Решение по делу № 2-408/2024 (2-2564/2023;) от 08.11.2023

Дело № 2-408/2024

УИД 32RS0004-01-2023-001595-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2024 года город Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Васиной О.В.,

при секретаре Костюк О.С.

с участием представителя истца Веселовой Е.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Следственного комитета Российской Федерации к Тарасенко А.А. о взыскании денежных средств за обучение

УСТАНОВИЛ:

Следственный комитет Российской Федерации (далее СК России, работодатель) в лице Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области (далее СУ СК России по Брянской области) обратилось в суд с настоящим иском, указав, что в соответствии с договором о целевом обучении № от 07.07.2014, заключенным между СК России и Тарасенко А.А., последний прошел обучение по очной форме в ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» (далее ФГБОУ ВО «СГЮА»), освоив образовательную программу по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), с выдачей соответствующего диплома.

Согласно пп. «д» и пп. «и» п. 5 указанного выше договора о целевом обучении, предусмотрено, что Тарасенко А.А. обязался заключить со Следственным комитетом (территориальным органом или учреждением Следственного комитета) трудовой договор не позднее, чем через 2 месяца со дня получения соответствующего документы об образовании и о квалификации и пройти федеральную государственную службу в следственном органе или учреждении Следственного комитета не менее 5 лет.

04.09.2018 Тарасенко А.А. был принят на федеральную государственную службу в СУ СК России по Брянской области, однако 21.09.2018 он был освобожден от занимаемой должности и уволен по инициативе работника (собственному желанию) на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Тем самым Тарасенко А.А. свою обязанность по вышеназванному договору о целевом обучении, пройти федеральную государственную службу в следственном органе или учреждении не менее 5 лет не исполнил, отработав 17 дней.

В соответствии с представленным расчетом образовательной организации, за весь период обучения Тарасенко А.А. по программе «бакалавриат» в пределах квоты целевого приема (2014-2018) расходы федерального бюджета на его обучение составили 367070 руб., из которых 275870 руб. было затрачено на обучение, т.е. реализацию целевой программы и 91200 руб. выплачено ему в качестве стипендий. Помимо этого, в рамках судебно-претензионной работы в отношении Тарасенко А.А. в соответствии с представленной образовательным учреждением информацией стоимость образовательной программы в 2014-2018 составила 277890 руб.

Вместе с тем, в адрес Тарасенко А.А. 10.12.2018 и 10.04.2019 были направлены письма содержащие предложения ответчику по добровольному возмещению затраченных федеральным бюджетом денежных средств на его обучение, в связи, с чем в порядке досудебного урегулирования спора с 2019 года Тарасенко А.А. осуществил возмещение затраченных федеральным бюджетом денежных средств на его обучение, в сумме 270 000 руб.

Между тем, в связи с нерегулярностью производимых Тарасенко А.А. платежей по погашению затрат на обучение, истцом Тарасенко А.А. был уведомлен о необходимости внесения всей неуплаченной суммы в размере 97070 руб. в срок до 10.07.2023. Однако, от уплаты оставшейся суммы Тарасенко А.А. уклонился, а направленную в его адрес претензию оставил без внимания.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей ответчика по договору о целевом обучении № вдпск-218/5-14251-14 от 07.07.2014, положения ст. 310 ГК РФ, ст.207 ТК РФ, ст. 56 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 15, ст. 16 ФЗ РФ от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", указывая на то что расходы федерального бюджета на обучение Тарасенко А.А. составили 369090 руб., из которых 277890 руб. затрачено на обучение, т и 91200 руб. выплачено ему в качестве стипендий, с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил взыскать с Тарасенко А.А. в доход федерального бюджета через СК России затраты произведенные за счет федеральных бюджетных средств на обучение Тарасенко А.А. в ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» в размере 99090 руб. и издержки понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего искового заявления, государственную пошлину.

В судебном заседании после перерыва представитель истца СК России Веселова Е.О. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные в иске, в уточнении иска основания, а так же письменные пояснения правовой позиции истца о необходимости взыскания стипендиальных выплат в период обучения, при этом пояснила, что СК России не оплачивал ответчику стипендию, данные выплаты ответчик получал за счет средств стипендиального фонда.

В судебное заедание после перерыва ответчик Тарасенко А.А., представитель третьего лица ФГБОУ ВО «СГЮА», иные лица участвующие в деле не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Кроме того, ответчик Тарасенко А.А., в ходе рассмотрения настоящего дела заявил о частичном признании исковых требований в части взыскания денежных средств затраченных на обучение, при этом указал на то что не согласен со взысканием с него денежных средств за выплаченную стипендию, ссылаясь на то что стипендия выплачивалась ему за хорошую успеваемость и за счет средств Министерства образования. Кроме того пояснил, что в данном случае остаток задолженности по оплате обучения должен быть исчислен исходя из количества фактически отработанных им 17 дней.

Выслушав представителя истца СК России Веселову Е.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 ТК РФ, согласно части 1 которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.

Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (ч. 2 ст. 199 ТК РФ).

Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации (ч. 1 ст. 200 ТК РФ).

Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в ст. 207 ТК РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Статьей 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.07.2014 между Следственным комитетом Российской Федерации в лице заместителя председателя Следственного комитетом Российской Федерации Нырковым Ю.М. и Тарасенко А.А., заключен договор о целевом обучении, согласно которому Тарасенко А.А. обязался освоить образовательную программу по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» квалификация (степень) «бакалавр», реализуемую в Институте правоохранительной деятельности ФГБОУ ВО «СГЮА», успешно пройти государственную аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор со Следственным комитетом Российской Федерации (территориальным органом или учреждением Следственного комитета), а Следственный комитет обязуется предоставить Тарасенко А.А. меры социальной поддержки и организовать прохождение практики.

В силу п.5 договора о целевом обучении предусмотрено, что Тарасенко А.А. обязан заключить со Следственным комитетом (территориальным органом или учреждением Следственного комитета) трудовой договор не позднее чем через 2 месяца со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации (п. «д»); не позднее одного месяца со дня получения соответствующего документа об образовании прибыть в следственный орган или учреждением Следственного комитета для решения вопроса трудоустройства (п. «з»); пройти федеральную государственную службу в следственном органе или учреждении Следственного комитета в срок не менее 5 лет по завершении обучения в образовательной организации (п. «и»).

В соответствии с выпиской из приказа ФГБОУ ВО «СГЮА» № К3/344 от 31.07.2014, установлено, что на основании решения приемной комиссии Академии от 31.07.2014 Тарасенко А.А. зачислен в число студентов 1 курса на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета РФ на направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (академический бакалавриат), очной формы обучения на места в пределах квоты целевого приема в соответствии с договором о целевом приеме со Следственным комитетом РФ №9 от 31.03.2014.

Кроме того, согласно выписке из п.5 приказа ФГБОУ ВО «СГЮА» № К3/236 от 30.06.2018, на основании решения государственной экзаменационной комиссии от 30.062018 (протокол №4) студенту 4 курса по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» очной формы обучения Института правоохранительной деятельности Тарасенко А.А. присвоена квалификация «бакалавр» и выдан диплом бакалавра обучающегося за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и предоставить каникулы с 02.07.2018 по 31.07.2018 после прохождения государственной истовой аттестации.

Вместе с тем, согласно выписке из приказа ФГБОУ ВО «СГЮА» № К3/301 от 31.07.2018, в дополнение к п. 5 приказа ФГБОУ ВО «СГЮА» № К3/236 от 30.06.2018, студент 4 курса по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» очной формы обучения Института правоохранительной деятельности обучающийся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Тарасенко А.А. отчислен из Академии в связи с окончанием предоставленных каникул.

С учетов выше приведенных требований закона, исходя из определенных договором о целевом обучении условий, суд приходит к выводу о том, что указанный выше договор о целевом обучении от 07.07.2014 заключен между СК России и Тарасенко А.А. с целью его дальнейшего трудоустройства в СК России по окончании его обучения. Таким образом, такой договор, по смыслу ч. 1 ст. 198 ТК РФ, является ученическим договором, заключаемым между работодателем и лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя.

Соответственно, дела по спорам об исполнении обязательств по договору о прохождении обучения, одной из сторон которого является работодатель, содержащему условие об исполнении лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, обязательства по отработке у работодателя в течение определенного времени, разрешаются судом в соответствии с положениями главы 32 "Ученический договор" Трудового кодекса Российской Федерации. По этим же правилам рассматриваются дела по искам работодателей о возмещении расходов, затраченных на обучение, предъявленным к лицам, с которыми заключен договор на обучение. Такие споры в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации являются индивидуальными трудовыми спорами, поэтому к данным отношениям подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно нормативным положениям главы 32 "Ученический договор" Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 198 - 208) необходимость подготовки лиц, претендующих на осуществление трудовой функции у работодателя (профессиональное образование и профессиональное обучение), и дополнительного профессионального их образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка таких лиц и их дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки лиц для нужд работодателя между работодателем и обучающимся лицом может заключаться, в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности обучающегося в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока это лицо должно возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Из правового регулирования порядка заключения работодателем ученического договора на профессиональное обучение с лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, следует, что обязанность такого лица возместить затраты, связанные с его обучением, понесенные работодателем, возникает в связи с намерением работодателя заключить трудовой договор с данным лицом по окончании обучения и невыполнением учеником после окончания обучения обязательства отработать у данного работодателя установленный ученическим договором период.

Согласно копии приказа № 60-л/с от 04.09.2018 СУ СК России по Брянской области, установлено, что Тарасенко А.А. (табельный номер ) 04.09.2018 принят на федеральную государственную службу в СУ СК России по Брянской области и назначен на должность следователя Клинцовского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Брянской области, что так же подтверждается сведениями, содержащимися в личной карточке государственного (муниципального) служащего, в отношении Тарасенко А.А. (трудовой договор от 04.09.2018).

Вместе с тем, в соответствии с приказом СУ СК России по Брянской области, № 61-л/с от 21.09.2018 Тарасенко А.А. освобожден от занимаемой должности следователя Клинцовского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Брянской области и уволен 2109.2018 по инициативе работника (по собственному желанию) в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ, действие трудового договора договор от 04.09.2018, заключенного с Тарасенко А.А. прекращено с 21.09.2018.

В ходе рассмотрения дела ответчиком Тарасенко А.А. не оспаривался факт того что его обучение в ФГБОУ ВО «СГЮА» осуществлялось по целевому приему, за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, при этом прекращение трудовых отношений с СУ СК России по Брянской области, обусловлено его личным волеизъявлением, при том что период его трудоустройства составил с 04.09.2018 по 21.09.2018, т.е. менее 5 лет установленных положениями договора о целевом обучении.

Из положений Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что обучение лиц, поступающих в высшие учебные заведения по целевому приему, производится за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов.

В соответствии с ч. 3 ст.56 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 337-ФЗ) целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на обучение в условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Существенными условиями договора о целевом обучении являются: меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки); обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией; основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству (часть 6 статьи 56 Федерального закона от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Согласно ч. 7 ст. 56 Федерального закона от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о целевом обучении) гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что целевой прием для получения высшего образования проводится в рамках установленной квоты на основе договора, заключаемого соответствующей образовательной организацией, гражданином и федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Право на обучение в условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили соответствующий договор и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема. В заключенном договоре могут предусматриваться меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, заключившими договор о целевом обучении. К указанным мерам может относиться выплата организацией стипендии, которая производится помимо выплаты государственной академической стипендии.

Так, согласно ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о целевом обучении), на граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, а также на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Таковым в данном случае является Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о целевом обучении), граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Следовательно, для граждан, обучавшихся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по целевому направлению Следственного комитета за счет средств федерального бюджета, установлена обязанность в соответствии с заключенными с ними договорами пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае неисполнения принятых на себя обязательств указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

Денежные средства в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса РФ поступают в федеральный бюджет. В случае отказа гражданина добровольно возместить данные затраты, они взыскиваются в судебном порядке по иску следственного органа.

В силу пп. 18 п. 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации от 14.01.2011 N 38, СК России является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета. На основании ч. 2 ст. 160.1 БК РФ СК РФ в качестве администратора доходов федерального бюджета осуществляет полномочия по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.12.2018 (исх. ) и 10.04.2019 (исх. ) в адрес ответчика Тарасенко А.А были направлены уведомления по вопросу возмещения Тарасенко А.А. затрат на обучение в ФГБОУ ВО «СГЮА» за период с 2014 по 2018, в размере 275870 руб., а так же затрат на выплату стипендии в размере 91200 руб.

Кроме того, установлено что в период с 07.06.2019 по 05.09.2022 ответчиком Тарасенко А.А. была произведена частичная оплата затрат на целевое обучение в сумме 270 000 руб., что подтверждается представленными платёжными поручениями от 07.06.2019 на сумму 40000 руб., ь от 09.07.2019 на сумму 10000 руб., от 08.08.2019 на сумму 10000 руб., от 0.09.2019 на сумму 10000 руб., от 08.10.2019 на сумму 10000 руб., от 13.12.2019 на сумму 20000 руб., от 17.01.2020 на сумму 10000 руб., от 07.02.2020 на сумму 10000 руб., от 17.03.2020 на сумму 10000 руб., от 03.07.2020 на сумму 10000 руб., от 03.12.2020 на сумму 10000 руб., от 18.01.2021 на сумму 75217 руб., от 19.03.2021 на сумму 10000 руб., от 29.04.2021 на сумму 10000 руб., от 27.05.2021 на сумму 10000 руб., от 29.05.2021 на сумму 10000 руб., от 27.07.2021 на сумму 10000 руб., от 30.08.2021 на сумму 10000 руб., от 29.09.2021 на сумму 10000 руб., от 07.02.2022 на сумму 10000 руб., от 30.03.2022 на сумму 10000 руб., от 15.07.2022 на сумму 10000 руб., от 03.09.2022 на сумму 10000 руб., что не оспаривалось стороной истца в ходе рассмотрения настоящего дела.

Вместе с тем, в соответствие с представленным ФГБОУ ВО «СГЮА» 14.12.2023 расчетом стоимости обучения студента, обучающегося за счет средств федерльного бюджета в ФГБОУ ВО «СГЮА» в период с 2014 по 2018 и сведений о начислении стипендии, установлено, что стоимость обучения составила 277890 руб. (2014-2015- 65390 руб.; 2015-2016- 70230 руб., 2016-2017- 67510 руб., 2017-2018- 74760 руб.), размер выплаченной стипендии составил 91200 руб., что подтверждается справками , , , от 12.12.2023 и от 11.12.2023, а именно за период: с января по декабрь 2018 в размере 3400 руб., с января по декабрь 2017 в размере 19400 руб., с января по декабрь 2016 в размере 49800 руб., с января по декабрь 2015 в размере 11920 руб., с сентября по декабрь 2014 в размере 66800 руб.

Помимо этого, установлено, что 19.06.2023 (исх. 512) в связи, с нерегулярностью оплаты производимых платежей в адрес ответчика Тарасенко А.А была направлена претензия с требованием о необходимости в срок до 10.07.2023 внесения неуплаченной суммы за обучение в размере 97070 руб., которая была оставлена ответчиком Тарасенко А.А. без исполнения, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Исходя из изложенного, учитывая, что ответчик Тарасенко А.А., в полном объеме прошел обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» по очной форме обучения в Институте правоохранительной деятельности ФГБОУ ВО «СГЮА», по результатам которого ему выдан диплом, при этом условия установленные договором о целевом обучении в полном объеме не исполнил, поскольку по завершении обучения, проходил федеральную государственную службу в следственном органе в течение 18 дней, вместо 5 лет установленных договором, осуществив частичное возмещение затраченных федеральным бюджетом на его обучение денежных средств, суд приходит к выводу о возникновении у ответчика Тарасенко А.А. обязанности по возмещению в федеральный бюджет денежных средств, затраченных на его обучение с учетом следующего.

Обращаясь в суд с настоящим иском, СК России указал, что расходы на обучение ответчика Тарасенко А.А. составили в сумме 369090 руб., из которых 277890 руб.- затраты на обучение и 91200 руб.- расходов на стипендиальное обеспечение Тарасенко А.А.

Факт несения истцом СК России расходов на обучение ответчика, в частности на подготовку по образовательной программе 40.30.01 "Юриспруденция", квалификация "бакалавр", в размере 277890 руб. ответчиком Тарасенко А.А. не оспаривается, расчет в данной части не опровергнут, уважительных причин не исполнения обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств федерального бюджета, менее установленного ученическим договором срока, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ представлено не было, с учетом частично произведенной оплаты в размере 270000 руб. истец просил взыскать с ответчика возмещение расходов на обучение в размере 99090 руб., при этом Тарасенко А.А. указал на отсутствие оснований для взыскания с него расходов на стипендиальное обучение и необходимости исчисления суммы возмещения пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с представленным стороной истца расчетом и полагает необходимым самостоятельно определить размер возмещения затрат на обучение, в следующем размере.

Как установлено судом период прохождения службы ответчиком составил 18 дней.

Исходя из времени поступления ответчика Тарасенко А.А. на службу – 04.09.2018, определенный договором минимальный пятилетний период прохождения службы истекал 04.09.2023 (на указанный период приходится 1 827 дней), в связи, с чем период неотработанного времени составляет 1809 дней (1827-18).

Размер расходов на обучение составил 277890 руб.

Таким образом, размер затрат на обучение исчисленных пропорционально фактически не отработанному времени, с учетом частичного возмещения их ответчиком в размере 270000 руб. составляет: 277890 руб./ 1 827 дней х 1809 дней- 270000 руб.= 5304 руб. 30 коп.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с ответчика Тарасенко А.А. в пользу истца СК России денежных средств в размере 5304 руб. 30 коп., в счет возмещения затрат, произведенных на обучение ответчика, для последующего их перечисления в федеральный бюджет.

При этом, с учетом полученных судом сведений об имущественном положении ответчика Тарасенко А.А., размера подлежащей взысканию денежной суммы, суд не усматривает оснований для снижения указанной суммы в соответствии с положениями ст. 250 ТК РФ, а так же не усматривает оснований для освобождения ответчика от обязанности по возмещению указанных затрат.

Вместе с тем, разрешая требования истца о взыскании с ответчика Тарасенко А.А. расходов на стипендиальное обеспечение Тарасенко А.А. в сумме 91200 руб., суд приходит к следующему.

Как указывалось выше и установлено судом, в период обучения Тарасенко А.В. в ФГБОУ ВО «СГЮА», ему выплачивалась стипендия, размер которой за период обучения с 2014 по 2018 составил 91200 руб.

Вместе с тем, в соответствии с информацией представленной ФГБОУ ВО «СГЮА» от 02.05.2024, следует, что стипендия Тарасенко А.А. назначалось на общих основаниях, в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.

Установлено, что в силу Положений о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся в ФГБОУ ВО «СГЮА» от 13.01.2015, студентам, обучающимся по очной бюджетной форме обучения, стипендиальной комиссией на один семестр по результатам предыдущей экзаменационной сессии назначается стипендия, которая делится на государственную социальную и государственную академическую. Академическую государственную стипендию могут подучать студенты, сдавшие экзаменационную сессию на «хорошо и отлично». Студентам 1 курса академическая стипендия назначается в минимальном размере с начала учебного года до сдачи первой экзаменационной сессии. Студенты, обучающиеся на «отлично» и «хорошо и отлично», могут получать повышенную стипендию.

Таким образом, государственная академическая стипендия, повышенная академическая стипендия назначаются студенту за его успехи в учебе, за его достижения. Данные стипендии выплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно подпункту "а" пункта 3 договора о целевом обучении от 07.07.2014 Следственный комитет был обязан предоставить Тарасенко А.А. в период прохождения ею обучения меры социальной поддержки в виде дополнительной выплаты в размере 50% государственной академической стипендии студента, обучающегося по образовательной программе высшего образования.

Между тем, в ходе рассмотрения дела представитель СК России подтвердила, что данные меры социальной поддержки истцом ответчику не предоставлялись.

При таких обстоятельствах, поскольку сумма в размере 91200 руб. является стипендией, полученной ответчиком из бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах средств стипендиального фонда из средств целевой субсидии на стипендиальное обеспечение в связи с успешным обучением в академии, данная стипендия назначается студентам, отвечающим установленным требованиям, суд приходит к выводу о том, что право студента на получение государственной академической стипендии и повышенной государственной академической стипендии не зависит от оснований его зачисления в учреждение высшего профессионального образования. Иными словами, стипендии данного вида назначаются всем студентам, отвечающим установленным требованиям, при этом их выплата не ставиться в зависимость от того, направлен ли студент на обучение конкретным органом (учреждением, организацией) и получает ли он от него иную стипендию.

Факт того, что стипендия выплачивалась ответчику в связи с его успешным обучением, при этом выплата стипендии не была поставлена в зависимость от того, направлен ли он на обучение СК России, истцом не оспаривалось, доказательств обратного стороной истца в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ представлено не было, учитывая, что доказательств несения расходов на выплату стипендии истцом так же представлено не было.

При таких обстоятельствах с учетом изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения Тарасенко А.А. данных расходов в виде расходов на его стипендиальное обеспечение в размере 91200 руб., в связи, с чем сумма расходов на обучение ответчика (на подготовку по образовательной программе 40.03.01 "Юриспруденция", квалификация "бакалавр") составляет 5304 руб. 30 коп.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп.1 п.1 ст. 333.19, пп. 8 п.1 ст. 333.20 НК РФ с Тарасенко А.А., с учетом размера удовлетворённых исковых требований подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 158 руб. 64 коп.

Учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Следственного комитета Российской Федерации удовлетворить частично.

Взыскать с Тарасенко А.А. в пользу Следственного комитета Российской Федерации для последующего зачисления в доход федерального бюджета денежные средства, затраченные на обучение в размере 5304 рубля 30 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Тарасенко А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 158 рублей 64 копейки.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Васина

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2024 года.

2-408/2024 (2-2564/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Следственный комитет Российской Федерации
Ответчики
Тарасенко Александр Анатольевич
Другие
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области
Суд
Брянский районный суд Брянской области
Судья
Васина О.В.
Дело на странице суда
briansky.brj.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.11.2023Передача материалов судье
15.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2023Подготовка дела (собеседование)
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
13.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее