Дело № 2а- 3427/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2018 года Свердловский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрация <адрес> о признании решения незаконным,
установил:
К. обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрация <адрес> о признании решения незаконным, ссылаясь на то, что является собственником гаражного бокса <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о согласовании предоставлении в собственность земельного участка на котором расположен гаражный бокс, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № К-2980 ему было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий выявленных объектов археологического значения. К. просит указанное решение признать незаконным и обязать ответчика в течении десяти дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов
Административный истец К., его представитель, представители административного ответчика и заинтересованных лиц, будучи извещенными о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в зал суда не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, огласив и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 1 1 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ.
В судебном заседании установлено, что К. на основании справки ПГК «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о выплате паевого взноса ДД.ММ.ГГГГ, является собственником гаражного бокса <адрес> г, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ К. обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставлении в собственность земельного участка на котором расположен гаражный бокс, представив схему его расположения на кадастровом плане территории.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № К- 2680 К. отказано в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу расположения гаражного бокса в соответствии с п.п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территорий выявленных объектов археологического значения.
Однако доводы, изложенные в обжалуемом решении о расположении испрашиваемого земельного участка в границах территории выявленных объектов культурного наследия в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность, таковыми не являются.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно материалам дела административным ответчиком сведений о включении испрашиваемого земельного участка в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не представлено. Согласно ответу Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок, занимаемый гаражным боксом, расположен в границах выявленного объекта археологического наследия «<данные изъяты>», охранное обязательство на земельный участок не оформлено, археологические исследования на его территории не проводились.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Данное положение Закона свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка в собственность граждан либо юридических лиц, в пределах которого расположен объект археологического наследия.
Факт невозможности использования спорного земельного участка, как части земной поверхности без повреждений памятника археологического наследия, административным ответчиком не подтвержден. Более того, действующим законодательством предусмотрены особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия.
В силу положений ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, учитывая, что возможность обеспечения сохранности объекта культурного (археологического) наследия, расположенного непосредственно под частью земной поверхности спорного земельного участка закреплена законодателем и не исключает использования спорного земельного участка с определенными ограничениями, а также принимая во внимание, что в данном конкретном случае в собственность гражданина передается не непосредственно сам объект культурного (археологического) наследия, а земельный участок то есть часть земной поверхности, суд приходит к выводу о необоснованности оснований изложенный в обжалуемом решении об отказе в предоставлении земельного участка в собственность собственнику гаражного бокса по адресу <адрес> г бокс 37.
Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных К. требований о признании отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении обязанности на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрация <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем предварительного согласования предоставления указанного земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату от ДД.ММ.ГГГГг. № К-2980 незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрация <адрес> в течении десяти дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов К., предварительно согласовав предоставление ему земельного участка площадью 30 кв.м. расположенного в городе <адрес> с учетом границ, отраженных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.