Дело № 2-2954/2018
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2018 года г.Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе судьи Маловой Н.Л.,
прокурора ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора {Адрес} Кировской области к Министерству лесного хозяйства Кировской области, ООО "Лесохозяйственная управляющая компания", администрации Гирсовского сельского поселения {Адрес} Кировской области, администрации Загарского сельского поселения {Адрес} Кировской области, МКУ «Дирекция лесного хозяйства» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
У С Т А Н О В И Л:
{Адрес} Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что на правой (северной) обочине автомобильного проезда, идущего вдоль северной стороны территории бывшего Гирсовского ПК ДСМ, в 200 м и 400 м от поворота с основной автодороги в {Адрес}, в кадастровом квартале {Номер} имеются 2 несанкционированные свалки твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), мусора от приборки придомовой территории, отходов строительных материалов, сучьев и веток от обрезки деревьев из-под линии электропередачи общим объёмом не менее 190 куб.м. на участке общей площадью захламления не менее 750 кв.м. Первый участок захламления отходами начинается в 170 м от асфальтовой дороги в {Адрес} на правой стороне проезда, имеет сегментообразную форму длиной 50 м и шириной до 10 м. На захламлённом участке на почвенном покрове на открытом месте и в лесу кучами и вразброс размещено не менее 48 куб.м ТКО (использованная пластиковая, бумажная, стеклянная, металлическая тара, полиэтиленовые пакеты, не пригодные к использованию предметы домашнего быта, старая одежда, обувь, мебель и т.п.) и мусора от приборки придомовой территории, не менее 2-х куб.м отходов строительных материалов (куски старого утеплителя и рубероида), а также не пригодные к использованию 3 автопокрышки от легкового автомобиля, старые поролоновые подушки от сидений и др. Координаты расположения места несанкционированного размещения отходов: восточная оконечность - (Данные деперсонифицированы) Второй участок расположен на правой (северной) обочине автомобильного проезда, идущего вдоль северной стороны территории бывшего Гирсовского ПК ДСМ, в 400 м от поворота с основной автодороги в {Адрес}, на пересечении этого проезда с линией электропередачи, имеется несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов, мусора от приборки придомовой территории, отходов строительных материалов, сучьев и веток от обрезки деревьев из-под линии электропередачи общим объёмом не менее 140 куб.м на участке общей площадью захламления не менее 450 кв.м (акт осмотра {Номер} от {Дата} и план-схему). Участок захламления отходами тянется на расстоянии 66 м от опоры линии электропередачи в сторону асфальтовой дороги полосой шириной сначала 8 м (длиной 40 м), а потом при заходе в лес - шириной 5 м длиной 26 м. На захламлённом участке на почвенном покрове на открытом месте и в лесу кучей и вразброс размещено не менее 117 куб.м ТКО (использованная пластиковая, бумажная, стеклянная, металлическая тара, полиэтиленовые пакеты, не пригодные к использованию предметы домашнего быта, старая одежда, обувь, мебель и т.п.) и мусора от приборки придомовой территории, не менее 3 куб.м отходов строительных материалов (обрезки минерального утеплителя и поролона, рубероида), не менее 20 куб.м сучьев и веток от обрезки деревьев из-под линии электропередачи). Координаты расположения места несанкционированного размещения отходов: (Данные деперсонифицированы). Кроме того, в лесном массиве юго-западнее автотрассы Киров - Нижний Новгород, между асфальтовой автодорогой, идущей в пгт. Мурыгино, и грунтовой автодорогой, идущей в садоводческое некоммерческое товарищество «Сосновый Бор» почти параллельно автотрассе Киров - Н.Новгород (на расстоянии 100 - 300 м юго-западнее от неё) проходит лесная дорога, на северо-восточной обочине которой выявлено 7 мест несанкционированного размещения на почвенном покрове твёрдых коммунальных отходов общим объёмом не менее 28 куб.м на общей площади захламления не менее 800 кв.м. Установлено, что земельный участок, на котором расположены несанкционированные свалки ТКО, входит в состав лесного участка с кадастровым номером {Номер}. Указанный земельный участок находится в федеральной собственности. В соответствии с возложенными на департамент (Министерство) лесного хозяйства Кировской области полномочиями {Дата} между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодателем) и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания «Кировлес» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, {Номер}, по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 105549,27 га. Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи, подписанному представителями сторон договора (приложение {Номер} к договору). Просит возложить на Министерство лесного хозяйства Кировской области и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания» обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные в лесных массивах: на правой (северной) обочине автомобильного проезда, идущего вдоль северной стороны территории бывшего Гирсовского ПК ДСМ, в 400 м от поворота с основной автодороги в {Адрес} (координаты расположения места несанкционированного размещения отходов: восточная оконечность -(Данные деперсонифицированы) в {Адрес} расположения места несанкционированного размещения отходов: восточная оконечность -{Адрес}л.д.3-4, 91).
Требования иска уточнялись, просят обязать МКУ «Дирекция зеленого хозяйства города Кирова» ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные в лесных массивах: {Адрес} (л.д.104-107, 121-124).
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Гирсовского сельского поселения {Адрес} Кировской области, администрация Загарского сельского поселения {Адрес} Кировской области (л.д. 50-51).
В судебном заседании прокурор на иске настаивает.
В судебное заседание не явились ответчики и третьи лица, извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Ответчиками представлены отзывы с возражениями по иску ( л.д.38-39,59,60-64,80-84,90-91,98).
Суд, заслушав мнение прокурора, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о дате судебного заседания.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой {Адрес} Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что на правой (северной) обочине автомобильного проезда, идущего вдоль северной стороны территории бывшего Гирсовского ПК ДСМ, в 200 м и 400 м от поворота с основной автодороги в {Адрес}, в кадастровом квартале {Номер} имеются 2 несанкционированные свалки твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), мусора от приборки придомовой территории, отходов строительных материалов, сучьев и веток от обрезки деревьев из-под линии электропередачи общим объёмом не менее 190 куб.м. на участке общей площадью захламления не менее 750 кв.м.
Первый участок захламления отходами начинается в 170 м от асфальтовой дороги в {Адрес} на правой стороне проезда, имеет сегментообразную форму длиной 50 м и шириной до 10 м. На захламлённом участке на почвенном покрове на открытом месте и в лесу кучами и вразброс размещено не менее 48 куб.м ТКО (использованная пластиковая, бумажная, стеклянная, металлическая тара, полиэтиленовые пакеты, не пригодные к использованию предметы домашнего быта, старая одежда, обувь, мебель и т.п.) и мусора от приборки придомовой территории, не менее 2-х куб.м отходов строительных материалов (куски старого утеплителя и рубероида), а также не пригодные к использованию 3 автопокрышки от легкового автомобиля, старые поролоновые подушки от сидений и др.
Координаты расположения места несанкционированного размещения отходов: (Данные деперсонифицированы)
Второй участок расположен на правой (северной) обочине автомобильного проезда, идущего вдоль северной стороны территории бывшего Гирсовского ПК ДСМ, в 400 м от поворота с основной автодороги в {Адрес}, на пересечении этого проезда с линией электропередачи, имеется несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), мусора от приборки придомовой территории, отходов строительных материалов, сучьев и веток от обрезки деревьев из-под линии электропередачи общим объёмом не менее 140 куб.м. на участке общей площадью захламления не менее 450 кв.м. (акт осмотра {Номер} от {Дата} и план-схему).
Участок захламления отходами тянется на расстоянии 66 м от опоры линии электропередачи в сторону асфальтовой дороги полосой шириной сначала 8 м (длиной 40 м), а потом при заходе в лес - шириной 5 м длиной 26 м. На захламлённом участке на почвенном покрове на открытом месте и в лесу кучей и вразброс размещено не менее 117 куб.м ТКО (использованная пластиковая, бумажная, стеклянная, металлическая тара, полиэтиленовые пакеты, не пригодные к использованию предметы домашнего быта, старая одежда, обувь, мебель и т.п.) и мусора от приборки придомовой территории, не менее 3 куб.м отходов строительных материалов (обрезки минерального утеплителя и поролона, рубероида), не менее 20 куб.м сучьев и веток от обрезки деревьев из-под линии электропередачи).
Координаты расположения места несанкционированного размещения отходов: восточная оконечность - (Данные деперсонифицированы)
В лесном массиве юго-западнее автотрассы Киров - Нижний Новгород, между асфальтовой автодорогой, идущей в пгт. Мурыгино, и грунтовой автодорогой, идущей в садоводческое некоммерческое товарищество «Сосновый Бор» почти параллельно автотрассе Киров - Н.Новгород (на расстоянии 100 - 300 м юго-западнее от неё) проходит лесная дорога, на северо-восточной обочине которой выявлено 7 мест несанкционированного размещения на почвенном покрове твёрдых коммунальных отходов общим объёмом не менее 28 куб.м. на общей площади захламления не менее 800 кв.м.Установлено, что земельный участок, на котором расположены несанкционированные свалки ТКО, входит в состав лесного участка с кадастровым номером {Адрес}. Указанный земельный участок находится в федеральной собственности.
В соответствии с возложенными на Департамент (Министерство) лесного хозяйства Кировской области полномочиями {Дата} между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодателем) и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания «Кировлес» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, {Номер} (далее - договор аренды, договор, т.1 л.д.10-16), по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 105549,27 га.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области {Дата}, регистрационный {Номер}{Номер}.
Срок действия договора установлен 49 лет с даты его государственной регистрации (пункт 22 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи, подписанному представителями сторон договора (приложение {Номер} к договору).
В силу п. 11 пп.з) арендатор обязан за свой счет, если не установлено нормативными актами РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка леса от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В определении от {Дата} {Номер} Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, учитывая существование различных форм возможного негативного воздействия на окружающую среду в области обращения с отходами, необходимо учитывать и соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов регулируется лесным законодательством.
В соответствии со статьей 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 названного Кодекса, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата} {Номер}, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В силу пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата} {Номер}, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
До апреля 2012 года органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере лесных отношений являлся Департамент лесного хозяйства Кировской области, с апреля 2012 года - Министерство лесного хозяйства Кировской области.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ Департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в Министерство лесного хозяйства Кировской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц {Дата} внесена соответствующая запись.
В соответствии п. 3.1 постановления Правительства Кировской области от {Дата} N 145/167 признаны утратившим силу постановление Правительства Кировской области от {Дата} N 154/465 "Об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства Кировской области".
Сотрудниками Паркового филиала КОГКУ «Кировлесцентр» были проведены осмотры вышеуказанных мест несанкционированного размещения отходов. Было установлено, что несанкционированные свалки отходов на правой (северной) обочине автомобильного проезда, идущего вдоль северной стороны территории бывшего Гирсовского ПК ДСМ, в 400 км от поворота с основной автодороги в {Адрес} (координаты расположения места несанкционированного размещения отходов: {Адрес}
Указанный лесной участок в квартале {Номер} выделы 51,49,47 Медянского участкового лесничества предоставлен в аренду ООО «УК Лесхоз» на основании договора аренды лесного участка {Номер} от {Дата}.
Подпунктом «з» пункта 11 договора аренды лесного участка {Номер} от {Дата} закреплена обязанность арендатора по осуществлению за свой счет мероприятий, направленных на очистку предоставленного лесного участка от захламления. Помимо норм лесного законодательства ч.1 ст.51, ч.2 ст.55 Лесного кодекса РФ, обязанность по содержанию арендованного имущества установлена статьей 616 Гражданского Кодекса РФ, а так же статьей 13 Земельного кодекса РФ.
По сообщению Вятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от {Дата} земельные участки, расположенные {Адрес} относятся к землям лесопарка «Порошинский», квартал 2,выдел 26. Земельные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование для ведения лесопаркого хозяйства Кировскому лесопаркхозяйству, правопреемником которого является МКУ «Дирекция лесного хозяйства города Кирова» (л.д. 125,126-135).
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Применение норм статьи 616 Гражданского кодекса РФ, а так же статьи 13 Земельного кодекса РФ, предусматривающих обязанность арендатора по содержанию арендованного имущества, не противоречит требованиям лесного законодательства, так как ч.3 ст. 53.1, ч.5 ст. 60.1, ч.3.5 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность арендатора выполнять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Данные мероприятия являются действиями по содержанию арендованного имущества.
Обязанность арендатора по ликвидации свалки определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которого является наличие вины, а выполнение им установленным законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами лесного законодательства.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчиков ООО «Лесохозяйственная управляющая компания», МКУ «Дирекция лесного хозяйства» государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 300 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199, 235, 237, 244 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Возложить на ООО «Лесохозяйственная управляющая компания» обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные в лесных массивах: на северо-восточной обочине лесной дороги в лесном массиве, почти параллельно автотрассе Киров - Н.Новгород (на расстоянии 100 - 300 м юго-западнее от неё), юго-западнее автотрассы Киров - Нижний Новгород, между асфальтовой автодорогой, идущей в пгт. Мурыгино, и грунтовой автодорогой, идущей в садоводческое некоммерческое товарищество «Сосновый Бор».
Возложить на МКУ «Дирекция лесного хозяйства» обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные {Адрес}
Взыскать с ООО «Лесохозяйственная управляющая компания», МКУ «Дирекция лесного хозяйства» в бюджет МО «Город Киров», с каждого, государственную пошлину 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Л. Малова
Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}
Судья Н.Л. Малова