Дело № 2-285/2018 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н.А.
при секретаре Михеевой К.Ю.,
с участием представителя истца администрации Осташковского городского округа по доверенности Панкратовой А.А.,
ответчика Воробьевой С.В. и её представителя Соколова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове
12 июля 2018 года
гражданское дело по иску администрации Осташковского городского округа к Воробьевой Е. М., Воробьевой С. В., Воробьеву Д. В. о возложении обязанности заключить договор мены жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Осташковского городского округа обратилась в суд с исковым заявлением к Воробьевым Е.М., С.В., Д.В., в котором просит суд возложить на ответчиков обязанность заключить с Администрацией договор мены принадлежащего им в равных долях жилого помещения - квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на находящееся в муниципальной собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Требования мотивирует тем, что ответчики являются собственниками квартиры по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Распоряжением Администрации МО "Городское поселение - г.Осташков" №116 от 28 декабря 2009 г. жилой <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
В рамках реализации областной адресной программы на 2013-2018 г.г. "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 г.г.", утвержденной постановлением Правительства Тверской области №272-пп от 25 июня 2013 г., а также муниципальных программ "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО "Городское поселение-г.Осташков" на 2013-2017 г.г.", утвержденной постановлением Администрации МО "Городское поселение - г.Осташков" №346 от 28 мая 2013 г., "Адресная программа Осташковского городского округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018 год", утвержденной постановлением Администрации Осташковского городского округа № от 09 апреля 2018 г., было предусмотрено расселение граждан из аварийного <адрес>. В рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда для переселения ответчиков из аварийного жилищного фонда было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на третьем этаже, площадью <данные изъяты> кв.м. Приобретенное жилое помещение соответствует санитарным и техническим требованиям, равнозначно по площади занимаемому ответчиком жилому помещению в аварийном доме.
В ходе реализации Адресной программы ответчик не возражал относительно предоставления ему взамен принадлежащего ему жилого помещения в аварийном доме другого жилого помещения, на протяжении всего срока действия программы требования о выплате им выкупной цены за занимаемое жилое помещение не заявлял.
Администрацией обязанность по приобретению и предоставлению ответчику жилого помещения взамен изымаемого в аварийном жилом доме была выполнена. Ответчик от заключения договоры мены отказывается, указывая на недостаточность предоставляемой площади. Вместе с тем, в ходе реализации программы, ответчик в администрацию с заявлениями об увеличении площади предоставляемого жилого помещения и готовности оплатить разницу в площадях не обращался. В связи с чем Администрацией предоставляется равнозначное по площади жилое помещение.
Указывает, что такие действия ответчика препятствуют реализации Администрацией Осташковского городского округа программы по переселению граждан и сносу аварийного жилья в связи с чем, администрация обратилась с настоящими требованиями.
В судебном заседании представитель истца Администрации Осташковского городского округа, действующая на основании доверенности Панкратова А.А., требование поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Воробьева Е.М., Воробьев Д.В. в суд не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие и об отказе в удовлетворении иска.
Их представитель по доверенности ответчик Воробьева С.В. и ее представитель Соколов А.Б. в судебном заседании возражали против удовлетворения требования, пояснив, что Воробьевы не давали согласия на предоставления жилого помещения по адресу: <адрес>, желают реализовать свое право на получение выкупной цены изымаемого жилого помещения, о чем заранее извещали орган местного самоуправления.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Как разъяснено в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ответчики на основании договора на передачу квартиры в собственность от 01 декабря 2004 года являются в равных долях по 1/3 доли каждый собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м. (л.д.11-13).
На основании заключения межведомственной комиссии от 08 октября 2009 года распоряжением Администрации МО "Городское поселение - г.Осташков" №116 от 28 декабря 2009 г. жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для постоянного проживания (л.д.10).
В целях участия в реализации Федерального закона №185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", получения финансовой поддержки на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов в МО "Городское поселение - г.Осташков" на 2013-2015 годы, постановлением Администрации МО "Городское поселение - г.Осташков" утверждена Адресная программа МО "Городское поселение - г.Осташков" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО "Городское поселение - г.Осташков" на 2013-2015 годы (л.д.31-49).
Законом Тверской области №27-ЗО от 17.04.2017 создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ, муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории МО «Осташковский район»: городское поселение – город Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Свапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение, Сорожское сельское поселение, Хитинское сельское поселение, объединены во вновь образованное муниципальное образование, наделенное статусом городского округа с наименованием Осташковский городской округ. В силу п.2 ст.1 Устава Осташковского городского округа органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Осташковский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Осташковского района, городского поселения – г.Осташков, Ботовского сельского поселения, Ждановского сельского поселения, Залучьенского сельского поселения, Замошского сельского поселения, Мошенского сельского поселения, Свапущенского сельского поселения, Святосельского сельского поселения, Сиговского сельского поселения, Сорожского сельского поселения, Хитинского сельского поселения.
Постановлением Осташковского городского округа №502 от 09 апреля 2018 г. утверждена Адресная программа Осташковского городского округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018 год (л.д.18-30).
Жилой дом по адресу: <адрес> включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Для переселения ответчиков из аварийного дома в рамках реализации указанной адресной программы, в которую был включен в том числе и жилой <адрес> в <адрес>, Администрацией было приобретено жилое помещение площадью 49,5 кв.м., расположенное на третьем этаже по адресу: <адрес> (л.д.14-15).
Ответчикам Администрацией была предложена мена <адрес> аварийном доме на <адрес>, находящуюся в муниципальной собственности, в новом многоквартирном <адрес> по <адрес> в <адрес>, однако ответчики отказались от переселения в предложенное жилое помещение.
Как следует из текста Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.
Аналогичные требования по расселению граждан из аварийного жилищного фонда установлены в пункте 9 Адресной программы Осташковского городского округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018 год, утвержденной Постановлением Осташковского городского округа №502 от 09 апреля 2018 г.
При этом, по смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения как путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, так и путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
Судом установлено, что решение органа местного самоуправления об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным жилым домом №, расположенным по <адрес>, с изъятием путем выкупа жилых помещений, в том числе и <адрес> принадлежащей на праве собственности Воробьевым не принималось, выкупная цена изымаемого жилого помещения не определялась.
Таким образом, процедура, предшествующая изъятию жилого помещения, Администрацией Осташковского городского округа не соблюдена.
Согласие Воробьевых Е.М., С.В., Д.В. на переселение в жилое помещение по адресу: <адрес>, суду не представлено.
До настоящего времени договор мены между сторонами не заключен.
Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердили представитель истца Администрации Осташковского городского округа и ответчик Воробьева С.В.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Разрешая спор, суд приходит к выводу об отказе Администрации Осташковского городского округа в удовлетворении исковых требований, так как между сторонами соглашение о предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения не достигнуто, сведений о том, что ответчикам предлагалось выкупить принадлежащую ей на праве собственности квартиру в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, в материалах дела не имеется, в связи с чем, последние были лишены права на получение стоимости изымаемого имущества.
Доводы представителя истца о том, что обеспечение прав собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, включенных в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья осуществляется путем предоставления другого помещения в порядке ч.8 ст.32 ЖК РФ, нельзя признать обоснованными, поскольку указанная норма предусматривает возможность предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого только по соглашению с собственником, которое, как установлено в судебном заседании, достигнуто не было.
С учетом реализации предоставленного ответчикам права на выбор способа обеспечения его жилищных прав путем отказа от заключения договора мены, того обстоятельства, что законные основания для побуждения заключить договор мены, действующим законодательством не предусмотрены, исковые требования Администрации о возложении на ответчиков обязанности заключить договор мены жилых помещений удовлетворению не подлежат.
Отсутствие подписанного со стороны ответчиков договора мены не препятствует администрации в реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Администрации Осташковского городского округа к Воробьевой Е. М., Воробьевой С. В., Воробьеву Д. В. о возложении обязанности заключить с Администрацией договор мены принадлежащего им жилого помещения - квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> на находящееся в муниципальной собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 17 июля 2018 года.
Судья Кокарева Н.А.