копия
Дело № 2-818/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2015 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Торгашиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО8,
истца ФИО1,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Карпинску ФИО7, действующей на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Нечаевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Карпинск не менее нормы предоставления жилого помещения, к Министерству по управлению государственным имуществом <адрес> о возложении обязанности занести в Реестр государственного имущества <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО3, к Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Карпинску о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО1 в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в порядке, установленном ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Карпинский городской суд <адрес> с данным иском в интересах ФИО1, указав в заявлении, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, отца юридически нет. Распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 определен на воспитание в детский дом имени Ю.Гагарина. За ним была закреплена жилая площадь в городе Карпинск по <адрес>11. Площадь данного помещения составляет 58,5 кв.м., в нем имеют регистрацию 4 человека. Однако данное жилое помещение в соответствии с договором передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № находится в собственности семьи Тюриных (по 1/4 на каждого члена семьи). При этом, истец членом данной семьи не является, регистрацию в этом жилом помещении не имеет.
Помощник прокурора <адрес> ФИО8А. в судебном заседании заявленные в интересах ФИО1 исковые требования поддержала.
Истец ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что в 1996 году умерла его мать, и он был определен в детский дом, где проживал до 2002 года. Квартира, расположенная в городе Карпинске, <адрес>11, ранее принадлежала его отчиму – ФИО6, с которым его мать состояла в зарегистрированном браке. Он также был зарегистрирован в данной квартире по месту жительства матери. Ему известно, что в 1996 году ФИО6 обменял данную квартиру на другую, расположенную по адресу: <адрес>8. Он и его сестра зарегистрированы в этой квартире в настоящее время, но в ней никто не живет, поскольку она непригодна для проживания. В указанных квартирах, расположенных по адресам: <адрес>. 103-8 он никогда не проживал, поскольку до заключения под стражу жил и воспитывался в Карпинском детском доме. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился под стражей и отбывал наказание в местах лишения свободы. Какого-либо жилья он не имеет, вынужден проживать у знакомых.
Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, каких-либо доводов и ходатайств суду не представил.
Представитель ответчика – Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указано, что в настоящее время ФИО3 в не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста (в настоящий момент ему 31 год). Истцом не названо объективных и исключительных причин, препятствующих его обращению в компетентный орган в период его возраста с 18 до 23 лет. В удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.
Представитель ответчика – ТОИОГВ СО - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Карпинску ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ФИО3 не состоял на учете как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически отсутствует. Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец определен в <адрес> дом, а также п.2 за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>11. ДД.ММ.ГГГГ отчим истца переехал по обмену в жилое помещение по адресу: <адрес>8. ФИО3 зарегистрирован в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма на данную квартиру. Истец зарегистрирован в ней как член семьи нанимателя жилого помещения, общей площадью 41,5 кв.м. Решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение признано пригодным для проживания. Истцу было отказано в принятии на учет для предоставления жилого помещения, в связи с отсутствием оснований, так как общая площадь квартиры (<адрес>8), приходящаяся на 1 проживающего человека составляет 13,83 кв.м и превышает размер учетной нормы.
Представитель ответчика - Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву от ДД.ММ.ГГГГ, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что главным распорядителем средств областного бюджета, за счет которых осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>. В предоставлении жилья Министерство не участвует, к его компетенции относятся функции по учету жилых помещений для детей - сирот (ведение перечня жилых помещений и ведение Реестра государственного имущества свердловской области путем занесения соответствующих сведений, по управлению данными жилыми помещениям).
Суд, заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО8, истца, представителя ответчика, рассмотрев письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В статье 1 указанного Федерального закона предусмотрены следующие понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1, п. 8, п. 9 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статье 4 Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статья 8 указанного выше закона в изложенной редакции подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ. Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона – до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, в том числе и после достижения ими возраста 23 лет.
Судом установлено, что истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении, поскольку был воспитанником ГКОУ СО Карпинский детский дом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 находился в местах лишения свободы в связи с отбытием наказания. Таким образом, в указанный период он достиг возраста 23 лет, однако в связи с нахождением в местах лишения свободы не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числе детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Судом установлено, что ФИО3 выпустился из <адрес> детского дома ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 17 лет, и как выпускник администрацией данного учреждения на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах опеки и попечительства Администрации <адрес> не был поставлен. Таким образом, ФИО3 при выпуске из Карпинского детского дома не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, будучи несовершеннолетним, он не знал о необходимости такой постановки на учет и был лишен возможности в силу несовершеннолетнего возраста обратиться за постановкой на учет. На момент достижения возраста 23 лет ФИО3 отбывал наказание в местах лишения свободы.
При этом в силу части 4 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 4 Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статья 8 указанного выше закона в изложенной редакции подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы городского округа Карпинск от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека.
Материалами дела установлено, что распоряжением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истец определен в Карпинский детский дом в связи с тем, что мать умерла, отец юридически отсутствует.
Исходя из чего, истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Пунктом 2 указанного распоряжения за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>11.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ наниматель данного жилого помещения ФИО6 произвел его обмен на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>8, что подтверждается копией обменного ордера. Однако на момент производства указанного обмена ФИО3 проживал в Карпинском детском доме, в данную квартиру не вселялся, его мать – ФИО2 умерла, в родственных отношениях с ФИО9 истец ФИО3 не состоял. Доказательств того, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>8, была закреплена за ФИО1, ответчиками не представлено.
Судом также установлено, что истец ФИО3 в данную квартиру не вселялся, в ней не проживал, поскольку согласно справке <адрес> детский дом» он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в данном детском доме, согласно справке об освобождении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец содержался в местах лишения свободы. В настоящее время ФИО3 в данной квартире не проживает, проживать в ней не намерен, поскольку не считает себя членом семьи ФИО9
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец ФИО3 не является членом семьи нанимателя ФИО9, совместно с ним в квартире не проживал и не проживает.
Согласно уведомлению отдела <адрес> технической инвентаризации и регистрации недвижимости» № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО1 не зарегистрированы.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>8.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались и свидетельствуют об отсутствии у истца права собственности или права пользования на основании договора социального найма иным жилым помещением.
При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм права суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, истец жилым помещением в соответствии с действующим законодательством до настоящего времени не обеспечен.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно данному нормативному акту жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п. 3).
В силу п.9 указанного Порядка (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) на управления социальной политики возложена обязанность обеспечить подписание договоров детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения и возвратить подписанные договоры в Фонд жилищного строительства в течение 5 рабочих дней от даты их подписания.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора в интересах ФИО1 подлежащими удовлетворению, так как право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки и обусловлено их правовым статусом.
ФИО3 подлежит предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Карпинске, отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной постановлением Главы городского округа Карпинск от ДД.ММ.ГГГГ № (16 квадратных метров общей площади).
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес>, в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа Карпинск для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> занести в Реестр государственного имущества <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном (построенном) для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО3.
Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО1.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Карпинску обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО1 и в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства».
Мотивированное решением изготовлено 28 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с принесением жалобы через Карпинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Копия верна: