31RS0022-01-2024-003123-72 12-154/2024
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Белгород 12 сентября 2024 года
Судья Свердловского районного суда города Белгорода Берестовой С.А. (г.Белгород, ул.Мичурина, д.26),
с участием представителя АО «ФПК» Самойловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «ФПК» Самойловой Н.А. на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № от 25.12.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении АО «ФПК»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 25.12.2023 года АО «ФПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе и дополнениях представитель АО «ФПК» Самойлова Н.А. просит постановление отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что межведомственная рабочая группы работает над изменением подлежащих применению требований, нарушение которых вменяется Обществу; юридическое лицо принимало все возможные меры по выполнению обязательных требований по техническому оснащению вагонов; в рамках одной проверки было вынесен ряд постановлений, которые подлежали объединению в одно производство в соответствии с ч.5 ст.4.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО «ФПК» Самойлова Н.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Белгородский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Учитывая изложенное, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав заявителя, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.1.1 ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, учитывающие требования, предусмотренные положениями международных договоров Российской Федерации.
В силу пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1653), субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны, в том числе, оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности - средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки соблюдения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной Белгородской транспортной прокуратурой в период с 20.10.2023 по 10.11.2023 в вагонном депо Белгород – структурном подразделении Приволжского филиала АО «ФПК» установлено, что приписной парк вагонного депо Белгород содержит 217 пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров и включенных в реестр транспортных средств, который ведется Федеральным агентством железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности". Субъектом транспортной инфраструктуры в отношении данных вагонов является АО «ФПК», на которое в силу закона возлагается обязанность по обеспечению транспортной безопасности.
В результате проверки установлено, что вагоны в поезде № сообщением Белгород-Елец-Москва, с номерами № – состав №, № – состав №, № – состав №, № – состав №, № – состав №, не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях), что является нарушением пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1653).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении АО «ФПК» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и в последующем – вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности по указанной норме КоАП РФ.
Виновность АО «ФПК» подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.11.2023 года; решением о проведении проверки вагонного участка Белгород – структурного подразделения Приволжского филиала АО «ФПК» от 19.10.2023 года; ответом Ао «ФПК» заместителю транспортного прокурора от 18.08.2023 года; справкой по вагонам компании ФПК; представлением Белгородской транспортной прокуратуры в адрес Приволжского филиала АО «ФПК» об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности от 31.10.2023 года, и другими материалами дела, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, оцененных по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность АО «ФПК», а также о наличии неустранимых в этом сомнений, в материалах дела не имеется.
Установленные в ходе прокурорской проверки обстоятельства не оснащения вагонов поезда № техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях), заявителем не оспариваются.
Действия (бездействие) АО «ФПК» правильно квалифицированы по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
При этом, понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у АО «ФПК» имелась, доказательства принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены.
Вопреки доводам заявителя, то обстоятельство, что по результатам одной проверки было вынесено несколько постановлений о привлечении АО «ФПК» к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, не свидетельствует о наличии оснований для применения положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, поскольку согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора не относится к государственному, муниципальному контролю (надзору).
Ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2024 года №39-П не свидетельствует о неправильном применении должностным лицом МТУ Ространснадзора по ЦФО положений КоАП РФ, поскольку выраженная в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации правовая позиция направлена на устранение правовой неопределенности в вопросе, касающемся возможной льготной уплаты административного штрафа в порядке исполнения наказания по делу об административном правонарушении (ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ).
Также в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения положений ч.5 ст.4.1, п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ и вывода о повторности совершенного административного правонарушения, вмененного АО «ФПК», поскольку Обществом допущено несколько самостоятельных правонарушений, допущены нарушения пп.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности на различных транспортных средствах - железнодорожных подвижных составах, осуществляющих перевозку пассажиров, поэтому оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Таким образом, порядок привлечения АО «ФПК» к административной ответственности должностным лицом соблюден.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица, по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № от 25.12.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении АО «ФПК» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г.Белгорода.
Судья С.А. Берестовой