Решение по делу № 33а-8722/2020 от 05.10.2020

Судья М.Ю. Сундюкова Дело № 33а-8722

25RS0013-01-2020-000293-07

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Туктамышевой О.В.

судей Горпенюк О.В. и Судницыной С.П.

при секретаре Салмине В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Грислит Марии Петровны к администрации Партизанского городского округа <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по апелляционным жалобам Грислит Марии Петровны и администрации Партизанского городского округа на решение Партизанского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административные требования удовлетворены частично: признан неразумным срок отселения Грислит Марии Петровны из признанного аварийным, подлежащим сносу, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленного Постановлением главы Партизанского городского округа -па от ДД.ММ.ГГГГ; признано незаконным и необоснованным Постановление главы Партизанского городского округа -па от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках отселения Грислит Марии Петровны из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>» в части установления срока отселения до ДД.ММ.ГГГГ; возложена обязанность на администрацию Партизанского городского округа <адрес> принять решение о разумных сроках отселения Грислит Марии Петровны из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и его сносе, путем принятия соответствующего распоряжения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Грислит М.П. обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование указав, что является собственником <адрес> в <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Главой Партизанского городского округа вынесено постановление -па от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках отселения гражданки Грислит Марии Петровны из признанного аварийным и подлежащим носу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», срок отселения Грислит М.П. установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает установленный срок отселения до ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и нарушающим ее права, создающим угрозу жизни и здоровья, поскольку у администрации ПГО нет доказательств того, что данный дом не обрушится в любой момент, поскольку, согласно акту экспертизы /ЮН от ДД.ММ.ГГГГ состояние дома аварийное, ветхое.

Просила признать неразумным и необоснованным срок ее отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленный постановлением главы Партизанского городского округа -па от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным постановление главы Партизанского городского округа -па от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках отселения гражданки Грислит Марии Петровны из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>» в части установления до ДД.ММ.ГГГГ срока отселения. Установить срок отселения Грислит М.П. из признанного аварийным и подлежащим сносу указанного многоквартирного жилого дома в течение 6 месяцев.

Обязать административного ответчика направить Грислит М.П. требование о сносе жилого помещения в разумный срок, в связи с признанием указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен названный выше аварийный жилой дом. Обязать административного ответчика принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решения об изъятии у Грислит М.П. принадлежащего ей жилого помещения, расположенного в названном аварийном жилом доме. Обязать административного ответчика принять решение об изъятии у Грислит М.П. принадлежащего ей жилого помещения, <адрес>, расположенной в названном аварийном жилом доме. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неуведомлении Грислит М.П. в письменной форме, как собственника жилого помещения, расположенного в аварийном жилом доме, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ей жилого помещения о принятом решении об изъятии квартиры в аварийном доме. Обязать административного ответчика уведомить Грислит М.П. в письменной форме, как собственника жилого помещения, расположенного в аварийном жилом доме, не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего жилого помещения о принятом решении об изъятии квартиры в аварийном доме. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в ненаправлении Грислит М.П. соглашения о выкупе принадлежащего ей жилого помещения, расположенного в аварийном доме. Обязать административного ответчика направить Грислит М.П. соглашение о выкупе принадлежащего ей жилого помещения, расположенного в указанном аварийном доме. Взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец Грислит М.П. поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что дом находится в аварийном состоянии, другого жилья у нее не имеется, возможности купить или снять жилье не имеет.

Представитель истца в ранее проведенном судебном заседании поддержал доводы административного иска, указывая на отсутствие доказательств реальной возможности переселения истцов до ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием финансирования.

В судебное заседание представитель администрации Партизанского городского округа <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в материалы дела представлены возражения в письменном виде, согласно которым, установленный срок отселения до ДД.ММ.ГГГГ считают разумным.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились административный истец и административный ответчик, в апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб с учетом положений ч.1 ст.308 КАС РФ, приходит к следующему выводу.

В силу п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 3 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Из материалов дела следует, что Грислит М.П. на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.

Актом и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно абзацу 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В соответствии с разделом II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Согласно ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В силу части 1 статьи 16 названного Закона №185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что указанный жилой дом не включен в региональную и муниципальную адресные программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 годы».

Согласно указанных выше положений действующего законодательства, установление срока сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц входит в компетенцию органа местного самоуправления, к его же компетенции отнесено издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц.

Установление срока сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, направлено на последующее предоставление гражданам, проживающим в таком доме либо других благоустроенных помещений, либо выкупной стоимости помещений, находящихся в собственности.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что отселение лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является последним этапом перед сносом аварийного дома, а установление сроков отселения путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным.

Удовлетворяя требования истца в части и признавая неразумным установленный срок отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, суд учитывал, что многоквартирный дом является аварийным, согласно акту экспертизы ООО «...» Н от ДД.ММ.ГГГГ процент износа большей части конструктивных элементов дома составляет 73%, дом имеет нарушения прочности и устойчивости строительных конструкций, в связи с чем, пришел к выводу о возможности обрушения конструкций дома, и признавая установленный администрацией срок отселения из указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ неразумным, возложил обязанность на ответчика принять решение о разумных сроках отселения Грислит М.П. В удовлетворении остальных требований истца отказано в связи с тем, что они являются производными от требований об оспаривании разумности срока, которое разрешено судом.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и сделаны с учетом установленных по данному делу обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы администрации Партизанского городского округа о том, что срок отселения истца до ДД.ММ.ГГГГ является разумным, и о том, что незамедлительный срок отселения законодательством не предусмотрен, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, мотивированно отклонены, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части.

Доводы апелляционной жалобы Грислит М.П. о том, что суд, признавая неразумным установленный срок отселения, должен был сам установить срок отселения, подлежат отклонению, поскольку в силу вышеуказанных положений законодательства определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

Ссылка в апелляционной жалобе истца на то, что суд не мотивировал отказ в удовлетворении остальных административных исковых требований необоснованна, противоречит содержанию оспариваемого решения суда, в котором указаны мотивы и основания принятия судом решения об отклонении административных исковых требований, касающихся направления Грислит М.П. требования о сносе жилого помещения в разумный срок, принятии решений об изъятии земельного участка, на котором расположен названный выше аварийный жилой дом, жилого помещения.

Судом обоснованно сделан вывод о преждевременности заявления указанных административных исковых требований, поскольку в рамках настоящего дела срок отселения, установленный администрацией Партизанского городского округа, признан неразумным. Принятие решений об изъятии земельного участка и жилого помещения, направление соглашения о выкупе жилого помещения в силу положений ч.10 ст.32 ЖК РФ требует соблюдения предварительной процедуры по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома и является следствием невыполнения собственниками жилых помещений указанного требования в предоставленный им срок, то есть связано с окончанием срока, установленного органом местного самоуправления для сноса собственниками жилых помещений аварийного дома за счет их средств. Поскольку установленный срок отселения признан неразумным, оснований для возложения на администрацию обязанности по направлению собственнику жилого помещения требования о сносе жилого помещения также не имеется.

Учитывая, что судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, верно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Партизанского городского суда Приморского края от 09 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца Грислит Марии Петровны, и администрации Партизанского городского округа - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи

33а-8722/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Грислит М.П.
Ответчики
Адм.Партизанского ГО
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Туктамышева Ольга Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
05.10.2020Передача дела судье
28.10.2020Судебное заседание
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2020Передано в экспедицию
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее