Судья Антипина Н.Н. |
№33а-2459/2020 10RS0013-01-2020-000321-07 2а-297/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Кудряшовой Е.П., Колбасовой Н.А.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобеадминистративного истцана решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 09июня 2020 г.по административному исковому заявлению Ральмана Дмитрия Борисовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск предъявлен по тем основаниям, чтоРальману Д.Б. распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) от 27 марта 2018 г. № 697-м/20р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 774 кв.м, в южной части кадастрового квартала (...), категория земель – земли запаса, и предварительно согласовано сроком на два года его предоставление. На основании указанного распоряжения 04 апреля 2018 г. осуществлен государственный кадастровый учет спорного участка и ему присвоен кадастровый номер. Административным истцом совершались действия, направленные на перевод спорного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», связанные с реализацией органами государственной власти и местного самоуправления полномочий в области градостроительной деятельности, а также в области земельного законодательства, которые (как полагает административный истец) совершались недостаточно интенсивно, в результате чего срок действия распоряжения от 27 марта 2018 г. истекал, что послужило основанием для его обращения в Министерство с заявлением о продлении срока его действия на 2 года, в чем ему было отказано в письме от 20 января 2020 № 1077/124-4. Административный истец просил признать незаконным данный отказ и обязать Министерство продлить на 2 года срок действия распоряжения от 27 марта 2018 г.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С указанным решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства предварительного согласования предоставления спорного участка и его действий, предусмотренных распоряжением от 27 марта 2018 г., а также действий, направленных на изменение категории земельного участка из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения». Однако судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку перевод спорного участка в иную категорию своевременно не состоялся в результате действий органов государственной власти, что возлагает на него риск наступления неблагоприятных последствий, в связи с чем в отсутствие прямого запрета, по аналогии подлежат применению положения ЗК РФ, допускающие продление срока договора аренды.
В суде апелляционной инстанции административный истец поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании заявления административного истца распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 27 марта 2018 г. № 697-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 774 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Республика Карелия, Прионежский муниципальный район, в южной части кадастрового квартала 10:01:0160101. Вид разрешенного использования земельного участка – «запас». Категория земель – «земли запаса».
Административному истцу предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
При этом согласно п.3 распоряжения предоставление участка возможно в случае обеспечения выполнения следующих условий: проведения работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет; перевода земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения»; изменения вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на установленный классификатором видов разрешенного использования земельных участков – «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Срок действия распоряжения составляет два года.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 4 апреля 2018 г., ему присвоен кадастровый номер (...)
13 апреля 2018 г. административный истец обратился в Министерство с заявлением о переводе спорного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 июля 2018 г. №466р-П в переводе земельного участка отказано в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка Генеральному плану Деревянского сельского поселения.
20 августа 2018 г. административным истцом подано заявление в администрацию Прионежского муниципального района о внесении изменений в Генеральный план Деревянского сельского поселения, на которое был получен положительный ответ.
20 декабря 2019 г. административный истец повторно обратился с заявлением о переводе земельного участка в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», в чем распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 февраля 2020 г. №82р-П ему было отказано по прежним основаниям.
28 декабря 2019 г. административный истец обратился в Министерство с заявлением о продлении срока действия распоряжения от 27 марта 2018 г.
Оспариваемым решением административному истцу отказано в продлении срока действия вышеуказанного распоряжения со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрено продление срока решений об утверждении схемы расположения земельного участка.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для продления срока решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду по заявлению административного истца осуществлялась в соответствии с положениями пп.19 п.2 ст.39.6, ст.ст.39.14, 39.15 ЗК РФ.
Согласно п.п.9-11, 14-16 ст.39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера); площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка; фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка; категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок; сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости; право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
В случае, предусмотренном п.10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления: с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки; с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка; с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.17 настоящего Кодекса.
В силу п.15 ст.11.10 ЗК РФ срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Установленный земельным законодательством двухлетний период представляется достаточным сроком для выполнения действий, необходимых для образования испрашиваемого участка, в том числе по изменению категории земель.
Принимая во внимание установленные ст.ст. 24, 25, 33 ГрК РФ особенности процедуры принятия, утверждения и согласования проектов муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, административный истец, действуя добросовестно и осмотрительно, должен был понимать, что решение вопроса о внесении изменений в документы территориального планирования, относящегося к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, предполагает соблюдение ряда процедур, по итогам которых может быть принято как положительное, так и отрицательное решение.
В этой связи сама по себе длительность процедуры внесения в документы территориального планирования изменений не влечет испрашиваемое продление срока.
Доказательств судебного обжалования бездействия органа местного самоуправления по невнесению изменений в документы территориального планирования и признания данного бездействия незаконным административным истцом не представлено.
По изложенным мотивам удовлетворение административного иска нарушит баланс частных и публичных интересов, поскольку на длительный срок исключит спорный земельный участок из гражданского оборота без достаточных к тому оснований, что приведет к нарушению прав неограниченного круга лиц.
Само по себе оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия прав административного истца не нарушает, поскольку вопрос о продлении срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не подлежит разрешению органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в рамках самостоятельной административной процедуры в силу отсутствия правового регулирования таковой земельным законодательством.
При этом судебная коллегия учитывает, что истечение срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не лишает административного истца права вновь обратиться к уполномоченному органу с заявлением о предоставлении данного земельного участка и в случае отказа оспорить его в судебном порядке, представив доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих осуществлению мероприятий, связанных с получением земельного участка в течение срока предыдущего решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Наличие объективных обстоятельств, препятствующих осуществлению мероприятий, связанных с получением земельного участка в течение срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подлежит выяснению как юридически значимое при разрешении споров о законности отказа в предоставлении земельных участков.
По изложенным мотивам обжалуемое решение является законным, а основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310,311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 09 июня 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи