Дело № 72-959/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 24 октября 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., рассмотрев жалобу Ч. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 09.09.2022 об оставлении без изменения ответа заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Л. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества "***" по ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
ответом заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Л. № 9656-06/59 от 06.07.2022 Ч. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества "***" (далее – АО «***») по ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 09.09.2022, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Ч., ответ должностного лица № 9656-06/59 от 06.07.2022 оставлен без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Ч. просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на то, что Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее по тексту – Постановление от 10.03.2022 № 336) не имеет какого-либо правового значения применительно к его ситуации. Суд проигнорировал положения п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Из отказа должностного лица следует, что в ходе рассмотрения его заявления Управлением выявлено нарушение АО «***» п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что непроведение контрольных мероприятий не является основанием исключающим возможность возбуждения Управлением в отношении АО «***» производства по делу об административно правонарушении, то есть составления протокола об административном правонарушении.
На рассмотрение жалобы в краевой суд Ч. не явился, извещен смс-сообщением.
Представитель Управления Роскомнадзора по Пермскому краю в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Как следует из материалов дела, 11.05.2022 Ч. на имя руководителя Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу подано заявление о возбуждении в отношении ООО «***» дела об административном правонарушении по статье 13.11 КоАП РФ за обработку его персональных данных без его согласия в связи с тем, что 26.04.2022 Ч. было получено извещение АО «Почта России» о поступлении на его имя по адресу его места жительства (регистрации) от ООО «***» регистрируемого отправления.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «***» должностное лицо Управления Роскомнадзора по Пермскому краю в ответе № 9656-06/59 от 06.07.2022 указал, что по сообщению Регистратора (АО «***») актуальные персональные данные Ч. получены АО «***» из анкеты зарегистрированного лица, которую Ч. лично подал в Пермский филиал АО «***» 04.08.2020 для внесения изменений по лицевому счету. В действиях ООО «***» отсутствуют признаки состава административного правонарушения в области персональных данных. Вместе с тем, действия АО «***» в части предоставления Ч. персональных данных без его согласия в ООО «***» нарушают п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. 10.03.2022 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 336. В соответствии с пунктом 9 данного Постановления возбуждение дел об административных правонарушениях возможно только при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных не проводятся.
В результате рассмотрения жалобы Ч. на ответ № 9656-06/59 от 06.07.2022 судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «***».
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что ответ заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Л. № 9656-06/59 от 06.07.2022 и решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 09.09.2022 не могут быть признаны законными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Однако, согласно пункту 22 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом.
Следовательно, ограничения, наложенные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 на проведение контрольных (надзорных) мероприятий не распространяются на государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных (осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом).
Кроме того, в силу статьи 28.1 КоАП РФ сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2021 № 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации в решении от 30.08.2022 № АКПИ22-494 указывает, что введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
Таким образом, ссылки должностного лица и судьи районного суда на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336, как основание для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, в рассматриваемом деле несостоятельны.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дела составляет 1 год и с момента передачи персональных данных Ч. от АО "***" к ООО «***» на основании договора от 01.04.2022 не истек.
При таких обстоятельствах ответ заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Л. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО "***" по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, решение судьи районного суда от 09.09.2022 не могут быть признаны законными и подлежат отмене, заявление Ч. возвращению на новое рассмотрение в Управление Роскомнадзора по Пермскому краю.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
жалобу Ч. удовлетворить.
Ответ заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Пермскому краю Л. от 06.07.2022 № 9656-06/59 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО "***" по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 09.09.2022 отменить.
Заявление Ч. от 11.05.2022 возвратить на новое рассмотрение в Управление Роскомнадзора по Пермскому краю.
Судья: подпись.