Резолютивная часть
оглашена 18.08.2017
Мотивированное решение
изготовлено 21.08.2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород 18 августа 2017 года
Звенигородский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Фоменковой О.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитюка В.В., Никитюк М.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, 1 отделению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Никитюк В.В., Никитюк М.В. обратились в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании ордера № от Дата обезличена, выданного <данные изъяты> на основании постановления Главы администрации <адрес> № от Дата обезличена, Никитюку В.В. и членам его семьи, в том числе <данные изъяты> Никитюк М.В., была передана в бессрочное владение и пользование <данные изъяты> квартира № по адресу: <адрес>. Истцы зарегистрированы и проживают в данной квартире по настоящее время, ранее правом на приобретение жилых помещений в собственность в порядке приватизации истцы не пользовались. Жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, находится в федеральной собственности Министерства Обороны РФ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Право оперативного управления принадлежало ФГКЭУ «Алабинская КЭЧ», а в настоящее время ФГКУ «Центральное ТИИО» Министерства обороны РФ. Истцы обратились в учреждение с просьбой заключить договор передачи квартиры в собственность. В ответ на их заявление им было сообщено, что ФГКУ «Центральное ТИИО» Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по заключению договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, в этой связи истцы были вынуждены обратиться в суд.
В судебное заседание истцы Никитюк В.В., Никитюк М.В. не явились, извещены, сведений о причине неявки не представили.
Представитель ФГКУ «Центрального ТУИО» Министерства Обороны РФ по доверенности ФИО2 заявила ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчика 1 отделение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отмечая, что полномочия по заключению (расторжению, изменению) договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, одним из которых является 1 отделение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Определением Звенигородского городского суда от Дата обезличена с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика - ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на надлежащих соответчиков - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, 1 отделение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Ответчики - представители Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 1 отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о дне и времени слушания по делу, в судебное заседание не явились.
В адрес суда от указанных лиц поступило ходатайство представителя 1 отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о рассмотрении дела в отсутствии представителя, мнение по иску в представленном ходатайстве представителем ответчика не выражено (л.д. 68).
Третьи лица:
- представитель ТУ ФАУГИ в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела, сведений о причине неявки не представил.
- представитель администрации городского округа Звенигород по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение требований оставила на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах, с учетом надлежащего извещения участников процесса, руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Ознакомившись с доводами истцов, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как следует из руководящих разъяснений п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Статья 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Судом достоверно установлено, что нанимателем спорного жилого помещения (<данные изъяты> квартиры) по адресу: <адрес>, является Никитюк В.В.
Согласно выписки из домовой книги, в квартире зарегистрированы и постоянно проживают Никитюк В.В. и его <данные изъяты> Никитюк М.В. (л.д. 18).
Как усматривается из ордера на жилое помещение, истец пользуется жилым помещением с Дата обезличена (л.д. 13).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Таким образом, суд исходит из того, что истцы занимают жилое помещение на условиях договора найма, граждане, как наниматели, оплачивают коммунальные услуги и квартирную плату, исполняют иные обязательства, основанные на условиях пользования квартирой.
Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Как следует из справки администрации городского округа Звенигород, спорная квартира собственностью муниципального образования «Городской округ Звенигород» не является (л.д. 55).
Спорная квартира имеет площадь всех частей зданий <данные изъяты> кв.м., в том числе общую площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим паспортом жилого помещения (л.д. 21-24).
В соответствии с п. 8 Закона РФ от 14.06.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории.
В силу ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилого фонда» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как видно из материалов гражданского дела истцы в приватизации каких-либо других помещений не участвовали, не реализовав до настоящего времени законное право на приватизацию.
Данное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРП (л.д. 46-47), а также сведениями из Звенигородского отдела ГУП МО МОБТИ (л.д. 20).
Действующим жилищным законодательством предусмотрен порядок оформления передачи жилья, обязательный как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в собственность граждан. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Желая приватизировать спорное жилое помещение, истцы обратились в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. В ответ на их заявление им было сообщено, что ФГКУ «Центральное ТИИО» Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по заключению договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, в этой связи истцы обратились в суд за защитой своих прав.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам предоставления жилых помещений в собственность бесплатно.
Данным приказом также установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как видно из Распоряжения Правительства РФ от 19.08.2011 № 1470-р поселок <данные изъяты> исключен из перечня закрытых военных городков.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
При таких обстоятельствах, исследовав совокупность представленных суду доказательств, следует придти к выводу о том, что заявленные требования о передаче жилого помещения в общую долевую собственность истцов обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку ограничений, установленных законодательством, на реализацию права истцов на приватизацию квартиры не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Никитюка В.В., Никитюк М.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, 1 отделению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Никитюком В.В., Никитюк М.В. право общей долевой собственности (в равных долях – по <данные изъяты>) на <данные изъяты> квартиру общей площадью жилых помещений <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение суда является основанием для государственной регистрации прав лица на недвижимое имущество и внесения в ЕГРН соответствующих записей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий – судья О.А. Фоменкова