№ 2-1288/2020
64RS0045-01-2020-001101-53
Решение
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Бивол Е.А.
при секретаре Гавриловой Т.С.,
с участием представителя ответчика Воронина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горлова В.Н. к обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Газ-Стандарт» о взыскании заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику,
установил:
Горлов В.Н. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что 15 сентября 2017 года он был принят на работу в ООО «Газ-Стандарт» на должность начальника цеха. Между сторонами была достигнута устная договоренность о том, что заработная плата будет складываться из двух частей, оклада и ежемесячной премии. Выплат заработной платы должна производиться два раза в месяц 05 и 20 числа. Общая сумма заработка ежемесячно должна составлять около 25000 рублей. Оклад составляет 12500 рублей. Выплата заработной платы производилась по двум ведомостям, то есть с негласным разделением на «белую и серую» части. В период с 15 сентября 2017 года по 05 декабря 2018 года ответчик выполнял обещанные условия трудового договора в части выплаты заработной платы. Однако, в дальнейшем выплата премиальной части заработной платы прекратилась. Как выяснилось, условия премирования трудовой договор не содержит. 20 января 2020 года Горлов В.Н. был уволен с занимаемой должности на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Вместе с тем, окончательный расчет по заработной плате за период с 05 декабря 2018 года по 24 января 2020 года с истцом произведен не был. Основываясь на первоначальных устных договоренностях, а также на записях, сделанных истцом в период работы, Горлов В.Н. пришел к выводу о том, что задолженность ответчика перед ним по заработной плате составляет 93439 рублей. Посчитав свое право нарушенным, Горлов В.Н. обратился в суд с настоящим иском, просит взыскать с ООО «Газ-Стандарт» задолженность по заработной плате в сумме 90439 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 45437 рублей 50 копеек, проценты за просрочку выплаты заработной платы в сумме 26659 рублей 64 копейки, проценты за просрочку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 615 рублей 68 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 25000 рублей.
Истец Горлов В.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил. Ранее в судебном заседании истец пояснял, что ответчик не имеет перед им задолженности по выплате установленного трудовым договором оклада. Сумма, предъявленной ко взысканию, задолженности по заработной плате сложилась из-за невыплаты премиальной части, то есть «серой» части заработной платы. Каких-либо доказательств достигнутой с ответчиком договоренности о выплате иных денежных средств, нежели предусмотренных трудовым договором, в распоряжении истца не имеется.
Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ответчика Воронин А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. В частности, указал, что истец действительно работал в ООО «Газ-Стандарт» с 15 сентября 2017 года по 24 января 2020 года по трудовому договору №. Согласно п. 4.1 за выполняемую работу работнику установлен ежемесячный оклад в размере 10000 рублей. Выплата заработной платы производится 20 числа расчетного месяца и 5-го числа месяца следующего за расчетным. Иных условий по выплате заработной платы трудовой договор не содержит. Задолженности по выплате должностного оклада перед истцом не имеется. Наличие каких-либо договоренностей по дополнительным выплатам работодатель отрицает.
Суд, заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ. Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 1 Конвенции № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женева 01 июля 1949 года) заработная плата» означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.
Как указано в ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
В силу ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду, под которым, по смыслу международно-правовых норм и действующего российского законодательства, понимается, в том числе, труд без соответствующей оплаты.
На основании ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 129 ТК РФ.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1 ст. 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель, в силу положений ст. 22 ТК РФ, обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Порядок, место и сроки выплаты заработной платы закреплены в ст. 136
ТК РФ, в соответствии с которой заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 Трудового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено и не было оспорено сторонами, что 15 сентября 2017 года между ООО «Газ-Стандарт» и Горловым В.Н. заключен трудовой договор №, в соответствии с которым истец был принят на должность начальника цеха (л.д. 139-140). Согласно п. 4.1 за выполняемую работу работнику установлен ежемесячный оклад в размере 10000 рублей. Оклад соответствует должности начальника цеха, что следует из штатного расписания. Выплата заработной платы производится 20 числа расчетного месяца и 5-го числа месяца следующего за расчетным. Иных условий по выплате заработной платы трудовой договор не содержит. Свое согласие с содержанием трудового договора истец удостоверил личной подписью. 24 января 2020 года Горлов В.Н. был уволен с занимаемой должности по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, что следует из трудовой книжки истца (л.д.37-38,78).
В подтверждение имеющейся задолженности по заработной плате, истец представил произвольные расчеты, наряды на выполнение работ (л.д.39-48), заполненные им единолично, содержание которых не позволяет их соотнести с его деятельностью в ООО «Газ-Стандарт».
Ответчиком, в свою очередь, в судебное заседание за спорный период были предоставлены расходные кассовые ордера, согласно которым истцом в качестве заработной платы два раза в месяц получались денежные средства в размере, соответствующем должностному окладу (л.д. 82-138). Денежные средства Горловым В.Н. получены лично, о чем свидетельствует личная подпись в ордерах и выполненная расшифровка сумм. Каких-либо замечаний данные документы не содержат. Более того, Горлов В.Н. в судебном заседании подтвердил отсутствие задолженности по официально установленной заработной плате.
Кроме того, Государственной инспекцией труда в Саратовской области по коллективной жалобе Горлова В.Н. и Серова Р.О. в отношении ООО «Газ-Стандарт» была проведена проверка, в ходе которой установлено, что выплаты Горлову В.Н. были произведены в соответствии с размером начислений, но е менее сумм установленных трудовым договором.
Отпуска согласно личной карточке формы Т2 и представленных приказов, представлялись истцу за период с 15 сентября 2017 года по 20 сентября 2018 года в размере 28 дней с 16 октября 2018 года по 13 ноября 2018 года; за период с 21 сентября 2018 года по 20 сентября 2019 года 14 дней с 13 января 2020 года по 26 января 2020 года. За 23,33 неиспользованных дней отпуска было произведено начисление и выплата сумм, причитающихся при увольнении за вычетом НДФЛ в размере 7619 рублей 71 копейка, выплата произведена в день увольнения, что подтверждается платежными ведомостями и кассовым ордером с подписью о получении. Исходя из содержания табелей учета рабочего времени и платежных ведомостей, нарушений трудового законодательства со стороны ответчика в отношении истца, инспекцией не установлено.
Таким образом, суд, анализируя установленные по делу обстоятельства, не усматривает оснований для начисления заработной платы истцу в заявленном размере, а также компенсации за неиспользованные отпуска, и как следствие, взыскания указанных сумм с ответчика. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о теневой схеме начисления заработной платы в ООО «Газ-стандарт», истцом в судебное заседание не представлено. Горлов В.Н. сам указывает лишь на наличие устных договоренностей с ответчиком, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованные отпуска.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Ввиду того, что правомерность требований истца о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованные отпуска своего подтверждения в ходе судебного заседания своего подтверждения не нашла, требования Горлова В.Н. о взыскании компенсации морального вреда и процентов за просрочку выплаты удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Горлова В.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Газ-Стандарт» о взыскании заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г.Саратова.
Судья