Гражданское дело № 2-342/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2020 года г. Грязи
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Шегида Е.А.,
с участием истцов Хююренена А.А., Гетман Е.В.,
представителя ответчика ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» Рогачевой Е.О.,
представителя третьего лица Управления социальной защиты населения Липецкой области Бойковой А.С.,
при секретаре Севостьяновой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хююренена Андрея Анатольевича, Гетман Елены Викторовны к ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи и возложении обязанности осуществить выплату пособия,
У С Т А Н О В И Л:
Хююренен А.А., Гетман Е.В. обратились в суд с иском к ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району», указав, что 17.10.2019 г. Гетман Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи. 25.11.2019 г. ей было отказано в ее назначении, так как ее муж Хююренен А.А. работает на 0,25 ставки, а потому есть возможность увеличения дохода семьи на трудовой основе. Считают этот отказ нарушающим их права и не основанным на законодательстве. Просят признать незаконным отказ в назначении государственной социальной помощи и возложить на ответчика обязанность осуществить выплату пособия.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Управление социальной защиты населения Липецкой области.
В судебном заседании истцы Гетман Е.В., Хююренен А.А. иск поддержали и просили удовлетворить.
Представитель ответчика ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» Рогачева Е.О. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что доводы иска являются несостоятельными.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Липецкой области Бойкова А.С. в судебном заседании полагала, что иск не подлежит удовлетворению, так как отказ ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» в назначении Гетман Е.В. государственной социальной помощи в виде социального пособия является законным.
Выслушав истцов, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ в порядке гражданского гражданском судопроизводства защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заинтересованных лиц.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судом установлено, что Хююренен А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Гетман Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоят в зарегистрированном браке с 14.08.2019 г. (л.д. 7).
Они имеют двух совместных детей: сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 20) и сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Кроме того, от предыдущего брака Гетман Е.В. имеет двух детей: сына ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 18) и дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 19).
17.10.2019 г. Гетман Е.В. обратилась в ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» с заявлением, в котором просила назначить ей государственную социальную помощь в виде социального пособия, так как ее семья является малоимущей (л.д. 11, 39).
Письмом ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» от 25.11.2019 г. № 3880 Гетман Е.В. сообщено, что ей отказано в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия, поскольку государственная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Липецкой области, а ее муж Хююренен А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., работает на 0,25 ставки, таким образом, есть возможность увеличения дохода семьи на трудовой основе (л.д. 10, 59, оборот).
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В ст. 1 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции, действовавшей до 01.01.2020 г.) также установлено, что право на государственную социальную помощь в виде социального пособия имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие на территории области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области.
Судом установлено, что по вышеуказанному заявлению Гетман Е.В. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» проведена проверка, в ходе которой получены и проанализированы сведения о доходах семьи, включая получаемые Гетман Е.В. пособия по уходу за ребенком до трех лет (л.д. 39, оборот), пособие на детей из многодетной семьи, ЕДВ на третьего и последующих детей, ЕСВ на питание детям из малоимущих семей (л.д. 54, оборот - 55), меры социальной поддержки (помощи) (л.д. 55, оборот), компенсационной выплаты за физическую подготовку (л.д. 56), получаемые Хююрененым А.А. заработную плату (л.д. 40, оборот), ежемесячную денежную выплату ветеранам (л.д. 41, оборот - 42), меры социальной поддержки (помощи) (л.д. 42, оборот), а также учтено, что в пользу Гетман Е.В. в июле-сентябре 2019 г. не выплачивались алименты на содержание детей бывшим супругом ФИО10 (л.д. 40).
В адрес работодателя Хююренена А.А. – <данные изъяты> – ответчиком был направлен запрос (л.д. 41), из ответа на который установлено, что Хююренен А.А. работал в данной организации с 01.07.2019 г. по 30.09.2019 г. на 0,25 ставки (л.д. 57).
В судебном заседании Хююренен А.А. подтвердил, что в июле-ноябре 2019 г. он работал охранником на 0,25 ставки в <данные изъяты> Других мест работы в этот период он не имел, по гражданско-правовым договорам также не работал. Пояснил, что такой объем работы обусловлен отсутствием достаточного количества времени, которое он мог бы уделить работе, ввиду необходимости лечения младшего ребенка и нуждаемости остальных детей в постоянном присмотре и уходе со стороны матери или с его стороны. Поэтому он произвел выбор: между работой и детьми он выбрал оставаться с детьми.
Исходя из объяснений Хююренена А.А., в силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, судом установлено, что он осознанно принял решение посвящать свое личное время семье, а не работе, что предопределило его трудоустройство на 0,25 ставки.
То есть причина трудоустройства Хююренена А.А. на 0,25 ставки является исключительно его личным решением.
В силу возраста Хююренен А.А. является трудоспособным. По его словам у него отсутствуют ограничения к труду по состоянию здоровья, он имеет строительное, высшее педагогическое и неоконченное высшее юридическое образование.
То есть в силу своего возраста, состояния здоровья и специального образования он имел возможность принять меры к увеличению дохода семьи на трудовой основе.
Доводы Хююренена А.А. о том, что на материальном благополучии их семьи негативно сказываются неуплата алиментов ФИО10, препятствия со стороны администрации города Грязи в использовании земельного участка под торговым павильоном, принадлежащим его супруге, болезнь младшего ребенка, отсутствие других родственников и др., не исключают указанного вывода.
Исходя из установленных обстоятельств, семья Гетман Е.В. и Хююренена А.А. не относится к категориям граждан и семей, наделенных в силу ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и ст. 1 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ "О государственной социальной помощи" правом на получение государственной социальной помощи в виде социального пособия, поскольку не относятся к малоимущим семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» в назначении Гетман Е.В. государственной социальной помощи в виде социального пособия является законным и обоснованным.
В соответствии с Законом Липецкой области от 20 декабря 2019 г. N 328-ОЗ с 1 января 2020 г. государственная социальная помощь в виде социального пособия не применяется.
Кроме того, исходя из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина по заявлению, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Согласно ст. 9 этого же закона в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ назначение и выплата социального пособия малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производятся учреждением социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания. Указанные лица при обращении в учреждения социальной защиты населения за назначением социального пособия представляют: письменное заявление о назначении социального пособия; документ, удостоверяющий личность заявителя; справки о доходах членов семьи или одиноко проживающих граждан за три месяца, предшествующие месяцу обращения за назначением социального пособия (в том числе о доходах от личного подсобного хозяйства). Учреждения социальной защиты населения осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности является основанием для принятия решения об отказе в назначении социального пособия.
При обращении в ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия Гетман Е.В. в этом заявлении сообщила о наличии в их собственности недвижимости: «недострой 1/4».
В то же время, из сведений, представленных органом Росреестра по запросу ответчика, следует, что в собственности семьи истцов имеется следующее недвижимое имущество: в общей долевой собственности ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Гетман Е.В. – объект незавершенного строительства – жилой дом по адресу: <адрес>; в собственности Гетман Е.В. – земельный участок площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, земельный участок площадью 909 кв.м по адресу: <адрес>, земельный участок площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, нежилое здание торгового павильона по адресу: <адрес> в собственности Хююренена А.А. – объект незавершенного строительства – жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 43-46).
То есть при подаче заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия Гетман Е.В. представила неполные сведения о принадлежащем ей и ее семье имуществе на праве собственности, что, в силу вышеуказанных положений законов, является самостоятельным основанием для отказа в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия.
С учетом установленных обстоятельств суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Хююренена Андрея Анатольевича, Гетман Елены Викторовны к ОБУ «Центр социальной защиты населения по Грязинскому району» о признании незаконным решения от 25.11.2019 г. об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия и возложении обязанности осуществить выплату социального пособия отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Грязинский городской суд Липецкой области.
Судья Е.А. Шегида
Мотивированное решение
изготовлено 16.03.2020 года.