетенции должностных лиц, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство. Указанные должностные лица обязаны проверить представленные документы на соответствие вышеперечисленным нормативным актам, и, в случае выявления несоответствия, направить застройщику уведомление о несоответствии, что и было сделано в данном случае.
При таких обстоятельствах, поскольку индивидуальный жилой дом выстроен Молодцовой Ф.В. на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории и в границах наименьших расстояний от устьев нефтяных скважин, отраженных в Правилах землепользования и застройки поселения, правовых оснований для направления ей уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности у администрации Гурьевского городского округа Калининградской области не имелось.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление о несоответствии построенного Молодцовой Ф.В. объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 22 октября 2019 года № 32 является законным, а доводы апелляционных жалоб ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и администрации Гурьевского городского округа Калининградской области - обоснованными.
В то же время доводы Молодцовой Ф.В., изложенные ею в возражениях на упомянутые выше апелляционные жалобы, обоснованными признаны быть не могут.
То обстоятельство, что строительство индивидуального жилого дома было выполнено ею на основании соответствующего разрешения, выданного администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области, а также ее ссылки на то, что она не была уведомлена о нахождении принадлежащего ей земельного участка в санитарно-защитной зоне скважин и об ограничении в его использовании, не устраняет установленного законом, градостроительными и строительными нормами и правилами запрета размещения на данном земельном участке жилого дома и о незаконности оспариваемого уведомления не свидетельствует.
Ссылки Молодцовой Ф.В. на то, что местонахождение скважины № 9 определить невозможно, опровергаются материалами дела.
Из материалов дела следует, что ликвидированные скважины Ладушкинского нефтяного месторождения, в том числе, скважина № 9, ежегодно проверяются специалистами ООО «Лукойл-Калининградморнефть» на предмет наличия нефтегазопроявлений
Как пояснили представители ООО «Лукойл-Калининградморнефть» в судебном заседании суда апелляционной инстанции, ликвидация скважины не означает ее уничтожение и состоит в извлечении эксплуатационного оборудования, заполнении ее незамерзающей жидкостью, установке на устье скважины бетонной тумбы с размещением таблички с соответствующей надписью. В случае притока нефти скважина может быть восстановлена до рабочего состояния.
При таком положении, поскольку судом первой инстанции решение было постановлено без учета приведенных выше норм материального права, такое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Молодцовой Ф.В. в удовлетворении заявленных ею административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и администрации Гурьевского городского округа Калининградской области удовлетворить.
Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 20 мая 2020 года отменить, принять новое решение, которым заявленные Молодцовой Франсуазой Владимировной административные исковые требования к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным уведомления о несоответствии возведенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи