<....>
Дело № 12-4/2023
РЕШЕНИЕ
Судья Интинского городского суда Республики Коми Румянцева И.М.,
с участием представителя ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2023 г. в городе Инте Республики Коми дело по жалобе представителя Минубаева И. Э. - Балута Н. С., на постановление ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" от 21.12.2022 №__ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 21.12.2022 №__, вынесенным заместителем главного государственного инспектора по охране территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" ФИО1, Минубаев И.Э. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с постановлением, представитель Минубаева И.Э. подал жалобу, в которой просит отменить указанное постановление, считая его незаконным. Протокол об административном правонарушении составлен спустя 2 месяца с даты выявления правонарушения лицом. не участвовавшим в досмотре 27.08.2022, в протоколе отсутствуют сведения о фото- и видео-фиксации произведенного досмотра автомобиля. Минубаев И.Э. не был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Отсутствуют доказательства негативного воздействия на природоохраняемую зону, что свидетельствует о малозначительности
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его представитель о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его представителя.
Заслушав должностное лицо, свидетелей, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, в том числе видеозапись на DVD-R диске, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законами Российской Федерации и (или) субъекта установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии с преамбулой Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно ст. 12 указанного Федерального закона национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.10.2022 №__, 27.08.2022 в 12.10 час. Минубаев И.Э. находился на ____, согласно разрешению на посещение территории национального парка, с орудиями лова водных биологических ресурсов совместно с ФИО2, и ФИО3, чем нарушил приказ Минприроды России от 20.11.2013 № 534.
Постановлением от 21.12.2022 №__, вынесенным заместителем главного государственного инспектора по охране территории ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" ФИО1, Минубаев И.Э. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ, не являются пресекательными, их нарушение не является существенным недостатком. Само по себе нарушение требования о немедленном составлении протокола об административном правонарушении, содержащегося в части 1 статьи 28.5 КоАП РФ, не может являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности и не исключает производства по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 данного Кодекса. В связи с этим доводы представителя Минубаева И.Э. о несвоевременном составлении протокола об административном правонарушении суд отклоняет.
Вместе с тем, системное толкование вышеприведенных положений ст. 28.2 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Как следует из протокола об административном правонарушении, таковой был составлен 28.10.2022 в отсутствие Минубаева И.Э., о чем он также указывает в своей жалобе.
Из материалов дела следует, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и извещение о явке 28.10.222 к 11.00 час. в Интинский филиал ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" для составления протокола об административном правонарушении направлялось Минубаеву И.И. (а не Минубаеву И.Э.).
Сведений о том, что почтовое отправление с извещением о составлении протокола об административном правонарушении возвращено должностному лицу в связи с истечением срока хранения в материалах дела не имеется.
Согласно сведениям официального сайта "Почта России", почтовое отправление, которым направлено указанное извещение в адрес Минубаева И.И. (а не Минубаеву И.Э.), за №__ 20.10.2022 возвращено отправителю по иным обстоятельствам, в связи с чем оснований полагать, что отправление возвращено за истечением срока хранения в связи с неполучением его лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, у должностного лица не имелось.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
К числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относится наличие события административного правонарушения (п.1 ст. 26.1 КоАП РФ).
Таким образом, при решении вопроса о привлечении Минубаева И.Э. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, то есть были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления.
В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, составляющий в силу ст. 4.5 КоАП РФ один год, не истек, следовательно, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" от 21.12.2022 №__ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Минубаева И. Э. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение должностному лицу ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
Судья |
И.М.Румянцева |
Копия верна: судья |
И.М.Румянцева |