Решение по делу № 33-2764/2022 от 14.06.2022

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Коновалова О.Ч.                                                               № 2-540/2022

39RS0010-01-2021-003963-74                                                  № 33-2764/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Калининград                                                                      06 июля 2022 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

    председательствующего        Мухарычина В.Ю.

    судей                        Филатовой Н.В., Гарматовской Ю.В.

    при секретаре                Журавлевой М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Васильевой Елены Владимировны к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности по выплате заработной платы за период незаконного отстранения от работы, взыскании компенсации за невыплату заработной платы и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Васильевой Елены Владимировны на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 22 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., пояснения Васильевой Е.В. и ее представителя Шумель А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Рогочий В.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Васильева Е.В. обратилась в суд с иском к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области», указав, что с 07.11.2011 состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности фельдшера-лаборанта.

28.06.2021 работодателем был издан приказ № 82 «О проведении вакцинации от SARS CoV-2», а 19.07.2021 – приказ № 91 «О продлении сроков вакцинации от SARS CoV-2», в соответствии с которым установлены сроки прохождения профилактической прививки: первый этап – в срок до 30.07.2021; второй этап – в срок до 20.08.2021.

26.07.2021 она предоставила работодателю отказ от вакцинации по образцу приложения № 1 к вышеназванному приказу № 91, а 20.08.2021 работодатель отстранил ее от работы без сохранения заработной платы на основании приказа № 482-лс от 17.08.2021 в связи с тем, что ею как работником не были представлены документы, подтверждающие ее вакцинацию от       SARS CoV-2, равно как не представлены документы, подтверждающие наличие противопоказаний к вакцинации. На основании данного приказа она отстранена от работы с 20.08.2021 по настоящее время.

Такое отстранение от работы она считает незаконным, поскольку, исходя из ее должностных обязанностей, определенных в трудовом договоре и должностной инструкции, работы в организации работодателя, которые она выполняет, не входят в перечень, требующий обязательного проведения профилактических прививок. При этом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» не является субъектом, полномочным проводить профилактические прививки, не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки и не имеет права возлагать на работника обязанность по предоставлению медицинских документов.

Считает, что главные санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовывать вакцинацию сотрудников, тем более обеспечить определенный процент охвата сотрудников их организаций или предприятий профилактической вакцинацией, поскольку положения СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)», равно как и постановления Главного государственного санитарного врача по Калининградской области № 12 от 23.06.2021 и № 14 от 16.07.2021, не содержат предписаний работодателям отстранять от работы работников, не прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции.

Указывает, что в настоящее время все вакцины против новой коронавирусной инфекции проходят пострегистрационные исследования, соответственно, информация о возможных поствакцинальных осложнениях и других возможных неблагоприятных эффектах и реакциях, которые определяются только после завершения клинических испытаний, отсутствует, что в свою очередь сделало невозможным принятие ею решения о вакцинации и предоставлении информированного добровольного согласия на вакцинацию против коронавирусной инфекции.

Ссылаясь на изложенное, а также на то, что отказ от прохождения медицинских опытов не может являться основанием для ее дискриминации и отстранения работы, с учетом уточнения своих требований просила: признать незаконным приказ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» № 482-лс от 17.08.2021 об отстранении от работы; взыскать с ответчика в ее пользу заработную плату за период незаконного отстранения от работы, исчисляя ее размер с даты отстранения до даты принятия решения по делу из расчета среднего дневного заработка в размере 1 461,90 руб.; возложить на ответчика обязанность по выплате ей денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 22.03.2022 заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Васильева Е.В., в целом повторяя доводы своего искового заявления, просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое постановление, удовлетворив заявленные ею требования полном объеме. Указывает, что судом не была принята во внимание ее должность и соответствующая должностная инструкция, не исследован вопрос, предпринимало ли ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» какие-либо действия по обеспечению ее работой, а также вопрос об уровне коллективного иммунитета в Учреждении на момент рассмотрения гражданского дела.

Указывает на то, что отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, возможно только на основании перечня, установленного Правительством РФ.

Ссылается на то, что в постановлении главного государственного санитарного врача Калининградской области № 12 от 23.06.2021 вместе с дополнениями от 16.07.2021 отсутствует указание на обязанность работодателя отстранять от работы работников, указанных в п. 1.1 данного постановления. При этом обращает внимание на то, что приказ Роспотребнадзора № 26 от 24.01.2022, который обязал всей подчиненных руководителей территориальных органов, в том числе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области», обеспечить достижение коллективного иммунитета 100 %, был издан без достаточных правовых оснований, в нем отсутствуют ссылки на конкретные законы.

Возражает против вывода суда о том, что оспариваемый приказ об отстранении от работы не содержит в себе признаков трудовой и иной дискриминации, основан на рациональном понимании объективных жизненных потребностей.

Обращает внимание, что судом не исследовалась разница между заболеваниями «2019-nCoV» и «SARS-CoV-2», поскольку второе наименование, в отличие от первого, не внесено в установленный перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В дополнении к апелляционной жалобе Васильева Е.В. ссылается на иную судебную практику по аналогичной категории дел.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» в письменных возражениях на апелляционную жалобу, полагая ее доводы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. При этом абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ предусматривает, что отстранение возможно в случаях, предусмотренных не только ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п. 2 ст. 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6 этого же закона).

    В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

    В силу абз. 2 ст. 1 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

    Согласно абз. 2, 4 п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

    Статьей 29 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (п. 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. 3).

    Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999).

    Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абз. 4 п. 2 ст. 50абз. 4 п. 2 ст. 50);      - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз. 5 подп. 6 п. 2 ст. 51).

    Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

    По смыслу п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 11 ФЗ РФ от 17.09.1998 № 157-ФЗ предполагается добровольность профилактических прививок.

    Вместе с тем согласно п. 2 ст. 5 данного закона отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

    В случае неблагоприятного развития эпидемической ситуации законом допускается назначение профилактических прививок по эпидемическим показаниям отдельным группам граждан. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ст. 10 Закона № 157-ФЗ).

    Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям на территориальном, объектовом уровне принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации в форме постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1, 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ, п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»).

    Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст.ст. 10, 11 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

    В соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 отнесен ко II группе патогенности (п. 1.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020     № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополнен инфекционным заболеванием – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

    Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н). Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

    В соответствии с п. 11 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора № 735 от 10.07.2021, руководитель Управления Роспотребнадзора по Калининградской области является главным государственным санитарным врачом по Калининградской области.

    Пунктом 8.34.3 данного Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

    23.06.2021 главным государственным санитарным врачом по Калининградской области издано постановление № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», которым определены контингенты (группы) граждан так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию.

    При этом контингенты граждан, подлежащие вакцинации по эпидемическим показаниям, определены исходя из эпидемической ситуации по распространению COVID-19 в Калининградской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», а также приоритетами вакцинации, указанными в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в позиции, касающейся вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

    В соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям работники медицинских организаций относятся к группам граждан, подлежащим вакцинации против новой коронавирусной инфекции по эпидемиологическим показаниям по 1-му приоритетному порядку.

    Согласно вводной части указанного выше нормативного акта, главным государственным санитарным врачом по Калининградской области, являющейся также руководителем Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, выявлено ухудшение эпидемической ситуации, нарастание темпов распространения новой коронавирусной инфекции.

    Пунктом 1 постановления руководителям организаций предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе работающим в сфере здравоохранения.

    Руководителям организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, предписано организовать прохождение полного курса вакцинации не менее 60 % от общей численности работников в срок до 20.08.2021 (п. 2 постановления).

    При этом п. 1 не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COVID-19 (п. 3 постановления).

    Согласно уставу и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-22-41499138 от 08.02.2022 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» отнесено к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 2 устава). Учреждение создано для обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Калининградской области (п. 11 устава) и осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность № ФС-39-01-000810 от 16.05.2016.

    Как установлено судом и подтверждено материалами дела, фельдшер-лаборант отделения исследования воды, почвы, лекарственных форм, воздуха, косметических средств, материалов на стерильность объединенной лаборатории микробиологических и паразитологических исследований Васильева Е.В. на основании трудового договора № 44 от 07.11.2011 и дополнительных соглашений к нему состоит в трудовых отношениях с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области».

    В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции фельдшера-лаборанта работник обязан соблюдать требования охраны труда, противоэпидемиологического режима и производственной санитарии. К функции данного работника относится обеспечение деятельности Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в пределах прав и полномочий, определенных уставом ФБУЗ (п. 2.6).

    При исполнении своих должностных обязанностей Васильева Е.В. осуществляет прием проб воды, смывов, почвы, лекарственных форм, воздуха, косметических средств, материала на стерильность из регистратуры лаборатории, что требует непосредственного контакта с другими работниками лаборатории иных подразделений Центра.

    28.06.2021 главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» в целях организации вакцинации работников Центра для обеспечения их максимальной защиты от возможного инфицирования новым коронавирусом SARS-CoV-2 в соответствии с Постановлением государственного санитарного врача по Калининградской области № 12 от 23.06.2021 издан приказ № 82 «О проведении вакцинации от SARS-CoV-2», которым утвержден список работников, подлежащих вакцинации, а также определен период прохождения профилактической прививки в два этапа: первый этап – в срок до 20.07.2021, второй этап – в срок до 20.08.2021.

    В приложении № 1 к данному приказу содержится список работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области», подлежащих вакцинации от SARS-CoV-2, в котором под № 100 значится фельдшер-лаборант подразделения «отделение исследований воды, почвы, лекарственных форм» Васильева Е.В.

    В соответствии с приказом № 91 от 19.07.2021 период прохождения профилактической прививки продлен: первый этап – в срок до 30.07.2021, второй этап – в срок до 20.08.2021.

    26.07.2021 Васильева Е.В. предоставила на имя главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» заявление, в котором заявила об отказе от вакцинации со ссылкой на то, что принуждение к вакцинации и медицинским экспериментам недопустимо.

    На данное заявление Васильевой Е.В. работодателем 17.09.2021 дан ответ, в котором указано, что работник, отказавшийся от вакцинации и не имеющий противопоказаний, подлежит отстранению на период эпиднеблагополучия.

    Приказом главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» № 482-лс от 17.08.2021 в соответствии с абз 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 ФЗ РФ от 17.09.1998 № 157-ФЗ, Постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области    № 12 от 23.06.2021, Постановлением государственного санитарного врача по Калининградской области № 14 от 16.07.2021, приказами главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» № 82 от 28.06.2021 и № 91 от 19.07.2021 фельдшер-лаборант отделения исследования воды, почвы, лекарственных форм, воздуха, косметических средств, материала на стерильность Васильева Е.В., отказавшаяся от вакцинации и не имеющая противопоказаний для вакцинации, отстранена от работы до окончания периода эпидемиологического неблагополучия либо прохождения вакцинации новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 20.08.2021, и по настоящее время не осуществляет трудовую деятельность, заработная плата ей не начисляется.

    Полагая отстранение от работы незаконным, Васильева Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

    Разрешая спор и установив, что Васильева Е.В. является лицом, выполняющим работу в организации, осуществляющей деятельность в сфере здравоохранения, что связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, уважительных причин для отказа от профилактической прививки у истца не имелось, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для ее отстранения от работы, обжалуемый приказ работодателя отвечает требованиям закона.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, изложенными в решении, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют представленным по делу доказательствам в их совокупности, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию истца, занятую в суде первой инстанции, обоснованно отклоненную судом по мотиву ошибочного толкования положений действующего законодательства.

Как верно указано судом, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» осуществляет медицинскую деятельность, в его состав входят лаборатории, а Васильева Е.В., исполняя свои трудовые функции, непосредственно контактирует с работниками лаборатории, а также руководством лаборатории. В этой связи на нее распространяются приведенные выше требования об обязательной вакционации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, а тот факт, что занимаемая ею должность не входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999      № 825, вопреки утверждениям стороны истца, не может являться основанием к освобождению ее от выполнения указанного требования.

Отсутствие в Постановлении главного государственного санитарного врача по Калининградской области № 12 от 23.06.2021 и № 14 от 16.07.2021 указания на обязанность работодателя отстранять от работы работника, не прошедшего вакцинацию, на что ссылается податель жалобы, не может расцениваться как препятствие к принятию работодателем соответствующего решения.

    В рассматриваемой правовой ситуации работодатель руководствуется положениями ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающими основания отстранения работника от работы.

    Такие нормативные положения в их взаимосвязи приведены выше.

Кроме того, суд правильно указал, что постановления Главного государственного санитарного врача по Калининградской области № 12 от 23.06.2021 и № 14 от 16.07.2021 носят нормативно-правовой характер и могут являться основанием для отстранения работника от исполнения им своих должностных обязанностей, при том что все внутриведомственные акты Роспотребнадзора имеют для ответчика обязательный характер прямого действия и неукоснительного исполнения.

При этом судом проверено и при принятии решения учтено, что по состоянию на день отстранения истца от работы (на 20.08.2021) процент вакцинации работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» составил 22,79 %, а процент коллективного иммунитета – 49,31 % (привитых и переболевших), что существенно ниже установленного постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в ред. пост. № 14 от 16.07.2021).

    Справедливо судом учтено и то, что приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека П. № 26 от 24.01.2022 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, учитывая эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19, руководителям территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора предписано обеспечить достижение в трудовых коллективах 100 % коллективного иммунитета против новой коронавирусной инфекции, завершение первичной вакцинации, а также проведение повторной вакцинации. Принять меры по отстранению работника от работы без сохранения заработной платы в случае отсутствия документального подтверждения прохождения работником вакцинации и отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

    Аналогичная позиция изложена в Разъяснениях по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных, подготовленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (письмо от 23.07.2021 № 14-4/10/-П-5532), которые гласят о том, что в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

    Доводы заявителя в апелляционной жалобе о несогласии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 26 от 24.01.2022 не могут быть приняты во внимание, поскольку данный приказ является действующим и незаконным не признан.

    С доводами подателя жалобы о том, что оспариваемый приказ об отстранении от работы содержит признаки дискриминации, судебная коллегия согласиться не может, поскольку у истца было право отказаться от вакцинации, и она таким правом воспользовалась. Вместе с тем наступившие для нее в этой связи последствия в виде отстранения от работы полностью основаны на положениях действующего законодательства и дискриминацией признаны быть не могут.

    Довод заявителя о том, что судом не исследовался вопрос, предпринимал ли ответчик действия по обеспечению истца работой, на незаконность выводов суда не указывает, так как отстранение истца от работы было обусловлено исключительно действиями самого работника, поэтому положения ст. 312.9 ТК РФ, предусматривающей порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя, а также ст. 157 ТК РФ, регулирующей оплату времени простоя, к рассматриваемой ситуации не применимы. Кроме того, трудовая функция истца не могла выполняться ею дистанционно.

    Не влекут отмены обжалуемого судебного акта и доводы апелляционной жалобы о том, что судом не исследовалась разница между заболеваниями «2019-nCoV» и «SARS-CoV-2». По мнению заявителя, заболевание «SARS-CoV-2» не внесено в установленный перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

    Согласно п. 1.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22.05.2020 № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

    Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (п. 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2002 № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66).

    Таким образом, SARS-CoV-2 является вирусом, вызывающим заболевание «2019-nCoV» (COVID-19), а не самостоятельным заболеванием, как ошибочно полагает заявитель.

На основании установленных по делу обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что отстранение истца от работы произведено ответчиком в полном соответствии с трудовым законодательством, и никакие трудовые права истца ответчиком не нарушены, в связи с чем отказал в удовлетворении иска о признании отстранения незаконным, а также производных требований о взыскании заработной платы за период незаконного отстранения от работы, процентов за задержку ее выплаты, а также компенсации морального вреда.

Ссылка заявителя в жалобе на судебную практику по рассмотрению аналогичных споров судебная коллегия не может принять во внимание в качестве оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку выводы судов по конкретным делам не являются преюдициальными для рассматриваемого спора.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда. По существу доводы заявителя сводятся к субъективной оценке обстоятельств дела, направлены на переоценку установленных по делу доказательств, каких-либо новых данных, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приводится.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от         22 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 15 июля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-2764/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Васильева Елена Владимировна
Ответчики
ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области
Другие
Шумель Артем Станиславович
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Филатова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
17.06.2022Передача дела судье
06.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2022Передано в экспедицию
06.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее