Решение по делу № 2-1880/2014 от 25.09.2014

Мотивированное решение                      Дело № 2-1880/2014

составлено <дата>                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Кола    

    Кольский районный суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Ковтуновича М.Л.,

при секретаре Чернышевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Ю.И. к Открытому акционерному обществу «М.» о возложении обязанности по проведению перерасчета начислений за коммунальную услугу по отоплению, обязанности производить расчет размера платы за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и возмещении морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Г.Ю.И. обратилась в суд с иском к ОАО «М.» указав, что она является собственником <адрес>. В нарушении требований федерального законодательства ОАО «М.», являясь поставщиком коммунальной услуги по отоплению, использует порядок расчетов по отоплению, противоречащий порядку, установленному Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, что приводит к переплате истцом денежных средств по отоплению. Согласно данным Правилам, размер платы за отопление определяется расчетным путем в порядке, установленном Правилами, исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых органами власти субъектов РФ в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306. Пунктом 42(1) данных Правил установлено, что В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При этом пункт 59 Правил содержит исчерпывающий перечень случаев, когда плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета (в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, либо истечения сроков его эксплуатации и тому подобные).

    В <адрес> узел учета тепловой энергии установлен и допущен к эксплуатации <дата>. Вместе с тем, согласно счетам-квитанциям, направленным Г.Ю.И. в период с сентября по <дата>, ответчик производит расчет стоимости услуги по отоплению исходя из установленных месячных норм потребления тепловой энергии, а не из фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. По мнению истицы, такой порядок расчета размера платы за поставленную тепловую энергию приводит к завышению расчетов по отоплению и противоречит положениям ч.1 ст. 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальную услугу по поставке тепловой энергии должен рассчитываться исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета. Считает, что с <дата> те дома, где установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, обязаны осуществлять начисление платы по отоплению по фактическим показаниям прибора, то есть только в отопительный период. Начисление платежей за иные месяцы, в которые поставка тепла не осуществлялась, считает незаконным.

Действия ОАО «М.» по применению при расчетах платы за поставленную тепловую энергию Постановления Правительства Мурманской области от 01.07.2013 №358-ПП «О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению» считает незаконным, поскольку данное постановление противоречит нормам федерального законодательства. Незаконность постановления подтверждена письмом Прокуратуры Мурманской области от 29.08.2013 года за №7-547-2013.

В связи с указанным истица просит суд обязать ответчика: производить расчет оплаты коммунальной услуги по отоплению жилого помещения <адрес> исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в доме; произвести перерасчет необоснованно начисленных к уплате денежных средств по оплате коммунальной услуги по отоплению, рассчитав сумму задолженности по жилому помещению - <адрес> за период с <дата> (включительно) по дату вступления в законную силу судебного решения по настоящему исковому заявлению, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован дом.

Также указывает, что действия ответчика по выставлению завышенных расчетов по отоплению, повлекли для нее нравственные страданиям, вызванные переживаниями связанными с ограничением ее финансовой свободы. В связи с этим, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», статей 151 и 1101 ГК РФ, в счет компенсации морального вреда истец просит взыскать <данные изъяты>.

Для разрешения данного спора она была вынуждена обратиться за квалифицированной юридической помощью, за что уплатила представителю <данные изъяты> и <данные изъяты> нотариусу за составление доверенности. Перечисленные расходы Г.Ю.И. просит взыскать с ответчика.

В ходе разбирательства по делу представитель истца Х.К.С. исковые требования уточнил, просил обязать ОАО «М.»:

- производить расчет оплаты коммунальной услуги по отоплению жилого помещения <адрес> исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован дом, по формуле 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354 (в редакции от 26.03.2014 года);

- произвести перерасчет необоснованно начисленных к уплате денежных средств по оплате коммунальной услуги по отоплению, рассчитав сумму задолженности по жилому помещению- <адрес> за период с <дата> (включительно) по дату вступления в законную силу судебного решения по настоящему исковому заявлению, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован дом по формуле 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354 (в редакции от 26.03.2014 года).

    Истец Г.Ю.И. в судебное заседание не явилась, ведение дела в суде доверила своему представителю по доверенности Х.К.С.

    В судебном заседании представитель истца Х.К.С. требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что истец имеет право на получение от исполнителя услуги по отоплению, при этом начисление платы за потребленное тепло должно производиться исходя из объема фактически потребленного тепла, установленного по приборам учета. При определении размера платы за тепло, потребленное в истекшем месяце, ответчиком должна применяться формула №3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354 (в редакции от 26.03.2014 года), а не формула установленная пунктом 1 Порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 1 июля 2013 года № 358-ПП. Именно неправомерное применение ответчиком данной формулы при определение размера месячной платы за поставленное отопление и привело к завышению размера платежей за потребленную услугу.

Представитель ОАО «М.» М.О.И. в судебном заседании просила в иске отказать. В обоснование возражений указала на то, что многоквартирный дом истицы оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии с <дата>. С <дата> коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам жилых помещений <адрес> оказывает ОАО «М.». Порядок определения истцу размера платы за коммунальную услугу по отоплению ответчиком, как поставщиком коммунальной услуги, осуществляется в порядке, установленном ч.1 ст. 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, а также постановлением Правительства Мурманской области от 1.07.2013 года №358 «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению». Довод истца о том, что применением ответчиком при расчетах размера платы за отопление Постановления Правительства Мурманской области №358 от 01.07.2013 года незаконно в силу его противоречия нормам федерального законодательства, считает необоснованным, поскольку данное постановление издано на основании постановления Правительства РФ №857 от 27.08.2012 года «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Постановление Правительства Мурманской области №358 является действующим, в установленном законом порядке не оспорено и не отменено.

    Довод истца о том, что применение ответчиком порядка расчета платы за отопление, установленного Постановлением Правительства Мурманской области №358, привело к завышению оплаты за отопление за <дата> считает необоснованным в силу того, что размере платы за отопление 1 раз в год корректируется исполнителем коммунальных услуг по установленной формуле, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепла за год. Корректировка по платежам за отопление за период с <дата> истцу проведена в <дата> и составила 1126,30 рублей. Расчет корректировки за спорный период, представленный истцом, считает неправильным, поскольку суммы корректировки представитель истца определял формуле №3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. №354), а ОАО «М.» корректировку производило по формуле установленной постановлением Правительства Мурманской области №385-ПП от 01.7.2013 года.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статей 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом по обстоятельствам дела установлено, что Г.Ю.И. является собственником <адрес>. Данный дом находится в управлении ООО «К.». С <дата> в доме установлен и допущен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии.

С <дата> для собственников и пользователей помещений данного многоквартирного дома исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению является ОАО «М.». В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 1 июля 2013 года №358-ПП ОАО «М.» с <дата> перешло от оплаты в отопительный период по фактическому объему потребления тепловой энергии к равномерной оплате за отопление в течение года исходя из среднемесячного объема потребления энергии на отопление, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за предыдущий год. На основании п.2 данного постановления, в январе 2014 года ОАО «Мурманэнергосбыт» проведена корректировка размера платы за отопление по жилому помещению истца, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за период с сентября по декабрь 2013 года. По данным корректировки сумма переплаты по квартире истца составила 1126,30 копеек.

Установленные по делу обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей сторон и материалами дела: договором на бесплатную передачу квартиры в собственность (л.д.8-9), письмом ОАО «М.» (л.д. 11), актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (л.д.12,13), тарифами на тепловую энергию для потребителей ОАО «М.» (л.д. 16-20, 23-32), письмом ООО «КЖУ» (л.д.33), отчетами о теплопотреблении за <дата> (л.д.34-37), счет-квитанциями за отопление (л.д.38-40), письмом ОАО «М.» в МУП «КРВЦ» о проведении корректировки по отоплению (л.д. 61,62), расчетом платежей по жилому помещению истца по состоянию на сентябрь меся 2014 года (л.д.90-91).

Проанализировав законодательство, регулирующее порядок оплаты за отопление, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения каких-либо прав истицы, поскольку общая плата за отопление за 2013 год ответчиком не завышена, и убытки истице не причинены.

    Довод истицы о том, что Постановление Правительства Мурманской области от 01.07.2013 года №358-ПП «О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению» является незаконным и применению не подлежит, суд отклоняет, как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего порядок оплаты коммунальных услуг.

Так в соответствии с п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

При этом, пункт 1 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 года N857 предусматривает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей: органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в необорудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или жилом помещении (квартире) или в необорудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, до 15 сентября 2012 года принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (в случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, утвержденными настоящим постановлением (подпункт "а" пункта 1); органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (подпункт "б" пункта 1).

Согласно пункту 2 названного Постановления органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпунктах "а" или "б" пункта 1, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354.

    1 июля 2013 года Правительством Мурманской области принято постановление N 358-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению". Данным Постановлением утвержден с 1.09.2013 года порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным прибором учета тепловой энергии) согласно которого размер платы за отопление (руб.) в i-м жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

Р = S x V x T,

o.i i t T

где:

S - общая площадь i-го помещения (квартиры, нежилого помещения) в

i

многоквартирном доме (кв. м);

V - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за

i

предыдущий год (Гкал/кв. м);

T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с

T

законодательством Российской Федерации (руб./Гкал (пункт 1 Порядка).

Также пунктом 2 указанного Порядка установлено, что размер платы за отопление в i-м жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем коммунальных услуг по формуле:

S

i

Р = Р x -- - Р,

o2.i k.пр S fn.i

D

где:

Р - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из

k.пр

показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в

многоквартирном доме (руб.);

S - общая площадь i-го помещения (квартиры, нежилого помещения) в

i

многоквартирном доме (кв. м);

S - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме (кв. м);

D

Р - общий размер платы за отопление в i-м жилом помещении

fn.i

многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

Таким образом, Постановление №358-ПП от 1 июля 2013 года, как следует из его содержания, Правительством Мурманской области принято на основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857, в соответствии с предоставленными Правительству Мурманской области как органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями и содержит отсылочные нормы к федеральным нормативным актам, определяющим порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.

    При таких данных суд находит, что принятое в пределах своих полномочий Правительством Мурманской области Постановление №358-ПП от 1 июля 2013 года не противоречащим федеральному законодательству, в том числе, статье 157 Жилищного кодекса РФ и Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, регулирующими порядок оплаты коммунальных услуг.

    С учетом указанного, применение ответчиком при проведении расчетов по определению размера оплаты за потребленную истицей коммунальную услугу по отоплению, установленных Постановлением Правительства Мурманской области №358-ПП от 1 июля 2013 года формул, является обоснованным, не противоречащим федеральному законодательству и не нарушающим прав истицы.

    Довод истицы о том, что применение порядка расчета размера оплаты за отопление установленного Постановлением Правительства Мурманской области №358-ПП приводит к переплате ею денежных средств по отоплению, суд находит несостоятельным. Как следует из представленных ответчиком расчетов, в спорный период начисление платежей за отопление по квартире истицы производилось по формуле 2 к Правилам №354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 31 мая 2013 года №71 для многоквартирных домов в размере 0,2720 Гкал\кв.м. В дальнейшем, в январе 2014 года, ответчиком размер начисленной истице за период с сентября по декабрь 2013 года оплаты за отопление был перерасчитан (скорректирован), с учетом фактически потребленной тепловой энергии, определенной по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. По результатам данной корректировки, размер платы за фактически потребленное тепло был снижен на 1126,30 рублей. Таким образом, истице, начисление платежей по отоплению за период с сентября по декабрь 2013 года, произведено за фактически принятое ею количество тепла в соответствии с данными прибора учета тепла.

Суд отклоняет сравнительный расчет оплаты услуг по отоплению, представленный истцом, согласно которому размер разницы между выставленными к оплате по квитанциям ОАО «М.» суммам и произведенных ею расчетах стоимости потребленных услуг составляет <данные изъяты>, поскольку данный расчет произведен по формуле №3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 года № 354, а согласно Постановления Правительства Мурманской области №358-ПП, этот перерасчет (корректировка) должен производиться по формуле, утвержденной данным постановлением.

    С учетом изложенного и исходя из того, что в судебном заседании не установлено нарушений прав истицы при расчете оплаты за поставленную ей тепловую энергию, суд отказывает Г.Ю.И. в удовлетворении требований о возложении обязанности:

- производить расчет оплаты коммунальной услуги по отоплению жилого помещения <адрес> исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован дом, по формуле 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354 (в редакции от 26.03.2014 года);

- произвести перерасчет необоснованно начисленных к уплате денежных средств по оплате коммунальной услуги по отоплению, рассчитав сумму задолженности по жилому помещению- <адрес> за период с <дата> (включительно) по дату вступления в законную силу судебного решения по настоящему исковому заявлению, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован дом по формуле 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354 (в редакции от 26.03.2014 года).

    Суд также отказывает в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку истцом не доказан и судом не установлен факт нарушения ОАО «М.» прав истца.

    Поскольку решение суда состоялось не в пользу истца, в соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении иска в части возмещения расходов на оплату услуг представителя и расходов по оплате услуг нотариуса.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Г.Ю.И. в иске к Открытому акционерному обществу «М.» о возложении обязанности по проведению перерасчета начислений за коммунальную услугу по отоплению, обязанности производить расчет размера платы за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и возмещении морального вреда – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий – подпись

Копия верна.

Судья:                        М.Л. Ковтунович

Справка. Решение не вступило в законную силу.

Секретарь с/з             И.А. Чернышева

2-1880/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гурина Ю.И.
Ответчики
ОАО Мурманэнергосбыт
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Дело на странице суда
kola.mrm.sudrf.ru
25.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2014Передача материалов судье
30.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.10.2014Предварительное судебное заседание
06.11.2014Судебное заседание
19.11.2014Судебное заседание
25.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2015Дело оформлено
30.01.2015Дело передано в архив
19.11.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее