Дело №12-20/2019 |
РЕШЕНИЕ
16 октября 2019 года | с.Тиличики Олюторского района Камчатского края |
Судья Олюторского районного суда Камчатского края Белоусова Е.В., при секретаре Мекертычевой З.В., рассмотрев жалобу представителя юридического лица АО «Южные электрические сети Камчатки» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 05 марта 2019 года №03-22/2019, вынесенное в отношении АО «Южные электрические сети Камчатки» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 05 марта 2019 года №03-22/2019 юридическое лицо – АО «Южные электрические сети Камчатки» признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, представитель юридического лица АО «Южные электрические сети Камчатки» - исполнительный директор Мурзинцев В.Ю. подал на него жалобу, в которой просит суд отменить постановление и прекратить производство по делу.
В жалобе представитель юридического лица АО «Южные электрические сети Камчатки» - исполнительный директор Мурзинцев В.Ю. указывает, что постановление является незаконным, поскольку объектом ч.4 ст.8.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды, т.е. подразумевается охрана водных объектов. При этом в обжалуемом постановлении отсутствует ссылка на нарушение норм Водного кодекса РФ. Кроме того, в постановлении административный орган ссылается на Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 года №552 «Об утверждении нормативов качества водных объектов рыбохозяйственного значения…», однако доказательств того, что ручей Тиличики является объектом рыбохозяйственного значения в материалах дела не имеется. Кроме того, АО «ЮЭСК» обвиняется административным органом в разливе в водный объект горюче-смазочных материалов от производственной территории ДЭС-8 в с.Тиличики. Вместе с тем, отсутствует актуальный акт визуального осмотра территории ДЭС-8 на дату происшествия – 21.12.2018 года, а за основу берется акт осмотра от 14.07.2017 года; отсутствуют сведения о проведении отбора проб воды и почвы, из которых следовало бы, что обнаруженное в водоеме пятно является горюче-смазочным материалом. Также ссылается, что диспозиция ч.4 ст.8.13 КоАП РФ подразумевает системное нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь за собою их загрязнение. В связи с чем для привлечения к ответственности по данному составу необходимо доказать причастность АО «ЮЭСК» к тому, что разлив горюче-смазочных материалов в русло ручья возник вследствие невыполнения требований водоохранного законодательства.
Представитель юридического лица АО «Южные электрические сети Камчатки» - Син В.Ч. в судебном заседании настаивал на доводах жалобы.
Должностное лицо – старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю Тимофеев С.Н., вынесший обжалуемое постановление, государственный орган, составивший постановление – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю, на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности в случае, если у суда имеются сведения о надлежащем извещении, и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из материалов дела, обжалуемого постановления, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю исходил из установленности того факта, что горюче-смазочные материалы попали в ручей Тиличики с территории ДЭС-8 АО «ЮЭСК», чем юридическим лицом нарушены требования ч.1 ст.34, ч.1, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.42 Земельного кодекса РФ, Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектах рыбохозяйственного значения.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Данная норма является бланкетной, то есть отсылочной не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию».
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частями 1, 2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно нормативам, установленным Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552 на поверхности воды водных объектов рыбохозяйственного значения в зоне антропогенного воздействия не должны обнаруживаться пленки нефтепродуктов, масел, жиров и скопления других примесей.
Материалами дела установлено наличие в ручье Тиличики, впадающем в бухту Скрытая, масляного пятна. Данное обстоятельство подтверждается фотоматериалами, приложенными к акту проверки соблюдения требований законодательства от 21.12.2018 года.
Также материалами дела установлено попадание ГСМ с территории ДЭС-8 АО «ЮЭСК», поскольку фотоматериалами, объяснениями допрошенных лиц установлены следы подтеков ГСМ с территории ДЭС-8, прорыв ограждения, участки земли, не покрытые сорбентом.
Не доверять собранным по делу материалам у старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю не имелось, также, как не имеется и у суда.
Довод жалобы о том, что отсутствуют пробы отбора воды и почвы, исследования проб воды – суд находит необоснованным, поскольку само наличие в ручье масляного пятна, следы подтеков ГСМ в ручей свидетельствуют о нарушении юридическим лицом требований ч.1 ст.34, ч.1, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.42 Земельного кодекса РФ, Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 05 марта 2019 года №03-22/2019, вынесенное в отношении АО «Южные электрические сети Камчатки» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица АО «Южные электрические сети Камчатки» на указанное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Белоусова