УИД 24RS0019-01-2022-000145-93
Судья Карпова Е.И. Дело 33-9876/2023
2.211
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Кучеровой С.М.,
судей Михайлинского О.Н., Парфеня Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Бретавским В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парфеня Т.В.,
гражданское дело по иску прокурора г. Игарки в интересах Козловой Людмилы Петровны к муниципальному предприятию города Игарка Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа», дочернему обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК» о возложении обязанности произвести перерасчет оказываемых услуг по питьевому и горячему водоснабжению,
по апелляционному представлению прокурора г. Игарки Кононова Н.Н.,
на решение Игарского городского суда Красноярского края от 06 апреля 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора г. Игарки в интересах Козловой Людмилы Петровны к дочернему обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК» о возложении обязанности произвести перерасчет Козловой Л.П., проживающей по адресу: г. №, оказываемой услуги по горячему водоснабжению и питьевому водоснабжению с января 2020 года по апрель 2020 года, в соответствии с положениями главы IX Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на сумму 1 723 рубля 99 копеек, отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Игарки в интересах Козловой Людмилы Петровны к муниципальному предприятию <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» о возложении обязанности произвести перерасчет Козловой Л.П., проживающей по адресу: <адрес>, оказываемой услуги по горячему водоснабжению и питьевому водоснабжению с мая 2020 года по август 2022 года в соответствии с положениями главы IX Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на сумму 7 866 рублей 39 копеек, отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Игарки обратился с настоящим иском в суд в интересах Козловой Л.П. к ответчикам о возложении обязанности произвести перерасчет оказываемых услуг по питьевому и горячему водоснабжению.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру г. Игарка обратилась Козлова Л.П. с заявлением о некачественном оказании услуги по питьевому водоснабжению и горячему водоснабжению ресурсоснабжающей организацией Муниципальным предприятием города Игарка управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» в квартире многоквартирного дома по адресу <адрес>. По результатам проведенной проверки в ДОО УК «МЭК» установлено, что согласно распоряжению главы г. Игарка от 07.06.2019 приостановлено взимание платы с жителей многоквартирных домов г. Игарка за холодное и горячее водоснабжение с 28.05.2019. Распоряжением главы г. Игарка от 25.07.2019 возобновлено взимание платы с жителей многоквартирных домов г. Игарка за холодное и горячее водоснабжение с 01.07.2019. Основанием возобновления взимание платы явилось получение результатов МП «Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» протоколов испытаний ФБУ «Красноярский ЦСМ» от 07.08.2019 года, согласно которым отклонений качества питьевой воды не установлено. Однако, согласно заключению ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 19.08.2019 по пробам, взятым 05.08.2019 питьевая вода поступаемая по органолептическим показателям (цветность), по химическим показателям (железо), не соответствует гигиеническим нормативам п. 3.4 табл. 2, п. 3.5 табл. 4 СанПиН 2.1.4.1074-01. Постановлением администрации г. Игарка от 31.05.2019 закреплено на праве хозяйственного ведения за МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» имущество, в том числе, канализационные сети г. Игарка, дренажные сети в протоку Игарская, КИС, здание хлораторпой и прочее. Предприятие в нарушение норм законодательства не приняла программу производственного контроля за качеством поставляемой воды, не согласовала с Роспотребнадзором Туруханского района, с учетом данной программы соответствующие пробы самой организацией не делались, таким образом, отсутствуют доказательства, что поставляемая вода в соответствует санитарным нормам, а соответственно установление взимания платы с жителей многоквартирных домов г. Игарка за поставляемую воду с 31.05.2019 является незаконным. Организации оказывающие услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства с потребителями перешли на прямые договора с 01.05.2020, до этого услуги оплачивались ООО «УК «МЭК».
В уточненных исковых требованиях просит обязать ООО «УК «МЭК» произвести Козловой Л.П., проживающей по адресу <адрес> перерасчет платы за оказываемую услугу по горячему водоснабжению и питьевому водоснабжению с января 2020 года по апрель 2020 года в соответствии с положениями главы IX Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на сумму 1 723 рубля 99 копеек. Обязать МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» произвести Козловой Л.П., проживающей по адресу <адрес> перерасчет платы за оказываемую услугу по горячему водоснабжению и питьевому водоснабжению с мая 2020 года по настоящий период в соответствии с положениями главы IX Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на сумму 7 866 рублей 39 копеек.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении прокурор г. Игарки Кононов Н.Н. просит решение суда отменить, удовлетворив исковые требования. Ссылается на неверное применение судом норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В письменных возражениях директор МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» Жимкус Р.Ю. просит в удовлетворении апелляционного представления отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон, уведомленных о рассмотрении дела надлежащим образом, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела, не предоставивших в суд доказательств уважительности своей неявки.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах заявленных требований, возражений, заслушав представителя процессуального истца - прокурора Прокуратуры Красноярского края Андрееву А.Г., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч.1 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя в том числе плату за коммунальные услуги.
В ч. 4 ст. 154 ЖК РФ закреплено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми, в том числе, устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 42 вышеуказанных Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В соответствии с пунктом 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации города Игарки Красноярского края № 191-п от 31.05.2019 на праве хозяйственного ведения за Муниципальным предприятием города Игарки Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» закреплено муниципальное имущество муниципального образования город Игарка, в том числе объекты коммунального значения, предназначенные для бесперебойного водоснабжения, бесперебойного производства и подачи тепловой энергии.
01.04.2018 между Дочерним обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК» и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, заключен договор управления многоквартирным домом №. Цель договора – обеспечение благоприятных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в МКД, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в МКД на законных основаниях.
К общему имуществу согласно Приложению № 2 к Договору относятся в том числе: системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления.
Козлова Л.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> на основании договора мены от 04.07.1997, зарегистрирована по указанному адресу с 06.04.1999, зарегистрированных совместно с ней членов семьи не имеет.
Как установлено судом в г.Игарка система теплоснабжения (горячего теплоснабжения) является открытой, представляет собой технологически связанный комплекс сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и направленный прежде всего на поддержание надлежащего теплоснабжения.
21.04.2020 между МП г. Игарки Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» (Ресурсоснабжеющей организацией) и Дочерним обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК» (Управляющая компания) заключено соглашение об осуществлении одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения управляющей компании и переходу на прямые договора собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах с 01.05.2020.
В силу п. 3 указанного соглашения, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и «Ресурсоснабжающей организацией» считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в соответствии с требованиями п. 2 ч.7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. с 01.05.2020.
09.01.2021 между МП «Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» и Дочерним обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК» заключен договор оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения № 154/В. По настоящему договору организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованного холодного водоснабжения: холодную (питьевую воду).
Согласно приложению № 2 к договору, - акту о разграничении эксплуатационной ответственности – по жилому фонду, в зоне ответственности организации ВКХ находятся магистральные водопроводные сети, магистральные канализационные сети. Границей эксплуатационной ответственности абонента являются: врезка в магистральную водопроводную сеть, запорная арматура, водопровод до здания, ввод в здание. Врезка в канализационную сеть, трубопровод от здания, выпуск. Внутридомовые водопроводные и канализационные сети. Сооружения и устройства на них в помещении абонента.
27.01.2022 генеральным директором МП «Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» утверждена рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды систем централизованного водоснабжения г.Игарки на период 2021-2025 годы, в соответствии с которой предприятием регулярно проводятся отборы проб воды в целях контроля качества питьевой воды. Отклонений в качественных характеристиках по результатам испытаний выявлено не было, что подтверждается представленным в материалы дела МП «Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» протоколами результатов испытаний, в том числе: № 368-В от 22 февраля 2022 года (р.Енисей, вода поверхностная), № 370-В от 22 февраля 2022 года (вода, водоразборный кран ПВЗ перед подачей в город), № 373-В от 22 февраля 2022 года (вода питьевая из разводной сети водоразборный кран в <адрес>) и т.д.
Согласно представленных в материалы дела единых платежных документов, лицевым счетам, с января 2020 года по август 2022 года, Козловой Л.П. в спорный период производилось начисление по оплате коммунальных услуг, в частности: холодное водоснабжение, ГВС: компонент на теплоноситель, ГВС: компонент на ТЭ. Начисление производилось в соответствии с установленными Министерством тарифной политики тарифами, объемом потребленной коммунальной услуги, указанное сторонами не оспаривается.
Козлова Л.П. пользуется мерами социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг: в форме субсидий, предоставляемых с учетом ее дохода; субсидии в размере 50% оплаты центрального отопления в пределах социальной нормы площади жилья за счет средств бюджета муниципального образования Туруханский район; как инвалид 3 группы ей предоставляются также меры социальной поддержки в качестве возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств бюджета Красноярского края.
В соответствии с информацией предоставленной ООО «УК «МЭК» от Козловой Л.П. проживающей по адресу: <адрес> по факту оказания коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения ненадлежащего качества обращений не поступало, указанное также подтверждено в суде первой инстанции представителем ответчика МП «Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат достаточных и допустимых доказательств предоставления Козловой Л.П. коммунальных услуг по холодному (питьевому) и горячему водоснабжению ненадлежащего качества, а также подтверждающих факт обращения Козловой Л.П., как потребителя, с заявлением об осуществлении перерасчета ввиду ненадлежащего качества предоставленных ей коммунальных услуг, направления тех или иных претензий по спорному вопросу.
Кроме того, судом учтено, что истец Козлова Л.П. с января 2020 года, никаких мер к защите своих прав не предприняла, а основанием для производства перерасчета является именно заявление потребителя об оказании ему услуг ненадлежащего качества. Истец не была лишена возможности воспользоваться своим правом и обратиться с соответствующими заявлениями о проведении проверки качества воды, перерасчете в предусмотренном законом порядке начисленной платы по коммунальным услугам, ввиду их несоответствия, предъявляемому качеству.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, они подробно мотивированы, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, требованиям действующего законодательства.
Из обстоятельств данного дела следует, что исковые требования прокурора в интересах Козловой Л.П. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет по горячему водоснабжению и питьевому водоснабжению с января 2020 года по апрель 2020 года, основаны на том, что Козловой Л.П. указанные услуги предоставлялись ненадлежащего качества, в том числе, с несоблюдением обязательных требований к температуре горячей воды.
Между тем, каких-либо доказательств, подтверждающих доводы прокурора о предоставлении услуг ненадлежащего качества в ходе рассмотрения дела не представлено, в том числе и после принятия судом определения о предоставлении доказательств по делу от 19 декабря 2022 года, в котором истцу было предложено представить суду доказательства, подтверждающие оказание коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению ненадлежащего качества, а также доказательства, подтверждающие основания полного освобождения потребителя от оплаты указанных услуг (л.д. 165 т.1).
Доказательств, подтверждающих обращение Козловой Л.П. в аварийно-диспетчерскую службу либо в управляющую или ресурсоснабжающую организацию с какими-либо замечаниями относительно качества услуг по водоснабжению, доказательств, подтверждающих, что в жилое помещение истца, холодная и горячая вода поступала ненадлежащего качества, в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционного представления о том, что судом дана неверная оценка исследованным в судебном заседании журналам температурного режима, признаны судебной коллегией необоснованными.
Ввиду фактического отсутствия в материалах гражданского дела заявленных в представлении и указанных по тексту обжалуемого решения журналов температурного режима по запросу судебной коллегии прокурором Прокураты Красноярского края Андреевой А.Г. в судебном заседании 13сентября 2023 приобщены к материалам дела копии оперативного журнала машиниста котлов на твердом топливе пятого разряда МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» Центральная отопительная котельная за период с января 2022 года по 07 марта 2022 года, при обозрении которых доказательств нарушения температурного режима водоснабжения не установлено.
Доказательств в подтверждение содержащегося в обжалуемом решения вывода суда, о том, что в определенные дни температура водоснабжения была ниже 60°, материалы настоящего гражданского дела не содержат, суду апелляционной инстанции не представлены.
Вопреки доводам апелляционного представления то обстоятельство, что предусмотренные схемой теплоснабжения города Игарки плановые температурные графики отпуска тепловой энергии для муниципальных котельных допускают, в нарушение п.84 СанПин 2.1.3684-21, отпуск тепловой энергии ниже плюс 60 °C само по себе ещё не свидетельствует, что температура горячей воды фактически не соответствовала требованиям как в точках водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения, так и непосредственно в квартире истца.
Также судебная коллегия отклоняет довод апелляционного представления о том, что сам по себе факт необращения Козловой Л.П. с соответствующими заявлениями относительно качества воды и теплоснабжения не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в данном случае в удовлетворении исковых требований судом отказано ввиду недоказанности истцом обстоятельств предоставления ответчиками услуг ненадлежащего качества.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Игарского городского суда Красноярского края от 06 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционное представление Прокурора г. Игарки Кононова Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: С.М. Кучерова
О.Н. Михайлинский
Т.В. Парфеня
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 сентября 2023