Дело № 12-123/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 июля 2018 года г. Николаевск-на-Амуре
Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Федоренко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора на постановление должностного лица Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Сипина А.А. от 05.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Многовершинное», юридический адрес: Хабаровский край, Николаевский район, ул. Светлая,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора от 02.03.2018 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Многовершинное».
Постановлением должностного лица Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Сипина А.А. № от 05.06.2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Многовершинное» прекращено в связи с малозначительностью, АО «Многовершинное» объявлено устное замечание.
Не согласившись с постановлением по делу, Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с протестом, в которомм просит постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование протеста указал, что в постановлении юридическая конструкция правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.5 КоАП РФ, образует формальный состав. Вывод должностного лица о том, что нарушение срока сдачи статистической отчетности на 5 дней не повлекло вреда охраняемым общественным отношениям не основан на материалах дела. Именно представленная в прокуратуру информация Министерства природных ресурсов Хабаровского края о нарушениях недропользователями условий лицензирования, выразившихся в несоблюдении сроков предоставления статистической отчётности свидетельствует о том, что правонарушение посягает на отношения в области деятельности специальных органов, призванных осуществлять надзор в области недропользования за деятельностью юридических лиц при пользовании недрами. Вместе с тем, как верно указано в постановлении, юридическая конструкция правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.5 КоАП РФ, образует формальный состав. Правонарушение выражено в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публичноправовых обязанностей в сфере природоохранного законодательства. Пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего ПП ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Однако, должностным лицом при вынесении постановления исключительность рассматриваемого случая не мотивирована, оценка доказательств с учетом положений пункта 18 ПП ВАС РФ дана не верно. Неверное применение норм материального права и оценка доказательств должностным лицом явилось основанием вынесения незаконного постановления, что не способствует реализации принципа равенства перед законом, предусмотренном статьёй 1.4 КоАП РФ.
В судебном заседании старший помощник Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Гулевич Д.С. протест поддержал по основаниям, изложенным в нем.
В судебное заседание законный представитель АО «Многовершинное» и защитник Шаповалова Ю.А. не явились о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. От защитника Шаповаловой Ю.А. поступили письменные возражения на протест, из которых следует, что АО «Многовершинное» несогласно с вынесенным протестом, считает его неподлежащим удовлетворению. В постановлении Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры указано, что в результате проверки установлено, что отчеты по формам № 2-ЛС, № 70-тп и № 71-тп предоставлены в соответствующие органы 30.01.2018. Однако, АО «Многовершинное» в прокуратуру предоставляло копии отчетности по форме № 2-ЛС, 5-ГР за 2017 год с входящим штемпелем Департамента по недропользованию по ДФО от 19.01.2018, что свидетельствует о не нарушении сроков предоставления указанной отчетности. Статистическую отчетность по форме № 70-тп, № 71-тп сопроводительным письмом от 19.01.2018 АО «Многовершинное» предоставило в МПР Хабаровского края 26.01.2018, чем нарушило срок сдачи на 5 дней. Вместе с тем, представитель АО «Многовершинное» в объяснениях указывает на невозможность ранней сдачи статистической отчетности из-за введённого на территории Николаевского района ЧС и отсутствием электронной связи. Кроме того, считает, что совершенное правонарушение может быть признано малозначительным.
В судебном заседании защитник АО «Многовершинное» Алексеев А.С. с доводами протеста не согласился по основаниям, изложенным в письменном возражении на протест.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Сипин А.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть протест в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, иизучив материалы дела об административном правонарушении, протест на постановление, прихожу к следующему.
В силу статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
На основании пункта 5 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2007 № 43 утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых», которая представляется по итогам года не позднее 20 января территориальному органу Роснедра в субъектах РФ и территориальному органу управления Ростехнадзора в субъектах РФ.
Пунктом 2 Постановлением Госкомстата России от 18.06.1999 N 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием» установлено, что статистическая отчетность по форме N 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», форме N 71-тп «Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства» подлежит представлению юридическими лицами, их обособленными подразделениями - пользователями недр, ведущими добычу твердых полезных ископаемых (по объектам недропользования), органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России; территориальному геологическому фонду до 25 января.
Согласно материалам дела, постановлением Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора от 02.03.2018 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Многовершинное». Постановлением должностного лица Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Сипина А.А. № от 05.06.2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Многовершинное» прекращено в связи с малозначительностью, АО «Многовершинное» объявлено устное замечание.
Основанием для этого послужило несвоевременное предоставление АО «Многовершинное», имеющим лицензию на право пользования недрами, отчетов за 2017 год по форме 70-тп, 71-тп.
Однако годовые формы федерального статистического наблюдения № 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», № 71-тп «Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства» являются статистической формой отчетности, сведения из данных форм нельзя назвать экологической информацией в смысле, придаваемом такой информации статьёй 8.5 КоАП РФ.
При этом в утвержденных Росстатом, Госкомстатом России указанных формах статистической отчетности прямо сказано, что ответственность за нарушение порядка предоставления статистической информации наступает по статье 13.19 КоАП РФ.
Учитывая изложенное в действиях АО «Многовершинное» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ.
Действия АО «Многовершинное» следовало квалифицировать по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Таким образом, поскольку статья 8.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а статья 13.19 КоАП РФ - в области связи и информации, прихожу к выводу о недопустимости переквалификации действий АО «Многовершинное» на часть 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление должностного лица Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Сипина А.А. от 05.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Многовершинное», подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Сипина А.А. от 05.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Многовершинное» отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Н.В. Федоренко