Петрозаводский городской суд Дело №12-131/2024
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 10RS0011-01-2024-001322-84
Р Е Ш Е Н И Е
01 марта 2024 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова О.В., при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России Тимофеева М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация, юридическое лицо, привлекаемое лицо), юридический адрес: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д.2, ИНН 1001040505, ОГРН 1021000538481, дата государственной регистрации 23 декабря 1993 года,
установил:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России Тимофеева М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 51000 рублей. Защитник Администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, с указанным постановлением не согласилась, обратилась в суд с жалобой, согласно которой, ссылаясь на ст.ст. 47, 121, 122, 128 Федерального закона от 10 февраля 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 30.1.- 30.3, 30.7 КоАП РФ, просит данное постановление признать незаконным и отменить, производство по настоящему делу прекратить, принимая во внимание отсутствие виновности привлекаемого лица в совершении вменяемого административного правонарушения. Пояснила, что имеют место обстоятельства, объективно не позволяющие исполнить решение суда, требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки, поскольку предоставление гражданам жилых помещений по решениям суда осуществляется в соответствии с утвержденным реестром очередности исполнения судебных решений, исходя из даты возбуждения исполнительного производства. В связи с тем, что Администрация не имеет возможности предусмотреть в бюджете требуемое количество денежных средств для строительства нового муниципального жилищного фонда, на протяжении многих лет основным способом предоставления гражданам жилых помещений является высвобождающийся жилой фонд. Однако, из-за приватизации количество муниципального жилья ежегодно уменьшается, значительная часть из него является аварийным фондом. МКУ «Служба заказчика» на постоянной основе проводятся обследования муниципальных жилых помещений с целью проверки законности проживания там граждан, в случае незаконного проживания проводится работа по их выселению. С учетом данной работы судебные решения о предоставлении жилых помещений постепенно исполняются. Кроме того, с учетом требований п.п.1, 2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляется по контрактной системе в соответствии с планом-графиком и исполняется по мере получения финансовых ресурсов из бюджета Республики Карелия. Указала, что бюджет Петрозаводского городского округа на текущий год и на плановый период сформирован с учетом мобилизации всех имеющихся внутренних резервов округа, планирование бюджета произведено на условиях концентрации средств на исполнение действующих расходных обязательств, сохранение действующих социально значимых программ, а также на финансовое обеспечение стабильной деятельности муниципальных учреждений Петрозаводского городского округа. При этом, утвержденный в бюджете Петрозаводского городского округа на 2023 год объем налоговых и неналоговых доходов на 3,1% выше уровня 2022 года; на 01 октября 2023 года плановый уровень прироста к 2022 году не достигнут. В соответствии с Законом Республики Карелия от 21 декабря 2022 года № 2776-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» для Петрозаводского городского округа уменьшен дифференцированный норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, таким образом, из бюджета Петрозаводского городского округа выпадает значительный объем доходов бюджета. Согласно решению Петрозаводского городского Совета от 16 декабря 2022 года №29/14-191 «О бюджете Петрозаводского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» утвержден уровень муниципального долга, который является достаточно высоким. Объем судебных решений, вынесенных в отношении Администрации Петрозаводского городского округа по состоянию на 01 октября 2023 года составляет более 21 млрд. руб., что в 7 раз выше плановых налоговых и неналоговых доходов бюджета. В случае, если позиция по отмене указанного постановления не будет учтена судом, просила уменьшить размер административного штрафа до минимального размера, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Законный представитель и защитник Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Администрации.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещены о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы и дополнений к ней, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела об административном правонарушении №, материалы исполнительного производства №, материалы гражданского дела № 2-7104/2021, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статья 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона №229-ФЗ и частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 105 Закона №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения (часть 2).
Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. по адресу: г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.2 Администрация Петрозаводского городского округа, являясь должником по исполнительному производству №, возбужденному на основании исполнительного листа серии № №, выданного Петрозаводским городским судом на основании решения по делу №2-7104/2021, вступившего в законную силу 21 декабря 2021 года, не исполнила требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № об исполнении требований неимущественного характера исполнительного листа в срок до <данные изъяты> час. ДД.ММ.ГГГГ, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа: предоставить взыскатель 1, взыскатель 2 по договору социального найма жилое помещение на состав семьи из двух человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории Петрозаводского городского округа, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника Администрации Петрозаводского городского округа и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей.
31 января 2023 года на основании постановления врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия ФИО Администрация привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия ФИО от ДД.ММ.ГГГГ Администрация привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, административный штраф оплачен Администрацией 25 августа 2023 года.
Требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ №, полученным Администрацией ДД.ММ.ГГГГ, установлен новый срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе: в срок до <данные изъяты> час. ДД.ММ.ГГГГ предоставить взыскатель 1, взыскатель 2 по договору социального найма жилое помещение на состав семьи из двух человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории Петрозаводского городского округа, а также предоставить судебному приставу-исполнителю документы об исполнении данного решения суда.
В установленный в требовании судебного пристава-исполнителя срок должник не исполнил указанные в исполнительном документе обязательства, что подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Таким образом, в срок до <данные изъяты> час. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией не исполнено требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении требований исполнительного листа, выданного Петрозаводским городским судом по делу №2-7104/2021.
Часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012 г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).
Судом установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства и до настоящего времени Администрацией не предпринималось эффективных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и виновность Администрации в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств по делу: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который содержит необходимое описание события правонарушения и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ; требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ № с отметкой о получении его должником ДД.ММ.ГГГГ; копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Администрации к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, иными письменными материалами дела и материалами исполнительного производства.
Собранные по делу доказательства отвечают требованиям допустимости и в совокупности их достаточно для всестороннего и полного исследования всех юридически значимых обстоятельств дела.
При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.
Представленные в материалы дела доказательства оценены должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.
Квалификация вменяемого Администрации административного правонарушения по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ является верной и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Позиция заявителя о невиновности в инкриминируемом правонарушении является неубедительной и не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления о наложении административного штрафа, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами, свидетельствующими о том, что судебное решение не исполнялось должником по исполнительному производству на протяжении длительного времени, о чем свидетельствуют факты привлечения Администрации к административной ответственности по ч.1, ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства №.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный в требовании, судебному приставу-исполнителю должником представлено не было.
Обстоятельств относительно фактической невозможности исполнения обязанности по обеспечению взыскатель 1 и взыскатель 2 благоустроенным жилым помещением по договору социального найма в пределах территории Петрозаводского городского округа, возложенной решением Петрозаводского городского суда по делу №2-7104/2021, и исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок не выявлено.
Доводы жалобы об отсутствии денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, не освобождают Администрацию от исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера и не являются основанием для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии состава административного правонарушения, а также опровергающих выводы должностного лица о виновности Администрации в совершении вменяемого правонарушении, в жалобе заявителем не приведено.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения Администрации к административной ответственности сомнений не вызывает.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.
Наказание Администрации Петрозаводского городского округа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Вопреки доводам заявителя оснований для снижения назначенного оспариваемым постановлением административного штрафа не усматривается, учитывая наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного административного правонарушения.
Таким образом, избранное должностным лицом административное наказание соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, а также обеспечивает фактическую реализацию целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений.
Оснований для освобождения Администрации от административной ответственности, в том числе предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России Тимофеева М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л : Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России Тимофеева М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26). Судья О.В. Кайгородова