№
Дело № 2а-8275/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 19 августа 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., единолично, при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия в части отсутствия внесения конкретных предложений Главе Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия) по изменению государственной программы «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 гг», возложении обязанностей,
у с т а н о в и л :
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) (далее – прокурор) обратился в суд с вышеуказанным административным иском (в редакции от 17 августа 2021 г.), в обоснование своих требований указывая, что на ____ г. административным ответчиком не внесены конкретные предложения Главе Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия) по изменению государственной программы «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 гг», в части финансирования следующих мероприятий по строительству инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления: 17 новых полигонов, 42 станции и мобильные станции обезвреживания отходов, 49 сортировочных и мобильны сортировочных комплексов, 1 мусороперерабатывающий комплекс, 1 мусороперегрузочная станция с элементами сортировки. Бездействие административных ответчиков не обеспечивает создание и развитие инфраструктуры экологически безопасной обработки, утилизации и размещения отходов производства и потребления, предотвращения и ликвидации накопленного вреда окружающей среде при обращении с отходами производства и потребления. Необеспеченность Республики Саха (Якутия) объектами размещения отходов связана с отсутствием мер, направленных на организацию функционирования объектов инфраструктуры по обезвреживанию, переработке и размещению ТКО в республике, в том числе с отсутствием финансирования. Прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части отсутствия внесения конкретных предложений Главе Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия) по изменению государственной программы «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 гг», возложении обязанностей внести в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда конкретных предложений Главе Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия) по изменению государственной программы «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 гг» в части финансирования перечисленных мероприятий по строительству по строительству инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) Соловьев Т.П. требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представители административного ответчика, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Васильева О.Д., Тарасова Л.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, суду пояснили, что административным ответчиком предпринимались меры по привлечению дополнительного финансирования для обеспечения мероприятий по строительству по строительству инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления. Вместе с тем также пояснили, что административный иск является необоснованным, просят отказать в его удовлетворении.
Суд, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку административным истцом оспаривается бездействие административных ответчиков, представляющее собой длящееся неисполнение обязанностей, возложенных на них действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в частности: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами, определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения.
Как установлено пп.7,7.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов относятся полномочия: организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. п. 1.1, Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и Положения о его Коллегии, утвержденному Постановлением Правительства РС(Я) от 25.12.2013 № 475 (ред. от 29.07.2020), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим проведение единой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетического комплекса и энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно п.3.1 Положения, в соответствии с возложенными на него задачами Министерство выполняет следующие полномочия: Разрабатывает и вносит в установленном порядке Главе Республики Саха (Якутия) и в Правительство Республики Саха (Якутия) проекты правовых актов, республиканских программ по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, предложения по развитию приоритетных направлений материально-технической базы жилищно-коммунального и электроэнергетического комплексов, а также, согласно п.3.52 Положения, принимает участие в разработке и реализации государственных программ в области обращения с отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что в ____ году Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка по результатам которой установлено, что по состоянию на ____ года на территории РС(Я) отсутствовала инфраструктура по сжиганию, обезвреживанию и переработке ТКО, инфраструктура по размещению ТКО не соответствовала требованиям законодательства, а 4,173 млн руб., предусмотренные Государственной программой на развитие инфраструктуры по обращению с ТКО не отвечали потребностям республики в такой инфраструктуре. ____ года в целях устранения выявленных нарушений административным истцом в адрес административного ответчика вынесено представление с предложение внести дополнительные конкретные меры, направленные на организацию функционирования объектов инфраструктуры по обезвреживанию, переработке и размещению ТКО в республике. В ____ году Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения предписания от ____ года, по результатам которой установлено, что согласно таблице 15 подраздела 10.2 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утв. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 14.09.2018 г. № 360-п, (далее – Территориальная схема республики), потребность в создании новых объектов инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами до 2023 года составляет: 17 новых полигонов, 42 станции и мобильные станции обезвреживания отходов, 49 сортировочных и мобильны сортировочных комплексов, 1 мусороперерабатывающий комплекс, 1 мусороперегрузочная станция с элементами сортировки. Стоимость возведения и поставки всех указанных объектов составляет 10,292 млрд руб. Дополнительная потребность в финансировании мероприятий по строительству инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления составляет 7,113 млрд руб.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец в административном исковом заявлении указывает на необходимость изыскания финансирования в размере 7,113 млрд. руб в связи с тем, что общая стоимость возведения и поставки всех указанных объектов составляет 10,292 млрд руб. При этом, доказательств экономической обоснованности финансовых затрат именно в указанных объемах суду не представлено.
В п.51 Указа Главы РС(Я) от 14.08.2017 N 2076 (ред. от 12.05.2020) "О Порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), предлагаемых к реализации с 2018 года" (далее – Указ № 2076) приведены основания для внесения изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия). Пунктом 52 Указа № 2076 определено, что внесение изменений в основные мероприятия государственной программы в части строек и объектов осуществляется при необходимости участником, ответственным за реализацию указанного мероприятия, в порядке, установленном для внесения изменений в инвестиционную программу Республики Саха (Якутия). Внесение изменений в сводную бюджетную роспись государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части расходов, направляемых на финансирование государственных программ, осуществляется Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административным ответчиком в рамках заявочной компании на Инвестиционную программу РС(Я) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 года сформирован перечень приоритетных мероприятий для дальнейшего включения в инвестиционную программу, направлен в Министерство экономики РС(Я), что подтверждается копией письма № № от ____ г. В указанной заявке пп.14-15.23 Министерством ЖКХ и энергетики РС(Я) включены требования о финансировании в размере 2 214,7 млн руб., в 2020-2022 годах.
____ г. правительством РС(Я) издано распоряжение № 735-р «О программе строительства объекта (полигона) по размещению твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск», в соответствии с которым одобрена программа строительства объекта (полигона) по размещению твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск».
____ г. между Республикой Саха (Якутия) и ООО «Айылга» заключено концессионное соглашение о проектировании, финансировании и строительстве и эксплуатации мусороперегрузочной станции с элементами сортировки мощностью 150 000 тонн твердых коммунальных отходов в год. Стоимость создания объекта оценена в 1 265,1 млн руб.
Также, административным ответчиком представлены доказательства предпринятых иных мер по привлечению финансирования мероприятий по строительству инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления, такие как распоряжение от 21 июля 2020 года № 634-р., согласно которому утвержден план мероприятий по внедрению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов на территории РС(Я); письмом в адрес Министерства природных ресурсов и экологии российской Федерации от 12.01.2021 г № 02/-46-01 о предоставлении дополнительной субсидии из федерального бюджета; заявка Первого заместителя председателя правительства РС(Я) в адрес Председателя Правительства РС(Я) о внесении поправки к проекту «Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон РС(Я) «О государственном бюджете РС(Я) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
В судебном заседании прокурор ссылается на недостаточность предпринятых ответчиком мер по планированию финансирования строительства объектов инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами до 2023 года, поскольку потребность в финансировании мероприятий по строительству инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления составляет 7,113 млрд руб., что составляет разницу между запланированным в бюджете субъекта финансированием таких мероприятий и объемом финансирования необходимых объектов, указанных в Территориальной схеме обращения с отходами. При этом прокурор полагает, что ответчик обязан совершить действия по увеличению финансирования строительства объектов инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами до 2023 года за счет регионального бюджета на недостающую сумму.
Между тем, как следует из положений законодательства об обращении с коммунальными отходами, проведение указанных мероприятий осуществляется не только за счет средств региональных бюджетов, а также за счет привлеченных средств на основании концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционных договоров.
Так, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", наделяя субъекты Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению территориальных схем обращения ТКО (статья 6), одновременно устанавливает принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами (статья 3); требования к обращению с отходами, в том числе к нахождению источников образования отходов, количеству образующихся отходов, целевым показателям по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, к планируемым зонам деятельности (статьи 9, 12, 13.2 - 17, 18, 19, 20, 21, 24.8 - 24.13), обязательные к исполнению всеми субъектами правоотношений в сфере обращения с отходами и из которых следует, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и должна отражать как экономические, так и экологические интересы общества, в том числе она должна быть направлена на охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
В соответствии со ст. 24.13 Федерального закона N 89-ФЗ строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.
Инвестиционная программа должна содержать: плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, устанавливается Правительством Российской Федерации.".
В соответствии со статьей 5 и пунктом 3 статьи 24.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительством РФ утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией.
Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - инвестиционные программы), требования к содержанию инвестиционных программ и процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией(п.1).
Инвестиционные программы утверждаются для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее - регулируемая организация), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (далее - нерегулируемая организация).
Проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией и нерегулируемой организацией.
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Если в качестве источника финансирования инвестиционной программы указаны средства, учитываемые при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом, в полномочия которого не входит установление регулируемых тарифов, то в этом случае инвестиционная программа утверждается с учетом заключения о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органа местного самоуправления в случае передачи ему соответствующих полномочий в области государственного регулирования тарифов законом субъекта Российской Федерации.
В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами), соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - соглашение с органом государственной власти субъекта Российской Федерации), концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (далее - мероприятия инвестиционной программы)(п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 424).
Инвестиционные программы включают в себя:
- перечень мероприятий инвестиционной программы, их описание и обоснование необходимости их проведения, включая: указание регулируемых или нерегулируемых видов деятельности, осуществляемых на объектах; объем финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия инвестиционной программы (в ценах последнего отчетного года, предшествующего году начала реализации инвестиционной программы, и в прогнозных ценах соответствующего года, определенных с использованием индекса потребительских цен на очередной год и плановый период); описание и место расположения (координаты) строящихся, реконструируемых объектов, обеспечивающие однозначную их идентификацию; основные технические характеристики объектов до и после реализации мероприятий инвестиционной программы; перечень мероприятий по подготовке проектной документации для реализации мероприятий инвестиционной программы;
- график реализации мероприятий инвестиционной программы с указанием сроков начала и окончания работ, этапов осуществления работ;
- финансовый план регулируемой организации или нерегулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы, объем финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия инвестиционной программы и источники их финансирования на каждый год действия инвестиционной программы (в ценах последнего отчетного года, предшествующего году начала реализации инвестиционной программы, и в прогнозных ценах соответствующего года, определенных с использованием индекса потребительских цен на очередной год и плановый период. При отсутствии в указанном прогнозе индекса потребительских цен на очередной год применяется индекс за последний год, указанный в прогнозе).
В инвестиционной программе регулируемой организации или нерегулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты, на которых осуществляются накопление, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения(п.5.1).
Согласно п.10 Правил в качестве источников финансирования инвестиционной программы могут быть указаны:
а) следующие учтенные при установлении тарифов регулируемой организации средства, направляемые на капитальные вложения:
амортизационные отчисления;
нормативная прибыль;
б) привлеченные средства - займы и кредиты;
в) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:
средства, предусмотренные государственными программами Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, на строительство и оснащение объектов, в случае если мероприятия инвестиционной программы включены в региональные программы в области обращения с отходами и территориальные схемы обращения с отходами;
расходы концедента на создание и (или) реконструкцию объекта, являющегося предметом концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;
г) прочие источники финансирования.
Таким образом, необходимая потребность Общества в строительстве инфраструктуры по обращению ТКО, объемы и источники финансирования создания инфраструктуры конкретизируются в инвестиционных программах в области обращения ТКО. При этом, финансирование инвестиционных программ осуществляется не исключительно за счет средств региональных бюджетов, к финансированию могут привлечены средства, заложенные в тарифы платы за обращение ТКО, получаемой региональным оператором по обращению с отходами, средства муниципальных бюджетов, заемные средства и иные источники.
При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что запланированные в бюджете Республике Саха (Якутия) средства на финансирование строительства ТКО на 2020-2022 гг. не соразмерны примерному объему финансирования, определенному в Территориальной схеме обращения ТКО, не свидетельствуют о незаконном бездействии ответчика, как уполномоченного органа и о невозможности реализации Территориальной схемы за счет иных небюждетных источников и за счет муниципальных бюджетов.
Кроме того, конкретная потребность в объеме строительства и его финансировании за счет регионального бюджета (доли финансирования) подлежит определению на основании разработанных в соответствии с Территориальной схемой инвестиционных программ, которые истцом в материалы дела не представлены.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия в части отсутствия внесения конкретных предложений Главе Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия) по изменению государственной программы «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 гг», возложении обязанностей не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2020-2024 ░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░