Решение по делу № 5-162/2019 от 15.04.2019

К делу № 5-162/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

«15» мая 2019 года                                                                                  г. Туапсе

Судья Туапсинского городского суда Краснодарского края Кошевой В.С., с участием директора ООО «Южная строительная компания» Фельдман И.Д. и представителя лица привлекаемого к административной ответственности - Кара Ш.Д., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении юридического лица ООО «Южная строительная компания», ИНН , юридический адрес: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Из ОМВД России по Туапсинскому району в адрес Туапсинского городского суда поступил материал дела об административном правонарушении в отношении ООО «Южная строительная компания» о привлечении к административной ответственности, за совершение правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 11.02.2019 года в 10 часов 40 минут в <адрес>, ООО «Южная строительная компания», на земельном участке с кадастровым номером , осуществляло строительные работы не соблюдая экологические и санитарно-эпидемиологические требования, а именно храня строительные отходы насыпью на открытой площадке без водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, а также не сдавая и не направляя копии паспортов на отходы 1-4 классов опасности в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, чем нарушило п. 7 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а так же СанПин 2.1.7.1322-03, п. 3.6, 3.7.

По данному факту инспектором ОИАЗ отдела МВД России по Туапсинскому району составлен протокол об административном правонарушении серии от 09.04.2019 года, согласно которого ООО «Южная строительная компания» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

Директор ООО «Южная строительная компания» - Фельдман И.Д., в судебном заседании, вину Общества не признала, пояснила, что ООО «ЮСК» не осуществляет деятельность по накоплению и хранению отходов и извлечению из этого прибыли, Общество заключило договор со специализированной организацией занимающейся    предоставлением услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-5 класса опасности.

К материалам дела о проведении проверки по ст.8.2 КоАП РФ до составления протокола об административном правонарушении были предоставлены документы, исключающие наличие и состав административного правонарушения.

25.01.2019 года ООО «ЮСК» заключило договор на оказание услуг по разработке паспортов опасных отходов(1-4 класса опасности); до составления протокола получило акт отбора проб отходов от 28.02.2019 года, протокол    лабораторных измерений проб отходов от 12.03.2019 года;    паспорт отходов 1-4 класса опасности, который был направлен в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Дополнительно пояснила, что в момент проведения проверки работниками предприятия производился демонтаж деревянной опалубки, фрагменты которой были сложены насыпью, указанные деревянные элементы не являются отходами производства, а являются продуктом многоразового использования, при этом деревянная доска, не является отходом 1-4 класса опасности, на который требуется паспорт.

Представитель ООО «ЮСК» - Кара Ш.Д., действующая на основании доверенности, поддержала доводы директора ООО «Южная строительная компания» - Фельдман И.Д., просила производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях юридического лица состава правонарушения.

Суд, выслушав представителей лица привлекаемого к административной ответственности, исследовав представленные материалы, приходит к следующему:

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований санитарно - эпидемиологического законодательства.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 12.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 4 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 80 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).

Данными правилами установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), требования которых предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках (пункт 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03).

В соответствии с пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

Как следует из материалов дела, административным органом ООО «Южная строительная компания» вменяется то что, указанное юридическое лицо, на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу <адрес>, осуществляло строительные работы не соблюдая экологические и санитарно-эпидемиологические требования, а именно хранение строительных отходов насыпью без покрытия поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием.

Положениями ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" дано толкование понятию "накопление отходов", под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Указанной нормой закона также дано понятие "хранению отходов", которое представляет под собой складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

Вменяя ООО «Южная строительная компания» хранение строительных отходов насыпью, со стороны административного органа не подтвержден факт хранения отходов, т.е. их складирование сроком более чем одиннадцать месяцев.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ООО «ЮСК» послужило обращение в ОМВД РФ по Туапсинскому району гр. Сурина В.В. от 10.02.2019 года, в соответствии с которым он сообщает о производстве незаконных строительных работ по адресу: <адрес>,

После проверки указанного сообщения должностным лицом ОМВД РФ по Туапсинскому району по факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при выполнении работ в отношении ООО «ЮСК» был составлен протокол об административном правонарушении, доказательствами, положенными в основу которого явились: протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.02.2019 года с приложением фототаблиц и видеозаписи; письмо руководителя межрегионального управления Росприроднадзора по КК и РА от 27.02.2019 года; разрешение ООО «ЮСК» на строительство; договором аренды земельного участка от 21.12.2012 года; выписка из ЕГРЮЛ на ООО «ЮСК».

При этом из представленного административным органом протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.02.2019 года(имеющего неоднократные исправления в датах его составления и проведения осмотра) усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу <адрес> хранятся насыпью строительные отходы в асортименте, при этом должностным лицом не конкретизируется вид отходов и место их расположения. Из приобщенной к материалам дела фототаблицы к протоколу осмотра усматривается расположение на территории земельного участка частей деревянной опалубки(деревянная доска, деревянный брус), хранящихся насыпью, при этом указанная фототаблица иных накоплений отходов производства (строительного мусора) хранящихся насыпью не фиксирует. При этом фрагменты деревянной опалубки(деревянная доска, деревянный брус) не является отходом производства, так как указанные элементы не утеряли потребительских свойств и подлежит многоразовому использованию. Кроме того деревянная доска, деревянный брус не является отходом 1-4 класса опасности, соответственно к их хранению и размещению не применимы положения пунктов 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.

Кроме того, видеозапись приобщенная к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов фиксирует факт производимых работ по демонтажу деревянной опалубки, в результате которой образовалось временное складирование элементов опалубки насыпью.

Отходами производства и потребления, в соответствии с абз. 2 ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом расположенные на земельном участке части демонтированное опалубки(деревянная доска), не являются отходом производства, так как не утратили свои потребительские свойства и подлежат повторному(неоднократному использованию).

Вместе с тем анализ приведенных должностным лицом ОМВД РФ по Туапсинскому району доказательств не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что поименованные материалы содержат в себе достаточные данные, на основании которых можно достоверно установить наличие состава административного правонарушения в действиях ООО «ЮСК», а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, достаточных доказательств, которые с достоверностью подтверждали бы факт хранения ООО «ЮСК» строительных отходов 1-4 класса опасности, на строительном объекте, в материалы дела должностным лицом административного органа не представлено.

Кроме того, 09.01.2019г. при начале строительных работ ООО «ЮСК» заключило с МУП ТДРСУ договор от на услуги по сбору и транспортировке отходов производства и потребления 5 класса опасности, помимо этого 11.02.2019 года ООО «ЮСК» заключило с ООО «Кубаньэкоплюс» договор на услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-5 класса опасности.

Одновременно, судом учитывается, что 25.01.2019 года между ООО «ЮСК» и ООО «Онлайн экология» был заключен договор на оказание услуг по разработке паспортов опасных отходов(1-4 класса опасности).

Таким образом, по состоянию на 25.01.2019 года, т.е. дату предшествующую дате проведения проверки, ООО «ЮСК» выполнило возложенные на него требования закона по изготовлению паспортов отходов.

28 февраля 2019 года был составлен акт отбора проб мусора от строительных работ и направлен в аналитическую лабораторию ООО «Лаборатория», имеющую аттестат аккредитации от федеральной службы по аккредитации

12 марта 2019 года лабораторией был составлен протокол лабораторных измерений проб .

Паспорт отхода 1-4 класса опасности были изготовлены и направлены в адрес ООО «ЮСК» 27.03.2019 года и получены заказчиком 03.04.2019 года. В этот же день паспорт отходов 1-4 класса опасности был утвержден директором ООО «ЮСК».

08.04.2019 года копия паспорта отхода 1-4 класса опасности направлена в адрес территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Из вышеуказанного следует, что ООО «ЮСК» при осуществлении деятельности по строительству капитального объекта на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, действовало в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив все вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «ЮСК» состава вмененного административного правонарушения и, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ.

Таким образом со стороны административного органа не представлено доказательств несоблюдения Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а равно образования мест хранения отходов.

В соответствии со статьей 24.1 данного Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из смысла статей 26.1, 26.2 Кодекса, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Содержание материалов дела об административном правонарушении не позволяет установить наличие вины ООО «ЮСК» в данном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах возникают неустранимые сомнения в нарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности, вмененных ему нарушений.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, в материалах дела, а именно протоколе об административном правонарушении от 09.04.2019 года, а также протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.04.2019 года имеются многочисленные исправления, которые не заверены надлежащим образом, в частности протокол об административном правонарушении от 09.04.2019 года содержит исправления в дате совершения правонарушения, так указанная дата 10.02.2019 года(выходной день) исправлена на 11.04.2019 года, внесение изменений в протокол не заверено надлежащим образом, копия измененного протокола не направлена в адрес лица привлекаемого к ответственности. Кроме того, в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.04.2019 года внесены исправления в дату его составления, дату начала осмотра и дату окончания осмотра, а именно дата 10.02.2019 года исправлена на 11.04.2019 года. Кроме того, в письменных объяснениях работника ООО «ЮСК» - Болитсеоларского В.П. и директора ООО «ЮСК» Фельдман И.К. в дату отбора объяснений внесены изменения, а именно дата 10.02.2019 года исправлена на 11.04.2019 года.

Из изложенного усматривается, что указанные исправления были внесены должностным лицом не ранее 09.04.2019 года(даты составления протокола об административном правонарушении), из чего усматриваются возможность несоответствия предоставленных материалов фактическим обстоятельствам дела, в частности даты проведения проверки и даты выявления правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Южная строительная компания» по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней в вышестоящий суд.

Председательствующий: _________ подпись____

Копия верна

Судья Туапсинского городского суда             В.С. Кошевой

Подлинник постановления находится

в материалах дела № 5-162/2019

В Туапсинском городском суде.

УИД <данные изъяты>

5-162/2019

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Южная строительная компания"
Суд
Туапсинский городской суд Краснодарского края
Судья
Кошевой Виталий Сергеевич
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
tuapse-gor.krd.sudrf.ru
15.04.2019Передача дела судье
15.04.2019Подготовка дела к рассмотрению
30.04.2019Рассмотрение дела по существу
15.05.2019Рассмотрение дела по существу
01.07.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее